Файл: Этапы построения психологического исследования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 6

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Гуманитарно-педагогический институт

(наименование института полностью)

Педагогика и психология

(Наименование учебного структурного подразделения)

37.03.01

(код и наименование направления подготовки / специальности)

Психология

(направленность (профиль) / специализация)



Практическое задание №_3__
по учебному курсу « Общая психология 1 »

(наименование учебного курса)
Вариант ____ (при наличии)

Тольятти 2023

Задание 1

Таблица 1.
Этапы построения психологического исследования.


Последовательность этапов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Содержание этапа

(поставить букву из списка)

Д

М

Г

В

А

И

Е

О

Ж

Б

Л

К

З

Н

Задание2
Методы исследований в психологии



Название

метода

Суть метода

Достоинства

метода

Недостатки метода

1.

Эксперимент

Для этого приема необходимо создание определенных условий. Цель — выявление или опровержение конкретных психологических фактов. Может проходить в естественных для испытуемых условиях, при этом индивид не знает, что он является объектом экспериментов. Если эксперимент проводится в лабораторных условиях, то подсобными материалами будут: аппаратура, инструкции, оборудованное помещение. Индивид понимает цель своего пребывания в лаборатории, но конечный смысл эксперимента до него не доводится.

Обеспечивается высокая точность результатов, Возможны повторные исследования в аналогичных условиях, Осуществляется почти полный контроль за всеми переменными

Условия деятельности испытуемых не соответствуют реальности, Испытуемые знают о том, что они являются объектами исследований

2.

Тесты

Одинаковое, короткое задание для всех объектов исследования. Исходя из полученных данных, составляется представление о наличии определенных качеств (памяти, внимания, интеллекта) у тестируемых.

Высокий уровень достоверности, Практичность, большие группы испытуемых, быстро обрабатываются результаты с помощью ЭВМ


Каждый человек индивидуален, поэтому не всегда верны результаты; у человека много зависит от настроения и окружающих людей; ложь, приукрашивание своих способностей.


3.

Беседа

Основное условие- непринужденность и атмосфера доверия. В ходе общения психолог получает необходимую информацию о жизни, взглядах, деятельности объекта изучения. При этом общение происходит с двух сторон.

В ходе беседы можно получить наиболее полную информацию о личности испытуемого, которую нельзя узнать другими методами.

Беседа – единственный вид исследования, позволяющий различить правду или ложь в словах собеседника, так как здесь используются невербальные сигналы (жесты, мимика, позы, тон голоса и прочее), анализируемые специалистом для определения точной информации.

Материальные затраты сводятся к минимуму, так как не используется дополнительное оборудование и инструменты (ручки, бумага на множественные анкеты и т.д.).

Доброжелательность и позитивный настрой исследователя помогают раскрепоститься собеседнику, что повышает вероятность получить более достоверную информацию.

Испытуемый может быть уверен в конфиденциальности беседы, так как она проводится наедине со специалистом.

Эмоциональная разрядка в процессе беседы, остальные же методы исследования не предоставляют такой возможности.


Необходим высокий уровень профессионализма психолога для проведения результативного исследования (превосходное знание всех этапов данного метода, умение находить индивидуальный подход, располагать к общению).

Данный метод требует много времени, что имеет большое значение для массовых опросов.

При недостаточном профессионализме исследователя есть вероятность некорректных вопросов, а также нарушения объективности, что негативно сказывается на эффективности беседы, либо она может окончательно прерваться.

Недостаточное умение специалиста строить вербальное общение. При данном условии беседа превращается в допрос и возможность результативного взаимодействия с собеседником значительно снижается.

При групповых опросах некоторые люди (например, интроверты, люди с психологическими проблемами) чувствуют себя некомфортно, так как нет конфиденциальности.


4.

Анкетирование

Подбор фактов на основе отчета испытуемых по специальным программам. При этом огромное значение имеет правильность содержания и формулировка поставленных вопросов

Анкетирование позволяет привлечь к исследованию значительное количество респондентов.

Возможность получения информации от большого количества людей за короткий промежуток времени.

Возможность осуществления компьютерной обработки информации.

При анонимном анкетировании можно получить большее количество правдивых и открытых высказываний.


Зависимость от репрезентативности выбора, правдивости ответов, распыления элементов в общей выборке и плане выборки.

Влияние субъективных факторов, таких как нежелание давать правдивые ответы, поспешность и необдуманность ответов.


5.

Интроспеция

Суть метода в том, что психологи с большими подробностями описывали свои ощущения, состояния, переживания, которые появлялись у них при предъявлении определённых раздражителей (зрительных, слуховых, при постановке тех или иных задач): «Сначала я получил ощущение красного, и оно затмило все остальное; потом оно сменилось впечатлением круглого…». Метод реализовывался в строго контролируемых лабораторных условиях. Целью являлось выделение простейших элементов сознания, т. е. ощущений и элементарных чувств.

Преимущество метода интроспекции заключается в том, что сам человек может познать себя лучше, чем бы это сделали другие. Таким образом, интроспекция связана с рефлексией.

Необъективность, субъективизм

6.

Экспертных оценок

При использовании экспертных оценок обычно предполагается, что мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта. В некоторых работах отмечается, что это предположение не является очевидным, но одновременно утверждается, что при соблюдении определенных требований в большинстве случаев групповые оценки надежнее индивидуальных.

Синтез опыта и интуиции для получения нового знания; возможность полученияколичественных оценокв случаях, когда отсутствуют

статистические сведения или показатель имеет качественную природу; быстрота получения результатов

Достоверность и надежность результатовисследования зависят откомпетентности эксперта; субъективность метода, трудоемкость процедуры сбора информации; потребность в высоко квалифицирован-ных специалистах для проведения опроса


7.

Математической обработки

Качественный метод-интерпретация полученных данных и их дифференциация материала по типам, группам, вариантам. Применение математической статистики в психологии позволяет исследователю разобраться в экспериментальном материале, сгруппировать данные, выделить скрытые факты, наличие и характер статистических связей. Математическая обработка результатов обеспечивает доказательность (репрезентативность) исследований. В сочетании с качественными показателями количественная обработка значительно повышает объективность психологического исследования.

Наличие объективного эталона величины признака, принятого за единицу меры; возможность прямо или косвенно сопоставлять любое измеряемое явление с этим эталоном; неизменность измеряемых признаков в течение нужного периода времени

Невозможно прямо измерить уровень знаний и умений. Выполнить эти условия в психологических исследованиях не всегда удается, отсюда трудности измерений и сложности применения аппарата математики.

8.

Моделирования

Способ познания, который позволяет участвовать в схематическом представлении реальных жизненных ситуаций. Моделирование обучает путем активного вовлечения студентов в изучаемую ситуацию. Этот метод ценится за его тесную связь с реальностью, потому что воспроизводятся многие характеристики подлинного объекта.

Моделирование развивает интерес к жизненным ситуациям и проблемам. Оно может изменить отношение студента к учебе, «освежает» учебную обстановку, вносит разнообразие в обучение. Преподаватель выступает в роли помощника, тренера, а студенты учатся принимать решения. Важнейшим преимуществом является активность студента.

Чрезмерно упрощенное представление реальности может затруднить восприятие материала, и студент не получит полезного опыта познания. На таком занятии время будет потрачено неплодотворно. Во время такого упражнения может возникнуть искушение участников нарушить правила игры, поэтому нужен серьезный контроль за студентами.