Файл: Лучшие модели и практики наставничества педагогических работников в Российской Федерации.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 5
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 1
Лучшие модели и практики наставничества педагогических работников в Российской Федерации
Описание, требования к выполнению: слушателям предлагается определить проблематику внедрения и реализации системы наставничества в своей образовательной организации, изучить представленные в разделе и самостоятельно найденные информационные и учебные материалы. По результатам анализа материалов заполнить таблицу.
Критерии оценивания: задание считается выполненным, если в таблице заполнены все столбцы и строки. Задание проверяется слушателем по заданным критериям проверки.
Задание:
1. Сформулируйте проблематику внедрения системы наставничества в Вашей образовательной организации.
2. Изучите представленные в разделе учебные материалы.
3. Используя доступные информационные ресурсы, найдите примеры отечественных практик организации наставничества в общеобразовательных организациях / организациях дополнительного образования / организациях среднего профессионального образования.
4. Проанализируйте отобранные материалы, используя критерии, отраженные в таблице. Отберите практики наставничества, применение которых возможно в Вашей образовательной организации.
5. Заполните таблицу.
№ п/п | Проблема реализации наставничества в образовательной организации | Описание практики наставничества в образовательной организации, выявленной в результате анализа информационных материалов | Ключевой критерий выделения данной практики | Возможность ее применения | Ожидаемый эффект применения | Возможные риски и способы их предотвращения1 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Низкий уровень включенности студентов в социальные, культурные, образовательные процессы колледжа | взаимодействие "успевающий - неуспевающий", классический вариант поддержки для достижения лучших образовательных результатов; взаимодействие "лидер - пассивный", психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или развитием коммуникационных, творческих, лидерских навыков; взаимодействие "равный - равному", в процессе которого происходит обмен навыками, например, когда наставник обладает критическим мышлением, а наставляемый - креативным; взаимная поддержка, совместная работа над проектом. | Взаимодействие «студент – студент» обучающихся одной образовательной организации, при котором один из обучающихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишенное тем не менее строгой субординации | "классные часы", организация совместных конкурсов и проектных работ, участие в конкурсах и олимпиадах, совместные походы на спортивные и культурные мероприятия, способствующие развитию чувства сопричастности, интеграции в сообщество (особенно важно для задач адаптации). | повышение успеваемости улучшение психоэмоционального фона внутри класса (группы) и образовательной организации; численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных секций; количественный и качественный рост успешно реализованных образовательных и творческих проектов; снижение числа обучающихся, состоящих на учете в полиции и психоневрологических диспансерах; снижение числа жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся. | |
2 | Низкая уверенность в собственных силах и развитие личного творческого и педагогического потенциалов у молодых специалистов | Успешное закрепление на месте работы или в должности педагога молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне. | взаимодействие "опытный педагог - молодой специалист", классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы; взаимодействие "лидер педагогического сообщества - педагог, испытывающий проблемы", конкретная психоэмоциональная поддержка (проблемы: "не могу найти общий язык с учениками", "испытываю стресс во время уроков"), сочетаемая с профессиональной помощью по приобретению и развитию педагогических талантов и инициатив; взаимодействие "педагог-новатор - консервативный педагог", в рамках которого, возможно, более молодой педагог помогает опытному представителю "старой школы" овладеть современными программами, цифровыми навыками и технологиями; взаимодействие "опытный предметник - неопытный предметник", в рамках которого опытный педагог оказывает методическую поддержку по конкретному предмету (поиск пособий, составление рабочих программ и тематических планов и т.д.). | Форма наставничества "учитель - учитель" может быть использована как часть реализации программы повышения квалификации в организациях, осуществляющих деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и образовательным программам среднего профессионального образования. Отдельной возможностью реализации программы наставничества является создание широких педагогических проектов для реализации в образовательной организации: конкурсы, курсы, творческие мастерские, школа молодого учителя, серия семинаров, разработка методического пособия. | повышение уровня удовлетворенности собственной работой и улучшение психоэмоционального состояния; рост числа специалистов, желающих продолжать свою работу в качестве педагога в данном коллективе (образовательной организации); качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных наставляемым классах (группах); сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами; рост числа собственных профессиональных работ: статей, исследований, методических практик молодого специалиста. | |
3 | Низкий уровень уровня мотивированности и осознанности обучающихся в вопросах образования, саморазвития, самореализации и профессионального ориентирования | Взаимодействие обучающегося старших классов средней школы (ученик) и представителя регионального предприятия (организации) (профессионала), при котором наставник активизирует профессиональный и личностный потенциал наставляемого, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации. В процессе взаимодействия наставника с наставляемым в зависимости от мотивации самого наставляемого (личная, общепрофессиональная или конкретно профессиональная) может происходить прикладное знакомство с профессией. | Успешное формирование у обучающихся осознанного подхода к реализации личностного потенциала, рост числа заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков обучающихся | Возможна интеграция в классные часы, курс предметов, связанных с деятельностью организации наставника, совместное участие в конкурсах, выполнение проектных работ, способствующих развитию чувства сопричастности, интеграции в школьное, студенческое и предпринимательское сообщества. | Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона образовательной организации; численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий по профессиональной подготовке; увеличение процента обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия; численный рост успешно реализованных и представленных результатов проектной деятельности (совместно с наставником); увеличение числа обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и присоединиться к сообществу благодарных выпускников; увеличение числа обучающихся, поступающих на охваченные программой наставничества направления подготовки; численный рост планирующих трудоустройство на региональных предприятиях выпускников. | |
