ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок № 18. Владимиро-Суздальское княжество.
Цели урока: познакомить с особенностями развития Владимиро-Суздальского княжества; определить характер княжеской власти в северо-восточных землях Руси.
Планируемые результаты:
Предметные: объяснять социально-экономические причины раздробленности Руси; называть хронологические рамки периода раздробленности Руси; применять понятийный аппарат исторического знания; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выделять последствия раздробленности; описывать особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Владимиро-Суздальского княжества;
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности.
Регулятивные: ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; формировать целевые установки учебной деятельности; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную.
Познавательные: создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; владеть общими приемами решения учебных задач; комплексно характеризовать исторические события и явления; анализировать духовные ценности наших предков.
Личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.
Оборудование: учебник, презентация, карта.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Ход урока. Организационный момент.
Проверка знаний.
1. Путь «Из варяг в греки»? | Из Балтийского моря в Чёрное |
2. Основатель Киева? | Кий, Щек, Хорив, Лыбедь |
3. Первый Варяжский князь на Руси? | Рюрик (Новгород) |
4. Сбор дани в Киевской Руси X века? | Полюдье |
5. Многобожие, вера в духов? | Язычество |
6. Кто установил нормы дани? | Княгиня Ольга (Уроки) |
7. Как Святослав объявлял о войне? | «Иду на Вы» |
8. Бог грома и молнии у славян? | Перун |
9. Когда было крещение Руси? | 988 (река Днепр, Почайна) |
10. Основатели славянской письменности? | Кирилл и Мефодий |
11. Штраф в Древней Руси? | Вира |
12. Община в Древней Руси? | Вервь |
13. Долг в Древней Руси? | Купа. «Закуп» - должник |
14. Договор в Древней Руси? | Ряд |
15. Когда был Любечский съезд | 1147 |
16. Народное собрание? | Вече |
План урока:
1. Освоение земель Северо-Восточной Руси.
2. Характер княжеской власти в северо-восточных землях.
3. Князь Юрий Долгорукий.
4. Андрей Боголюбский.
5. Всеволод Большое Гнездо.
6. Культура Владимиро-Суздальской земли.
Проблемные вопросы
— Как природные условия повлияли на политическую историю Владимиро-Суздальского княжества?
— Почему Владимиро-Суздальское княжество стало одним из самых сильных на Руси?
Изучение нового материала.
1. Освоение земель Северо-Восточной Руси
«Земля за великим лесом» - Залесская Русь в XI в. была окраиной Древнерусского государства. Обширная и богатая территория с сетью рек и речек
, лесами, болотами и плодородными землями тогда еще только заселялась. «Чудское захолустье», как назвал эти земли историк В.О. Ключевский, первоначально не привлекало внимания киевских князей.
- Почему эта территория стала претендовать на первенство?
- Найдите на карте (с. 105 учебника) города Ростов, Суздаль, Владимир. Определите границы Владимире-Суздальского княжества в середине XII в.
- Сравните размеры территории различных земель и княжеств.
- Какие природные факторы помогли Владимиро-Суздальскому княжеству приобрести большое влияние.
Причины возвышения Владимиро-Суздальского княжества:
1) ополье - территория с плодородной почвой (достаточно много плодородных земель);
2) возросший приток переселенцев, спасающихся от половецких набегов, усобиц и иных невзгод;
3) леса, богатые зверем, грибами и ягодами;
4) сеть рек, богатых рыбой;
5) профессиональный опыт переселенцев - ремесленников и земледельцев;
6) отсутствие опасности набегов степняков;
7) нахождение на пересечении торговых путей (по рекам Оке и Волге).
Основные занятия населения: земледелие, скотоводство, рыбная ловля, добыча соли, бортничество, бобровый промысел, ремесла.
2. Характер княжеской власти в северо-восточных землях
Большую роль в истории играет личность правителя. Владимиро-Суздальская земля отличалась сильной княжеской властью.
Верховная власть, как законодательная, так и исполнительная, принадлежала великому князю. В XIII-XIV вв. титул великого князя владимирского считался главным в Северо-Восточной Руси. При князе был совет, состоявший из служилого боярства, духовенства и княжеской дружины. Для решения наиболее важных вопросов созывались феодальные съезды, а в чрезвычайных ситуациях - вече.
