Файл: Курсовая работа По предмету Право социальное обеспечение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ПО "Томский финансово-юридический техникум"

Курсовая работа
По предмету: Право социальное обеспечение

На тему: Общая характеристика социального обеспечения в России до 1917 года.
Студент Моногенов Никита Александрович

Курс: 2 Группа № 20304
Специальность: Право и организация социального обеспечения
Предметная комиссия ______________________________________________
Руководитель: ___________________ ФИО _______________ (подпись, дата)


Томск 2022


АНО ПО "Томский финансово-юридический техникум"

Оглавление


ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД 5

1.1 Первые социально-правовые формы материального обеспечения пожилых и инвалидов в России 5

1.2 Причины возникновения законодательства о социальном обеспечении 10

М. Б. Свердлова. Русская правда (пространная редакция). подготовка текста, перевод и комментарии М. Б. Свердлова. институт русской литературы — том 4. – 1963. - С. 51. 10

1.3 - Появление социального страхования в России 11

ГЛАВА 2 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗРЕНИЕМ. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ, ИСХОДЯ ИЗ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ 14

2.1 Приказы общественного призрения 14

2.2 Виды и принципы социального страхования в XIX веке 15

ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ. 18

3.1 Основные проблемы социального обеспечения в России 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 22

1.БРЭ. научная статья. Приказы общественного призрения. Г. Н. Ульянова. 2021 год. 22


















ВВЕДЕНИЕ



Необходимость социального обеспечения назрела вместе с появлением первого общества. В любом обществе находятся люди, которые в силу не зависящих от них причин, не могут сами обеспечивать свою собственную жизнедеятельность. К числу таких людей, прежде всего, относятся дети и старики. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно, в связи с временной или пожизненной потерей здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей необходимость в социальной помощи, прибавились причины, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, которые, в свою очередь и порождают безработицу, инфляцию и бедность.

Развитие социальных связей и общества в целом, к числу причин нуждаемости граждан в социальной помощи, добавляются экономические отношения в обществе, которые порождают безработицу и бедность.


Представленная работа посвящена теме “Социальное обеспечение в России до 1917 года.”

Актуальность темы курсовой работы вытекает из значения исторического опыта реализации российским государством функций в сфере социального обеспечения, а также крайне высокой исторической ценностью, ведь по тому, как на протяжении всего становления России, от общин древних славян язычников, до падения императорской династии и невообразимого изменения страны можно просмотреть как видоизменялось и усложнялось общества и общественные отношения в нем.

Необходимо видеть и понимать, что уже применялось к обществу Российского государства на протяжении истории, что хорошо себя зарекомендовало, а что наоборот, разочаровало.

Необходимость систематизировать те крупицы информации, что сохранились и были обнаружены, задать более популистический вектор темы курсовой работы.

Также, актуальность подтверждается достаточно небольшой разработанностью темы, и небольшим количеством информации, которая не расположена на поверхности, но от этого эта тематика не становиться менее интересной и не утрачивает своей практической и теоретической значимости.

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении основных типов материального обеспечения в дореволюционный период.

Рассмотреть первые социально – правовые формы материального обеспечения пожилых и инвалидов в России.

Исследовать причины появления законодательства в сфере социального обеспечения.

Рассмотреть, как возникло социальное страхование в России.

Ознакомиться с видами органов социального обеспечения в истории России.

Исследовать виды социального страхования и принципы, по которым оно осуществлялось на территории Российского государства.

Выявить проблему социального обеспечения в России до событий 1917 года.

Объектом исследования является анализация условий социального обеспечения в дореволюционной России.

Предметом исследования является правовое регулирование социального обеспечения в дореволюционной России, выраженное в разного рода научной литературе.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Эмпирическая база курсовой представлена М. В. Фрисов, Г. Н. Ульянов, А. В. Бодрин, Л. А. Таболько.

Методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы. Источниками информации для написания работы по теме Социальное обеспечение в России до 1917 года послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике Социальное обеспечение в России до 1917 года, справочная литература, прочие актуальные источники информации.


ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД



    1. Первые социально-правовые формы материального обеспечения пожилых и инвалидов в России



Социальная поддержка сильно изменилась с момента ее первого появления. Первые системы были не так разнообразны и представляли из себя, практически, свойственную сейчас родственную помощь. Также большое влияние оказывали обычаи, почтение предков и боги, а в те далекие времена рассердить предка или бога являлось чем – то грандиозно ужасным, ведь люди верили, что все их успехи и неудачи – воля предков или богов.

Первые концепции появились в V веке нашей эры, они разделялись на:

  1. Княжие концепты помощи;

  2. Общинные концепты помощи;

  3. Сакральные концепты помощи;

Княжие концепты помощи заключались в простом принципе – “Ты мне, я тебе”, причем относился данный вид концепта только к князю и его дружинникам и соответственно, эти отношения должны были устраивать как князю, так и дружину. По большей части это работало так – князь кормит дружину до и после набегов, а в замен дружинники торговали от лица князя, устраивали города и колонии, вершили суды, а также казни, но по первому же зову князя должны были выступить в поход.

