Файл: Учебник по информационноаналитической работе. Оглавление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 169

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ные моменты отдельных случаев и затем довести это до сведения лиц, для которых он готовит ин­формационный документ.
Изучение отдельных случаев как метод информационно-аналитической работы.

В исследовательской работе в области обще­ственных наук часто применяются два совершен­но противоположных метода: метод статистичес­кого анализа и метод изучения отдельных случаев. Эти методы различны, но дополняют друг друга, помогая каждый по-своему установить истину. В каждом исследовании можно скорее добиться успеха, если применить отдельные элементы обо­их этих методов.

Одно из преимуществ метода статистического анализа заключается в том, что он позволяет ох­ватить большое количество изучаемых объектов.

Итак, статистический анализ и обобщения полезны. Однако крайне желательно дополнять их изучением отдельных случаев, приводя конкрет­ные примеры положения отдельных людей, об­щественных групп и т. д., рассказывая о про­шлом, настоящем и будущем этих людей, об их успехах и неудачах, — одним словом, показывая их живыми, полнокровными. Тем самым мы вне­сем в аналитическую информацию важнейший элемент — саму жизнь.

Глава III. Работа с источниками информации.

Планирование работы.


План — это схематически записанная сово­купность коротко сформулированных мыслей-заголовков, это «скелет произведения». Приме­ром плана к книге, правда очень общего, отмеча­ющего лишь узловые разделы, является обычное оглавление. Проглядывая его, не читая самой кни­ги, можно получить представление о ее содержа­нии и схеме построения. План как форма записи обычно значительно более подробно передает со­держание частей текста, чем оглавление книги.

Форма записи в виде плана чрезвычайно важ­на для организации умственного труда, для раз­вития навыка четкого формулирования и умения вести другие виды записей.

Простой и сложный планы. По форме члене­ния и записывания планы могут быть подразде­лены на простые и сложные. Сложный план в от­личие от простого имеет ко всем основным пунк­там еще и подпункты, которые детализируют или разъясняют содержание основных. План может быть записан в виде схемы, отражающей взаимо­связь положений. Это план-схема.
Достоинства плана.

Удачно составленный план прочитанной кни­ги говорит в конечном итоге об умении анализи­ровать текст, о степени усвоения его содержания.

План имеет ряд достоинств, которые выдви­гают его, наряду с конспектами и тезисами, во вполне независимую, самостоятельную форму за­писи.

Самая короткая запись. Именно благодаря этому план легко совершенствовать как по суще­ству, так и по форме, при этом вновь и вновь продумывая содержание предмета.

Нагляден и обозрим. Никакие другие формы записи, кроме плана, не могут в такой яркой и легко обозримой форме отразить последователь­ность изложения материала.

Обобщает содержание. Хорошо составленный план раскрывает и само содержание произведе­ния. В этой записи есть уже элементы обобще­ния, которые могут быть далее развиты в тезисах, конспектах, рефератах.

Восстанавливает в памяти прочитанное. План помогает легче уяснить содержание, способствует ускоренной проработке материала.

План, составляемый к крупным произведени­
ям, которые прорабатывают продолжительное время, позволяет рационально, без большой по­тери времени перед возобновлением работы вос­произвести в памяти прочитанное ранее. При этом напоминает лишь самое главное, сущест­венное, если, конечно, читатель хорошо овладел материалом.

Помогает составлению записей. Руководству­ясь пунктами плана и обратившись к подлинни­ку, можно составить и другие, уже более подроб­ные и обстоятельные записи — конспекты, тези­сы, рефераты. С помощью плана составлять их проще. Даже если с момента составления плана прошло довольно много времени, он поможет со­зданию конспекта или тезисов.

Путем составления, например, подробного плана к конспекту можно легко и быстро выявить повторения и непоследовательность в изложении текста, улучшить запись, сделав ее логически чет­кой и последовательной.

С помощью плана читатель сам контролирует степень усвоения текста (при самоконтроле по­дробные ответы на вопросы плана говорят о хо­рошем усвоении).

План настолько помогает сосредоточиваться даже при сильно рассеянном внимании и умст­венном утомлении, что его можно рекомендовать как стимулирующий внимание фактор. В этом случае обычно нет надобности составлять план ко всему материалу подряд. Достаточно сделать подробный план к двум-трем страницам текста, как работа, которая ранее не ладилась и шла вяло, начинает продвигаться быстро.