3. Князь Юрий Долгорукий (1125-1157).
Князь Юрий, правитель богатого края и основатель Москвы, обнаружил стремление к единодержавию на Руси, пытаясь распространить свою власть на главные города севера и юга страны - Новгород и Киев. За это он и получил прозвище Долгорукий.
- Какие положительные и отрицательные черты были присущи Юрию Долгорукому как государственному деятелю?
4. Андрей Боголюбский (1157-1174).
Сын Юрия Долгорукого - Андрей Боголюбский родился в 1111 г. Когда он подрос, отец дал ему в управление Владимир-на-Клязьме. В этом маленьком городе Андрей прокняжил несколько лет. В середине 1140-х гг. Юрий начал борьбу за киевский стол и ввязался в бесконечную войну с южными князьями. Захватив киевский престол, Юрий посадил Андрея в Вышгороде. Но Андрею не жилось там. В 1150 г. он ушел на свой родной север.
В мае 1157 г. Юрий Долгорукий умер в Киеве. Андрей принял власть в Суздале и Ростове, но не поехал в эти города, а сделал своим стольным городом Владимир. Князь украсил новую столицу великолепными сооружениями.
Князь Андрей был очень набожен. Нередко по ночам он один входил в церковь. При этом Боголюбский оставался суровым хозяином, который всегда поступал по-своему, а не по обычаю. Никому из братьев князь Андрей не дал волости в Суздальской земле. В 1162 г. он выгнал из княжества свою мачеху, греческую царевну Ольгу, вторую жену Юрия Долгорукого, вместе с ее детьми Мстиславом, Васильком и восьмилетним Всеволодом, потом удалил и племянников - двух сыновей своего старшего брата Ростислава Юрьевича. Не любил Андрей старшей отцовской дружины. Многих Юрьевых бояр он выгнал, других заключил в темницу.
- Какие положительные черты были присущи Андрею Боголюбскому?
- Какие качества князя вам не понравились?
- Чем отличалось правление князя Андрея от правления его отца?
5. Всеволод Большое Гнездо (1154-1212).
Всеволод не любил воевать, но его полки ходили на Волжскую Болгарию, на половцев, на Рязань, которую ему удалось временно подчинить. Но не только ратными делами прославился князь: он продолжил строительство городов и храмов. При нем был возведен знаменитый Дмитровский собор во Владимире.
Всеволод заложил основу того княжения, в результате которого из сильного Владимирского княжества впоследствии возросло новое Московское княжество и возникло Московское государство. Подчинил Новгород, сам выбирал епископа. Не мучаясь от угрызений совести, он сеял вражду между удельными князьями для укрепления собственной власти. Расчетливый, способный к жестокому образу действий, Всеволод «княжил счастливо, благоразумно от самой юности и строго соблюдал правосудие.
- Какие положительные черты были присущи Всеволоду Большое Гнездо?
- Какие качества князя вам не понравились?
Заполните сравнительную таблицу «Правители Владимиро-Суздальского княжества».
Юрий Долгорукий | Андрей Боголюбский | Всеволод Большое Гнездо |
| | |
- Что объединяет всех этих политических личностей?
- В чем их сильные и слабые стороны?
- Что знаменательного совершили владимирские князья для своего княжества?
- Что сделал каждый из них для усиления своей власти?
6. Культура Владимиро-Суздальской земли
Мы говорили, что политическая раздробленность Руси имела и положительные последствия. Например, каждое княжество приобретало особенные черты культурного развития.
- Назовите важнейшие достижения культуры Владимиро-Суздальской земли
- Что способствовало развитию культуры во Владимиро-Суздальском княжестве?
Подведение итогов урока.
1. Какие особенности географического положения способствовали её успешному развитию?
2. Особенности системы управления в Владимиро-Суздальском княжестве?
3. Каким образом князья Северо-Восточной Руси укрепляли свою власть?
4. Что способствовало развитию культуры во Владимиро-Суздальском княжестве?
Домашнее задание: § 13, вопросы на стр. 115 – 116.