Файл: В современном мире информационные технологии получили распространение во всех сферах жизнедеятельности человека.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире информационные технологии получили распространение во всех сферах жизнедеятельности человека. Наступление информационного общества и развитие цифровой экономики является закономерным этапом развития любого государства. Активное внедрение цифровизации обуславливает внесение кардинальных изменений в действующее законодательство. Цифровизация не обошла стороной отношения по социальному обеспечению, возникающие в случае реализации в отношении граждан социальных рисков, обусловленных биологическими, экономическими и социальными причинами.
Массовая информатизация выступает как организационный процесс удовлетворения информационных потребностей индивида на основе внедрения информационнокоммуникационных технологий во всех областях человеческой деятельности и в частной жизни граждан. Нельзя подвергать сомнению тот факт, что указанные технологии являются частью жизни каждого человека, и без них сейчас достаточно тяжело существовать. Нужно сказать, что высоко влияние цифровых технологий на возможность экономически активного населения работать и обеспечивать себе таким образом средства к существованию, на занятость населения, на уровень безработицы и, как следствие, на принципиальную необходимость социальной защиты и на ее количественные и качественные характеристики.
Поэтому на сегодняшний день актуализируется не только вопрос выявления преимуществ цифрового развития, но и осмысления их способности отвечать социально-экономическим вызовам и проблемам времени. Прежде всего, нужно понимать, что информационные технологии внедряются во многих направлениях, реализуемых в отношениях по социальному обеспечению.
Одним из направлений, отражающих внедрение информационных технологий, является Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО), созданная в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» . Она представляет собой информационную систему, которая позволяет гражданам и органам власти получать актуальную информацию о мерах социальной поддержки как в отношении отдельно взятого человека, так и в
целом по стране, а также получать сведения, необходимые органам власти для предоставления мер социальной поддержки.
Несомненно, данная идея является необходимой и верной, однако, чтобы она была реализована, необходимо создать полноценное и эффективное правовое поле, адаптировать законодательство к овременным реалиям.
По состоянию на 1 января 2022 года в ЕГИССО отражены сведения о 70,44 млн. получателей мер социальной защиты. Это на 6,9 % больше, чем было отражено по состоянию на 1 января 2021года. В систему загружено 21,45 тыс. мер социальной защиты (на 72,5 % больше, чем на 1 января 2021 года)1.
Не смотря на активное развитие ЕГИССО, в настоящее время существует комплекс неразрешенных проблем, как технического, так и правового характера, что негативно отражается на функционировании данной информационной системы.
В связи с вышеизложенным, тема данной работы представляет высокую актуальность в настоящее время.
Объектом исследования являются правоотношения, которые возникают в результате функционирования Единой государственной информационной системы социального обеспечения.
Предмет исследования – нормы законодательства, регулирующие функционирование Единой государственной информационной системы социального обеспечения, научные публикации по теме исследования и материалы правоприменительной практики.
Целью работы является исследование проблем функционирования и значения Единой государственной информационной системы социального обеспечения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть историю становления, понятие и значение Единой государственной системы социального обеспечения
2. Исследовать полномочия и обязанности субъектов Единой государственной системы социального обеспечения.
3. Рассмотреть особенности функционирования Единой государственной системы социального обеспечения.
4. Проанализировать проблемы и перспективы развития Единой государственной системы социального обеспечения.
Теоретической базой работы являются труды ученых по теме исследования: М.А. Афанасьевой, Е.В. Борисовой, И.И, Какадия, Н.В. Романовой и др.
Нормативно-правовую базу работы составили: ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ; Постановление Правительства РФ «О Единой государственной информационной системе социального обеспечения» от 16.08.2021 № 1342.
Методологическую основу исследования составил диалектический метод познания правовой действительности. Обоснованность подтверждений и выводов, представленных в работе, достигается за счет следующих общенаучных методов познания: анализ, синтез, дедукция, исторический, системный подход, сравнительный метод; частно-научные методы юридической науки: формально-юридический метод и сравнительно-правовой метод.
Выпускная квалификационная работа включает: введение, две главы, четыре параграфа, заключение и библиографический список.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 История становления, понятие и значение Единой государственной системы социального обеспечения
В современном мире в качестве ценного ресурса выступает информация. Под информацией понимают факты и сведения об окружающем мире, которые отражаются в человеческом сознании и фиксируются каким-либо способом, в связи с чем наделены свойством воспроизводимости. Однако зачастую информационные потоки могут быть слишком объемны, из-за чего становится необходимым их особая обработка и систематизация.
Новейшие технологии способствуют развитию экономики государства, социальной сферы, повышают уровень доступности государственных услуг.
Потребность внедрения информационных услуг в Российской Федерации очевидна. Так, обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в социальной сфере выделено в качестве приоритетной национальной цели развития Российской Федерации в соответствии с указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»2.
Ранее 29 декабря 2015 г. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» №388-ФЗ3 были внесены изменения, в соответствии с которыми регламентировалось создание ЕГИССО.
Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО) является информационной системой, позволяющей получать гражданам и органам власти актуальную информацию о мерах социальной поддержки, оказываемых из бюджетов всех уровней, как в отношении отдельно взятого человека, так и в целом по стране, а также получать сведения, необходимые органам власти для предоставления мер социальной поддержки.
Были введены положения (гл. 2.1), определяющие:
1. Назначение и требования к системе.
2. Полномочия оператора информационной системы и оператора инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы.
3. Права и обязанности участников информационного взаимодействия.
Актуальность исследования ЕГИССО как новой информационной реальности в сфере социального обеспечения можно обосновать тем, что на современном этапе развития российского общества система социального обеспечения является многоуровневой.
Функционирование ЕГИССО позволяет разместить информацию о ряде социальных услуг на одном ресурсе, благодаря чему граждане могут получить всю необходимую информацию о мерах социальной защиты без излишних временных затрат
На сегодня ЕГИССО - необходимая новация в социальной сфере. Разработчиком и оператором ЕГИССО отчетные является азвитию Пенсионный помощи фонд защиты Российской загрузка Федерации.
ЕГИССО - это указанные единая случае инфраструктура, окончания обеспечивающая правовым взаимодействие практики в сфере позволяет предоставления россии социального системной обеспечения загрузки на всей гарантий территории данных Российской сбора Федерации. Данная начатого информационная сказать система функции предоставляет например уникальную заявок возможность услуг в получении данной органам клиента власти основании и гражданам через Российской назначать Федерации системы актуализированной услуг информации очевидным о мерах лечении социальной также поддержки4.
Данная своими система хранения была процесс внедрена субъектов в несколько данные этапов.
Пилотными одном регионами защиты по внедрению конце ЕГИССО системы стали поставщик Алтайский власти край, функции Калужская начатого область связи и Республика которых Башкортостан. На труду начальном защиты этапе загрузки критериями роблемы выбора единой стали:
1. Инициативное