Файл: Доклад из опыта работы учителя биологии Лупешко Н. И.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

21.10.2022г
Доклад из опыта работы учителя биологии Лупешко Н.И.

«Исследовательская деятельность как способ реализации деятельностного подхода на уроках биологии

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня;

они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача – это помочь им раскрыться,

развить собственные идеи».

И.Г.Песталоцци.

На современном этапе, в условиях модернизации образования и в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед школой стоит задача формирования личности, умеющей самостоятельно организовать свою деятельность и свободно ориентироваться в информационном пространстве. В связи с этим, в образовательных учреждениях внедряется личностно-ориентированный и системно - деятельностный подход.

Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Этим обусловлено распространение в школах методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.

Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с заранее неизвестным решением. Нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в природе чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа каждой конкретной ситуации. (по Селевко, 1998).

Исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи: развивает научное мышление, транслирует предметное содержание, формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.

Задача педагога — создание развивающей среды, в которой задаются формы и условия для развития исследовательских компетенций, способствующие формированию у учащегося внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме как научного, так и житейского плана с исследовательской, творческой позиции.

Формирование исследовательских компетенций происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности. Начиная работу над исследованием, следует ответить не только на вопрос «Как мы это делаем», но и «Почему мы это делаем?». Важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?» ( Манаков Н. А., Наумова О.Ю. Ваш первый научный проект. Методические рекомендации, Оренбург, 2006 г .).


Работая с учащимися над исследовательским проектом, я работаю последующему плану я выделяю насколько этапов:

І этап. Подготовка к исследовательской работе (проекту)

1. Найти проблему – то, что на твой взгляд хочешь изучить и исследовать.

2. Назвать свое исследование, т.е. определить тему исследовательской работы

3. Описать актуальность исследовательской работы, т.е. обосновать выбор именно этой темы работы

4. Сформулировать цель исследовательской работы и поэтапно расписать задачи исследовательской работы

5. Выбрать оптимальный вариант решения проблемы

6. Составить вместе с учителем план работы для реализации исследовательского проекта.

ІІ этап. Планирование исследовательской работы

1.Определить, где искать информацию

2. Определить способ сбора и анализа информации

3. Выбрать способ представления результатов работы, т.е. в какой форме будет отчет (текстовое описание работы, присутствие диаграмм, презентации, фотографий процесса исследования или эксперимента, аудио- или видео-записи наблюдений, опытов, этапов эксперимента и конечного результата)

4. Установить критерии оценки (как будешь оценивать) хода эксперимента, исследования, полученного результата исследовательской работы (исследовательского проекта)

5. Распределить задачи и обязанности между учащимися в группе, если это групповой проект.

 

ІІІ этап. Исследование (процесс исследования, эксперимента)

1. Собрать необходимую информацию для проведения исследования, при необходимости, провести расчеты, замеры, подбери качественный и безопасный материал и инструменты для эксперимента и т.д.

2. Провести то, что запланировал: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты, опыты, необходимую работу.

ІV этап. Выводы

1. Провести анализ полученной в ходе исследовательской работы информации;

2. Сформулировать выводы (добился ли того, что ставил в цели и задачах).

V этап. Отчет и защита работы

1. Оформить и подготовить представление результатов своей работы: защиту в виде устного отчета, устный отчета с демонстрацией, письменного отчета и краткой устной защиты с презентацией;


2. Провести защиту своей исследовательской работы (проекта) и принять участие в возможном обсуждении, давать четкие ответы на возникшие вопросы.

VІ этап. Оценка процесса и результатов работы 1. Поучаствовать в оценке исследовательской работы путем коллективного обсуждения и самооценки.

Подведение итогов, оформление результатов

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное. При этом необходимо объяснить учащимся, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого потребуется:

• дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

• ранжировать основные идеи исследования;

• выработать суждения и умозаключения;

• сделать выводы по результатам исследования;

• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

• подготовить текст выступления;

• приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

• подготовиться к ответам на вопросы.

На этом этапе происходит закрепление и проверка уровня развития исследовательских компетенций учащихся.

В своей работе я широко использую такие формы работы, которые позволяют учащимся проявлять собственную активность, наиболее полно реализуя свои знания и умения. На уроках биологии я большое внимание уделяется учебно-исследовательским работам школьников.

Они включают виды исследовательской деятельности на уроке:

1.Применение исследовательских методов изучения (предлагаю проблемное задание, учащиеся без помощи учителя ищут способ решения)

2.Проведение учебного эксперимента : лабораторные работы - субъективно новые знания получают в результате работы

3.Нетрадиционные уроки (урок - презентация, ток-шоу «Суд над бактериями», «Турнир юных биологов», «Создание мини – проектов», викторина «Что,где,когда?»

4.Домашние задания исследовательского характера:

5.Наблюдение за живыми объектами: за поведением рыб в аквариуме, поведением хомячка в клетке.

6.Наблюдение за своим организмом (частота дыхания после физической нагрузки, реакция организма на время суток и др.)


7.Творческие задания – стихи, кроссворды, викторины, презентации.

8.Летние задания: сбор тематического гербария, коллекций семян .

во внеурочное время:

1.Подготовка и участие в олимпиадах по биологии

2.Участие в конкурсах, природоохранных мероприятиях

3.Участие в образовательных экспедициях (экскурсиях по экологической тропе, походах по родному краю)

4.Проведение кружков «Юный эколог», «Цветоводство»

5.Написание творческих работ

6.Написание рефератов

7.Выполнение мини – исследований «Моё любимое домашнее животное»

8.Создание буклетов « Семейства» 7 класс

9.Создание презентаций двудольных и однодольных растенй

10.Создание моделей (цветкового растения, цветков различных семейств, клетки)

11.Создание книги юного биолога – « Энциклопедия лекарственных растений родного края»

12.Оформление электронных альбомов: («Мои любимые домашние животные» - 7 класс;

« Животные нашего края » , « Птицы нашего края » , «Первоцветы»- 7 класс).

В процессе оформления результатов исследования выявляются недоработки и намечаются пути их устранения, готовится необходимая документация, определяются формы его презентации. Главная задача научного руководителя на этом этапе — организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказать помощь в организации его презентации.

Примеры исследовательской деятельности

Сюда относятся все лабораторные и практические работы по биологии, начиная с 6-го класса и заканчивая 11 классом. Выполняя лабораторную работу, ученик получает субъективно новые знания.

На уроке биологии в 6 классе «Строение и жизнедеятельность бактерий » учащиеся поделены на группы. Каждая из которых использует инструктивные карточки и выращивает бактерии картофельной и сенной палочки с последующим наблюдением и изучением .

На уроке биологии в 8 классе, изучая тему « Гигиена кожи», ввожу элементы деловой игры – « На приёме у доктора». Ребята посовещавшись, распределяют роли профессионалов: дерматолог, косметолог, биохимики, специалисты по гигиене и другие.

Учащиеся 9 класса провели исследование на тему» Нанотехнологии в биологии». Работа была представлена на школьной научно-практической конференции.

Презентация результатов исследования


Презентация исследования — это его публичная зашита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании и т.п. Преподаватель должен определить доступные технические средства сопровождения выступления, вследствие чего презентация готовится или в электронном виде, либо в виде стендового доклада со слайдами, видеоматериалами и фотографиями. Если в результате выполнения работы изготовлено какое-либо устройство, необходима демонстрация его в действии или показ подтверждающих видеоматериалов. Публичная защита предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.

Вывод: Применяя технологию исследовательской деятельности, активно внедряется личностно-ориентированный подход.