4 | КРИПКРО – оказывают помощь при внедрении системы наставничества на региональном уровне по вопросам информационно-аналитического характера, учебно - методического сопровождения реализации дополнительных программ по направлению наставничества. Центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (ЦНППМ ПР)- осуществление тьютерского сопровождения индивидуальных образовательных маршрутов педагогических работников в образовательных организациях. Облегчить приобретенных профессиональных компетенций в ежедневную педагогическую практику. | институт, обеспечивающий передачу социально значимого профессионального и личностного опыта, акцент на то, что необходимо урок направить на развитие личности учащегося. Обратить внимание на то, что учитель - соавтор образовательного продукта, а ученик- активный участник образовательного процесса, деятель. Были выделены основные этапы урока: Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учителем проблемы ученикам. Поиск решения проблемы учениками. Применение знаний учениками. Рассмотрены формы работы с обучающимисяуроке, система оценивания полученных результатов, а также особенности составления планов современного урока. рели составление технологических карт | В части оценки наставнической программы в образовательной организации подобными критериями могут быть: соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программам, по которым она осуществляется, оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам заложенным в модели и программах, соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям, наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности, логичность и понимание ситуации, правильность выбора основного направления взаимодействия, положительная динамика, степень удовлетворенности всех участников | личностного опыта, системы смыслов и ценностей новым поколениям педагогических работников. Элемент системы дополнительного профессионального образования, которая обеспечивает непрерывное профессиональное образование педагогов в различных формах повышения квалификккк. Составная часть методологической работы образовательной организации по совершенствованию педагогического мастерства работников, включающую работу с молодыми специалистами. | | |
5 | Полное раскрытие потенциала личности наставляемого необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Оренбургской области. | -разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели; -реализация программ наставничества; -реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества; - назначение куратора внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации; - инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ наставничества; | В части оценки наставнической программы в образовательной организации подобными критериями могут быть: соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программам, по которым она осуществляется, оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам заложенным в модели и программах, соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям, наличие соответствующего психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности, логичность и понимание ситуации, правильность выбора основного направления взаимодействия, положительная динамика, степень удовлетворенности всех участников | -экскурсии, презентации; -тематические дни -консультации, беседы; -диагностика актуального уровня профессионального развития молодого учителя; -разработка индивидуальных программ (маршрутов) профессионального и личностного развития; - семинары, практикумы, квесты, тренинги в рамках тематических и | Накопленный системой образования области педагогический и организационный потенциал, многолетний и успешный опыт взаимовыгодного сотрудничества с учреждениями культуры, спорта, ведущими предприятиями региона создает благоприятные условия для внедрения в образовательных организациях региона, реализующих общеобразовательные, дополнительные общеобразовательные программы и программы среднего профессионального образования, целевой модели наставничества, направленной на максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого необходимого для успешной личной и профессиональной самореализации, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 10 лет, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов, проживающих на территории Оренбургской области. | - недостаточный уровень исполнительской дисциплины; - недостаточный профессиональный уровень кадров, необходимый для эффективной реализации мероприятий Программы; - отсутствие или недостаточность межмуниципальной и межсубъектной координации в ходе реализации Программы, Меры управления рисками: - разработка и внедрение системы контроля и управления реализацией мероприятий Программы; - мониторинг результативности реализации Программы; - проведение подготовки и переподготовки кадров; - обеспечение процесса информирования исполнителей по отдельным мероприятиям Программы, а также разработка соответствующих мер в рамках сетевого взаимодействия по межмуниципальной и межсубъектной координации в ходе реализации Программы. |
Обобщенные критерии проверки и оценивания:
1. Заполнены все ячейки таблицы (столбец 7 заполняется на усмотрение слушателя).
2. Представлены не менее 5 образцов отечественных практик внедрения и реализации системы наставничества, в том числе не менее 3 – региональных, не менее 2 – муниципальных и образовательных организаций.
3. Слушателем сформулированы не менее 3 проблем реализации наставничества в его образовательной организации.
4. Выявлены практики, позволяющие решить сформулированную слушателем проблему реализации наставничества в его образовательной организации.
1 Заполняется на усмотрение слушателя.