Файл: Анализ структуры государственного бюджета рф.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
06.02.2021 группа ЗИ -180931
УРОК №3
Практическое занятие №1
Тема: Анализ структуры государственного бюджета РФ.
Формируемые умения:
Требования к результатам освоения
дисциплины в соответствии
ФГОС
по специальности 21.02.05
Формируемые умения на
практическом занятии
уметь: анализировать структуру государственного бюджета,
уметь: уметь проводить анализ структуры государственного бюджета, его доходной и расходной части
Цель: сформировать умение анализировать структуру государственного бюджета РФ
Обеспечение (оснащение) практической работы: тетради для практических работ, калькулятор, ручка, линейка, карандаш
Средства обучения: конспект лекций, методические рекомендации к практической работе, индивидуальные карточки с вариантом практической работы.
Продолжительность занятия: 90 минут
Ход практического занятия
1.Изучить по конспекту лекций теоретический материал по теме
1.2. «Государственные
финансы».
2.Рассмотреть примеры выполнения типовых заданий в теоретическом материале методических рекомендаций к практической работе
3.Выполнить задания практической работы.
4.Ответить на контрольные вопросы.

Теоретические сведения к практическому занятию.
Госбюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
Госбюджет — документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).
Госбюджет – это баланс доходов и затрат государства, основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом,
Государственной Думой, конгрессом и т. п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
Именно с помощью бюджета государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития, с помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности.
Бюджетная система Российской Федерации, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
- первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
- второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- третий уровень – местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ.
Источниками государственного (центрального) бюджета являются:
— прямые и косвенные налоги. В доходах государства они составляют от 80 до 90
%. Самыми крупными из них являются:
— НДФЛ, налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость;
— государственные кредиты. Осуществляются они с помощью денежной эмиссии и реализации государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей). Их доля в госбюджете составляет от 10 до 20 %;


денежная эмиссия (выпуск) бумажных и кредитных денег. К этому источнику правительства прибегают в том случае, если располагаемыми доходами нельзя обеспечить финансирование производимых затрат, т. е. в условиях превышения издержек над доходами.
Структура расходной части бюджета определяется актуальностью поставленных задач и способами их решения в соответствии с концепцией экономической политики.
Расходы госбюджета показывают направления и цели государственных ассигнований.
Все расходы можно подразделить на следующие группы:
- военные;
- экономические;
- на социальные цели;
- на внешнеполитическую деятельность;
- на содержание аппарата управления.
Пример
Задание №1. На основе структуры налоговых и неналоговых доходов государственного бюджета РФ за 2015-2016гг. определить сумму доходов по каждой статье
Вид дохода госбюджета
Структура доходов (%)
Доходы вмлн.руб.
1 2
3
Налог на добычу пролезных ископаемых
7
Налог на прибыль
26
НДФЛ
32
Налог на имущество организаций
21
Акцизы
6
Прочие налоговые доходы
7
Неналоговые поступления
1
Всего доходов
100 32 078

Решение: Определяем сумму доходов по каждой статье, исходя из представленной структуры:
Налог на добычу пролезных ископаемых – 7% от 32 078 млн.руб.
32 078*7/100= 2245, 5 млн.руб.
Таким образом производим расчет по каждой статье. Полученные результаты оформляем в третьей графе таблицы.
Бюджет – это совокупность расходов и предполагаемых для их покрытия доходов.
Таким образом, бюджет можно представить в виде таблицы:
Расходы
Доходы
- собственные
- регулирующие
Если доходы = расходам, то бюджет сбалансированный
Если доходы больше, чем расходы – бюджет профицитный
Если расходы больше, чем доходы – бюджет дефицитный
Пример расчета.
Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области.
Сумма расходной части бюджета области = 500 млн руб.Дефицит бюджета =100 млн руб. Сумма собственных доходов =200 млн руб.
Решение: Заносим все известные данные в таблицу:
Расходы
Доходы
-собственные – 200 млн руб.
-регулирующие - ?
Сумма = 500 млн руб
Сумма - ?
Дефицит - 100 млн руб
Так как в сбалансированном бюджете доходы = расходам, то доходы бюджета
– дефицит бюджета = 500 млн руб. Таким образом, сумма доходов равна 400 млн руб. и регулирующие доходы = 400 млн руб – 200 млн руб = 200 млн руб.