Попутное с чтением составление плана не позволяет отвлекаться, заставляет вникать в работу, в смысл читаемого, отображать его в виде заголов­ков содержания, мобилизовать внимание. А если читающий все же отвлекся, ему следует бегло прочитать пункты составленного ранее плана и мысленно раскрыть их содержание. Потерянная было связь быстро восстановится. А при новом сплошном, дословном чтении книжного текста не только теряется время, но и повышается утом­ляемость.

Вдумчивое чтение всегда сопровождается со­ставлением — в уме или на бумаге — плана, отра­жающего содержание, его логику и последова­тельность. Отсюда вывод: чем лучше читатель
озаглавливает содержание, тем продуктивнее он читает, облегчая себе при этом анализ и запоми­нание текста.

Все книги и статьи, конечно же, пишутся по плану, ему подчиняется содержание, но плана в виде частых подзаголовков или подробного оглавления в книге опубликовано может и не быть. Тем более его не дают к статьям. В этой традиции есть свой смысл. Читатель должен как бы восстанавливать план, то есть сам докапываться до смысла. При составлении плана во время чте­ния одновременно происходит выборка нужного, закрепление его в памяти, а в результате возника­ет понимание идей и последовательности их подачи.
Начало работы.

План помогает активно читать источник, и нет смысла откладывать его составление до по­вторного чтения, как иногда советуют. Это ухуд­шило бы первоначальное восприятие материала и необоснованно отодвинуло бы во времени со­ставление записи. Поэтому, в отличие от кон­спектов и тезисов, которые действительно есть смысл делать только после полного прочтения материала и хорошего с ним ознакомления, пунк­ты плана можно и нужно фиксировать немедлен­но, уже в процессе первоначального чтения, под первым впечатлением.

Потом, в дальнейшей работе, план может ис­правляться и уточняться. Если в формулировке какого-нибудь пункта и будет допущена неточ­ность, ее легко устранить, так как формулировка пункта предельно кратка. При этом само исправ­ление уточнит первоначальное восприятие. Иног­да полезно составить не один, а несколько вари­антов плана или отдельных его частей, особенно при новых обращениях к источнику.

Составляя план при чтении, прежде всего, ста­раются определить границы микротем текста, т. е. те места, где кончается одна микротема и начи­нается другая. Эти места в книге тотчас же и от­мечают. Нужным отрывкам дают заголовок, фор­мулируя пункт плана. Затем снова просматри­вают прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен переход от одной микротемы к другой, и уточнить, если необходимо, формули­ровки.

При этом нужно стремиться, чтобы заголов­ки — пункты плана — наиболее полно раскрыва­ли мысли автора. Последовательно прочитывая
текст, составляют к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Если план должен стать самостоятельной формой записи, то его об­рабатывают в процессе дальнейшего изучения источника.

Правильная работа над книгой окажет тут большую помощь. Чтобы облегчить составление плана, самые важные места в книге отмечают легко стирающимся карандашом или вкладными листками. Подчеркивания, отчеркивания и над­писи, выносимые на поля в книге или на лист­ках, станут своеобразными пунктами составляе­мого плана. Порой эти надписи или подчеркну­тые фразы книги и будут записаны как пункты плана.

Подзаголовки книги и оправданное содержа­нием деление текста на абзацы облегчают созда­ние плана. Однако часто, составляя план книги (особенно когда он предназначен для последую­щей разработки тезисов), не обращают внимания на подзаголовки, членящие текст, а тем более на абзацы. В этом случае стараются оценить выска­зывания автора по существу и отобразить их в плане, причем последовательность его пунктов не обязательно должна совпадать с порядком из­ложения содержания в оригинале, поэтому, в част­ности, полезно рядом с пунктами плана писать номера страниц относящегося к ним текста.
Способы работы.

Иногда в начале работы уже по характеру ма­териала и целям составления плана видно, что он должен быть сложным, но порой это становится ясно не сразу, а лишь в ходе его написания.

Составляя сложный план, объединяют часть пунктов под одним заглавием или, наоборот, де­тализируют некоторые пункты, разбивая их на более мелкие. Другими словами, возможны два способа работы:

1. Составляют подробнейший простой план, а далее преобразуют его в сложный, группируя час­ти пунктов под общими для них заголовками (ос­новными пунктами сложного плана).

2. Составляют краткий простой план и затем, вновь читая текст, пишут сложный, подыскивая детализирующие пункты. Этот путь, требующий больших затрат времени, приемлем лишь при продолжительной, заранее запланированной ра­боте над фундаментальным произведением.

В общем же случае, как мы уже отметили, це­