Файл: Лучшие модели и практики наставничества педагогических работников в Российской Федерации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 5

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа № 1
Лучшие модели и практики наставничества педагогических работников в Российской Федерации
Описание, требования к выполнению: слушателям предлагается определить проблематику внедрения и реализации системы наставничества в своей образовательной организации, изучить представленные в разделе и самостоятельно найденные информационные и учебные материалы. По результатам анализа материалов заполнить таблицу.

Критерии оценивания: задание считается выполненным, если в таблице заполнены все столбцы и строки. Задание проверяется слушателем по заданным критериям проверки.
Задание:

1. Сформулируйте проблематику внедрения системы наставничества в Вашей образовательной организации.

2. Изучите представленные в разделе учебные материалы.

3. Используя доступные информационные ресурсы, найдите примеры отечественных практик организации наставничества в общеобразовательных организациях / организациях дополнительного образования / организациях среднего профессионального образования.

4. Проанализируйте отобранные материалы, используя критерии, отраженные в таблице. Отберите практики наставничества, применение которых возможно в Вашей образовательной организации.

5. Заполните таблицу.


№ п/п

Проблема реализации наставничества в образовательной организации

Описание практики наставничества в образовательной организации, выявленной в результате анализа информационных материалов

Ключевой критерий выделения данной практики

Возможность ее применения

Ожидаемый эффект применения

Возможные риски и способы их предотвращения1

1

2

3

4

5

6

7

1

Низкий уровень включенности студентов в социальные, культурные, образовательные процессы колледжа

взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов;

взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков;

взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом.

Взаимодействие «студент – студент» обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации

"классные часы", организация совместных конкурсов и проектных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации).

повышение успеваемости улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации;

численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций;

количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов;

снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах;

снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.




2

Низкая уверенность в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциалов у молодых специалистов

Успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

взаимодействие "опытный педагог - молодой специалист", классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы;

взаимодействие "лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы", конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: "не могу найти общий язык с учениками", "испытываю стресс во время уроков"), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив;

взаимодействие "педагог-новатор - консервативный педагог", в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю "старой школы" овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями;

взаимодействие "опытный предметник - неопытный предметник", в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.).

Форма наставничества "учитель - учитель" может быть использована как часть реализации программы повышения квалификации в организациях, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и образовательным программам среднего профессионального образования. Отдельной возможностью реализации программы наставничества является создание широких педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия.

повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния;

рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации);

качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах);

сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами;

рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста.




3

Низкий уровень уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования

Взаимодействие обучающегося старших классов средней школы (ученик) и представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в зависимости от мотивации самого наставляемого (личная, общепрофессиональная или конкретно профессиональная) может происходить прикладное знакомство с профессией.

Успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся

Возможна интеграция в классные часы, курс предметов, связанных с деятельностью организации наставника, совместное участие в конкурсах, выполнение проектных работ, способствующих развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное, студенческое и предпринимательское сообщества.

Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона образовательной организации;

численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке;

увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия;

численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником);

увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников;

увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки;

численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников.




4

КРИПКРО – оказывают помощь при внедрении системы наставничества на региональном уровне по вопросам информационно-аналитического характера, учебно - методического сопровождения реализации дополнительных программ по направлению наставничества.

Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ ПР)- осуществление тьютерского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников в образовательных организациях.

Облегчить приобретенных профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую практику.

институт, обеспечивающий передачу социально значимого профессионального и личностного опыта,

акцент на то, что необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Обратить внимание на то, что учитель - соавтор образовательного продукта, а ученик- активный участник образовательного процесса, деятель. Были выделены основные этапы урока:

Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учителем проблемы ученикам.

Поиск решения проблемы учениками.

Применение знаний учениками.

Рассмотрены формы работы с обучающимисяуроке, система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока.


рели составление технологических карт

В части оценки наставнической программы в образовательной организации подобными критериями могут быть: соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программам, по которым она осуществляется, оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам заложенным в модели и программах, соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям, наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности, логичность и понимание ситуации, правильность выбора основного направления взаимодействия, положительная динамика, степень удовлетворенности всех участников

личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников.

Элемент системы дополнительного профессионального образования, которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения квалификккк.

Составная часть методологической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами.








5

Полное раскрытие потенциала личности наставляемого необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Оренбургской области.

-разработка и реализация

мероприятий дорожной

карты внедрения целевой

модели;

-реализация программ

наставничества;

-реализация кадровой

политики, в том числе:

привлечение, обучение и

контроль за деятельностью

наставников, принимающих

участие в программе

наставничества;

- назначение куратора

внедрения целевой модели

наставничества в

образовательной

организации;

- инфраструктурное и

материально-техническое

обеспечение реализации

программ наставничества;

В части оценки наставнической программы в образовательной организации подобными критериями могут быть: соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программам, по которым она осуществляется, оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам заложенным в модели и программах, соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям, наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности, логичность и понимание ситуации, правильность выбора основного направления взаимодействия, положительная динамика, степень удовлетворенности всех участников

-экскурсии,

презентации;

-тематические дни

-консультации,

беседы;

-диагностика

актуального уровня

профессионального

развития молодого

учителя;

-разработка

индивидуальных

программ

(маршрутов)

профессионального

и личностного

развития;

- семинары,

практикумы,

квесты, тренинги в

рамках

тематических и

Накопленный системой образования области педагогический и организационный потенциал, многолетний и успешный опыт взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями культуры, спорта, ведущими предприятиями региона создает благоприятные условия для внедрения в образовательных организациях региона, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные программы и программы среднего профессионального образования, целевой модели наставничества, направленной на максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Оренбургской области.

- недостаточный уровень исполнительской дисциплины;

- недостаточный профессиональный уровень кадров, необходимый для эффективной реализации мероприятий Программы;

- отсутствие или недостаточность межмуниципальной и межсубъектной координации в ходе реализации Программы,

Меры управления рисками:

- разработка и внедрение системы контроля и управления реализацией мероприятий Программы;

- мониторинг результативности реализации Программы;

- проведение подготовки и переподготовки кадров;

- обеспечение процесса информирования исполнителей по отдельным мероприятиям Программы, а также разработка соответствующих мер в рамках сетевого взаимодействия по межмуниципальной и межсубъектной координации в ходе реализации Программы.



Обобщенные критерии проверки и оценивания:

1. Заполнены все ячейки таблицы (столбец 7 заполняется на усмотрение слушателя).

2. Представлены не менее 5 образцов отечественных практик внедрения и реализации системы наставничества, в том числе не менее 3 – региональных, не менее 2 – муниципальных и образовательных организаций.

3. Слушателем сформулированы не менее 3 проблем реализации наставничества в его образовательной организации.

4. Выявлены практики, позволяющие решить сформулированную слушателем проблему реализации наставничества в его образовательной организации.





1 Заполняется на усмотрение слушателя.