Содержание практической работы № 1
Тема: Анализ структуры государственного бюджета РФ.
Цель: Сформировать умение проводить анализ структуры доходной и расходной части государственного бюджета РФ.
Задание №1 . Анализ доходов государственного бюджета
Провести сравнительный анализ доходной части федерального бюджета на период 2017 и плановый 2018 год. Данные для расчета представлены в таблице №1..
Таблица №1
Доходы федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 год
Доходы федерального бюджета
2017г
2018г
Отклонение
Сумма, млрд. руб.
Удельный вес,%
Сумма, млрд. руб.
Удельный вес,%
По сумме, млрд. руб.
По удельном у весу,%
НЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ
2 351,91 2 348,32
НЕНЕФТЕГАЗОВЫЕ ДОХОДЫ, в том числе:
5 113,54 5 741,35
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
ОРГАНИЗАЦИЙ
583,76 636,28
НАЛОГИ И ВЗНОСЫ НА
СОЦИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ
496,36 562,8
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ
(РАБОТЫ, УСЛУГИ)
РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА
ТЕРРИТОРИИ РФ
1 914,47 2 206,46
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ,
ВВОЗИМЫЕ НА ТЕРРИТОРИЮ
РФ
1 029,76 1 182,54
НАЛОГИ, СБОРЫ И
РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА
ПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ
39,50 37,31
ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ПОШЛИНА
34,49 36,56
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
297,00 301,73
ПРОЧИЕ ДОХОДЫ
718,20 777,67
ВСЕГО ДОХОДОВ
7 465,45 100,00%
8 089,67 100,00%
Задание №2. Анализ расходов.
В соответствии со статьей 21 Бюджетного Кодекса РФ классификация расходов бюджета состоит из 11 разделов. Они являются едиными для бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов.
Задание : Произвести расчет удельного веса каждого раздела расходов бюджета РФ, определить отклонение по сумме и по удельному весу. Сделать вывод по полученным данным. Построить гистограмму по удельному весу структуры расходов за 2018 г


Таблица №2
Расходы федерального бюджета на 2017год и на плановый период 2018
Расходы федерального бюджета
2017г
2018г
Отклонение
Сумма, млрд. руб.
Удельный вес,%
Сумма, млрд. руб.
Удельный вес,%
По сумме, млрд. руб.
По удельному вес,%
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ
899,84 963,10
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА
566,74 596,19
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
642,61 693,51
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
789,62 528,55
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ
ХОЗЯЙСТВО
56,29 51,86
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
10,21 10,96
ОБРАЗОВАНИЕ
313,64 339,85
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
73,01 67,58
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ
245,22 295,36
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
342,67 396,54
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ
2423,12 2720,97
УСЛОВНО УТВЕРЖДЕННЫЕ РАСХОДЫ
186,30 404,50
СЕКРЕТНЫЕ СТАТЬИ
901,88 1021,00
ВСЕГО
7451,15 100,00%
8089,97 100,00%
Задание №3
3адача 1. Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области.
Сумма расходной части бюджета области = 300 млн руб.Дефицит бюджета =40 млн руб. Сумма собственных доходов =100 млн руб.
Задача 2. Рассчитайте сумму дефицита бюджета области и сумму субвенции.
Сумма регулирующих доходов бюджета = 400 млн руб. Сумма закрепленных доходов = 300 млнруб. Сумма расходной части бюджета = 800 млн руб. Сумма субвенции составляет 30% суммы дефицита.
Задача 3. Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области, при условии, что расходная часть бюджета составляет 340 млн руб., закрепленные доходы равны 110 млн руб, а дефицит бюджета 40 млн руб.
Задача 4. Расходная часть бюджета составляет 515 млн руб., закрепленные доходы
130 млн руб., регулирующие доходы равны 285 млн руб., а субвенция составляет 30% от
дефицита бюджета. Рассчитайте сумму дефицита бюджета и сумму субвенции.
Задача 5. Рассчитайте сумму регулирующих доходов бюджета области.
Данные для расчета: сумма расходной части бюджета области 450 млрд. руб.
Дефицит бюджета 60 млрд. руб. Сумма закрепленных доходов 180 млрд. руб.
Задача 6. Рассчитайте сумму дефицита бюджета области и сумму субвенции.
Данные: сумма регулирующих доходов бюджета 220 млрд. руб. Сумма закрепленных доходов 270 млрд руб. Сумма расходной части бюджета 560 млрд. руб. Сумма субвенции составляет 40% суммы дефицита.
Контрольные вопросы:
1 Что понимается под государственным бюджетом?
2 Что включается в структуру доходов государственного бюджета РФ?
3 Назовите основные разделы структуры расходной части бюджета РФ.
4 Назовите уровни бюджетной системы РФ.
5 Дайте определение понятию «доходы бюджета», перечислите их.
6 Дайте определение понятию «расходы бюджета», перечислите их.
7 Дайте определение понятию «бюджетная классификация».
8 Дайте определение понятию «бюджетный профицит» и «бюджетный дефицит»
9 Назовите источники покрытия бюджетного дефицита.
10 Дайте определение понятию «дотация»
11 Дайте определение понятию «субвенция»
12 Дайте определение понятию «субсидия
Критерии оценки
Оценка «5»
Ставится за работу, если выполнено 3 задания полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4»
Ставится за работу, если выполнено 2 задания полностью, но при наличии в ней не более двух недочетов в каждом задании,
Оценка «3»
Ставится за работу, если выполнено задание по варианту полностью, но имеется более двух недочетов, либо верно выполнено только общее задание
Оценка «2»
Ставится за работу, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки три.
Оценка «1»
Ставится, если студент совсем не выполнил ни одного задания


ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ
06.02.2021 группа ЗИ -180931
УРОК №4
Практическое занятие №2
Тема: Анализ доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
Формируемые умения:
Требования к результатам освоения
дисциплины в соответствии
ФГОС
по специальности 21.02.05
Формируемые умения на
практическом занятии
уметь: анализировать структуру государственного бюджета
уметь: уметь проводить анализ структуры государственного бюджета, в части доходов и расходов государственных внебюджетных фондов
Цель: сформировать умение анализировать доходную и расходную часть бюджета государственных внебюджетных фондов РФ.
Обеспечение (оснащение) практической работы: тетради для практических работ, калькулятор, ручка, линейка, карандаш
Средства обучения: конспект лекций, методические рекомендации к практической работе, индивидуальные карточки с вариантом практической работы.
Продолжительность занятия: 90 минут
Ход практического занятия
1.Изучить по конспекту лекций теоретический материал по теме
1.2. «Государственные
финансы».
2.Рассмотреть примеры выполнения типовых заданий в теоретическом материале методических рекомендаций к практической работе
3.Выполнить задания практической работы.
4.Ответить на контрольные вопросы.

Теоретические сведения к практическому занятию
Внебюджетные фонды - это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответствии с уровнем управления - на государственные и региональные.
С помощью в
небюджетных фондов возможно: влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий; обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды; оказывать социальные услуги населению путем выплаты пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом; предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам, включая иностранные государства.
Источники формирования внебюджетных фондов имеют как относительно постоянный, так и временный характер. Они могут быть разными на территории государства, различаясь по административно-территориальным единицам.
Налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов.
1. Самый крупный и значимый из них - Государственный пенсионный
фонд. Средства ПФР формируются за счет: страховых взносов работодателей; страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов; страховых взносов иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, их семьям - социальных пенсий, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части

пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на затраты по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых ПФР Государственным фондом занятости населения РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессивных требований; добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
Бюджет Пенсионного фонда образуется в основном из страховых взносов субъектов Пенсионного страхования, к которым относятся: работодатели - предприятия, учреждения, организации, включая колхозы и совхозы; крестьянские (фермерские) хозяйства; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; физические лица, зарегистрированные в государственных органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица; физические лица, использующие труд наемных работников в личном хозяйстве
(домашние работницы, личные секретари, водители личного легкового автотранспорта и т.п.); частные детективы и частные охранники, выполняющие свою деятельность от своего имени, а не от имени работодателей; нотариусы, занимающиеся частной практикой.
2. Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС) создан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования
Средства фонда образуются за счет: страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности); страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию; доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;
добровольных взносов физических и юридических лиц; ассигнований из республиканского бюджета РФ; прочих доходов.
Средства фонда направляются на:
выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, на погребение; санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также на другие цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством (частичное содержание санаториев-профилакториев, санаториев и оздоровительных лагерей для детей и юношества, лечебное питание; частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей, оплаты проезда к месту лечения, отдыха и др.); создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда на всех уровнях; обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управления фонда; проведение научно-исследовательских работ по вопросам социального страхования и охраны труда; осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами фонда.
3. Фонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии с
Законом Российской Федерации от 8 июня 1991 г. № 1499-1 и предназначен для аккумулирования финансовых средств и обеспечения стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования.
Финансовые средства фонда формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование.
Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создан Фонд обязательного медицинского страхования как самостоятельное некоммерческое финансово-кредитное учреждения