Общинные концепты помощи строились на основах жизнедеятельности рода. Адам Бременский, северогерманский хронист и схоластик, говорил1 о славянах следующее ’’Нет народа более гостеприимного и приветливого, чем они”. Гость в доме хозяина находился, как бы, под защитой владельца дома и в случае причинения некого вреда гостю, хозяин начинал войну, считая месть за гостя – своей обязанностью.

Сакральные концепты помощи определялись со слова языческих богов, они диктовали правильный концепт поведения, исходя из чего получается, что сегодня, многие из поступков языческих славян необходимо воспринимать через призму культуры того времени, например добровольный уход жен в случае смерти мужа связан с тем, что жена «не считала пребывание во вдовстве за жизнь2, но на тот момент это считалось совершенно нормальным и даже богоугодным деянием.

Так же особенно выделялись праздники в честь предков, например, Радоничные деды, Масленые деды, Троицкие деды. Их проводили по большей части исходя из потребностей все того же простого принципа - “Ты мне, я тебе.” Считалось, что если духу предка преподнести щедрый дар, то он сделает землю плодородной, а урожай добрым. В целом, славяне строили практически всю систему социальной поддержки на вышеописанном принципе, даже если конкретно этот человек не мог ничего дать в замен, то это давали боги, а если не они, то предки, так или иначе, но этот принцип сохранял свою работоспособность.


Стоит отметить и существование различных институтов помощи, из них на сегодняшний день известны следующие:

Институты поддержки, которые подразделяются на Братчину и поминальную тризну.

Первый, является праздником и заключался в том, что в честь почитаемого святого, собирались жители всех окрестных деревень и каждый из них отдавал в общее пользования немного еды, туда приходили все нищие и богомольцы, они содержались там до трех дней.

Второй институт являлся своеобразным праздником в честь покойного, так как считалось, что он незримо присутствует при празднике. Обряд состоял из трех частей:

  1. Принесение жертв;

  2. Различного рода увеселения, например военные игры, песни;

  3. Поминальное пиршество;

Так же родственники умершего жертвовали так называемую “справу”, что по сути являлась обыкновенной милостыней с рук.

Княжие пиры так же выполняли функцию, в том числе и социально полезную. На таких пирах приглашались все дружинники князя, но и любому пришедшему гостю тоже всегда были рады, не имело значения ни возраст, ни материальное состояние, ни даже вера в иных богов или единого бога.

Как пример, слова Ивана Гавриловича Прыжова1, что “Греческая церковь, задолго до принятия христианства на Руси, посылала туда монахов – паломников, которые приносили “богатую милостыню” из славянских земель. Возможно, что княжеские пиры были одним из ее источников”.

Формами поддержки пожилых людей были содержание у собственной семьи, а если семьи не было или по иным причинам она не помогала старику, то заботу о таком брала на себя община. В случае с совсем уже “дряхлыми старцами”, таких брали на житье в дома другие семьи, на срок два – три дня, после чего старика передавали в следующее место постоя.

Сироты, исходя из традиций, не сильно отличались от пожилых людей, ребенок также переходил из дома в дом. Был и второй вариант, ребенка – сироту могли взять на попечение те люди, которые в силу возраста не могли заботиться о хозяйстве, взамен же ребенок обязан был почитать своих родителей, вести хозяйство и похоронить последних.

Одним из наиболее поздних видов социальной поддержки является институт помощи вдовам. Вдовы занимались подготовкой умерших к погребению, а взамен они получали либо одну треть имущества покойного, либо его одежду.


Политику древнего народа, который и повинен в образовании институтов “презрения” хорошо описывают слова2 князя Владимира Мономаха «Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека». В целом такое “убоголюбие” на Руси, а позднее и в России останется еще на долго, хотя и претерпит некоторые изменения и перерастёт от заботы общей, в заботу государства.

Забота государства о нуждах своих не защищенных членов, есть не только обязанность, навязываемая гуманностью, которой обязаны быть проникнуты государственные учреждения, но и главная цель политики, оберегающей интересы государства.

Необходимость в законодательном введении норм, регулирующих социальное обеспечение граждан страны, была вызвана развитием в России промышленного производства. В целом же исторические условия экономической и политической жизни России представляли собой неблагоприятную почву для развития в ней организаций помощи нуждающимся со стороны государства. До конца XVIII века Россия была по преимуществу страной аграрной со слабым развитием городской жизни. Главная масса населения - крестьяне - жили общинным строем. Община, хотя и в неидеальной форме и недостаточных размерах, но все-таки обеспечивала своим членам поддержку в случае наступления нужды. Общинный строй, как таковой, имел много недостатков, он тормозил развитие производственных отношений в сельском хозяйстве, не позволял отдельной семье расширить и укрупнить сельскохозяйственное производство, производить накопление капитала. Однако в социальном плане общинный строй бесспорно нес несомненные и вполне определенные блага. Община сдерживала имущественное и социальное расслоение, в определенной степени сглаживала социальные различия в деревне. Община оказывала поддержку, если кто-либо из ее членов находился в тяжелом материальном положении. Старик, увечный либо сирота, оставшийся без попечения родителей, вполне мог рассчитывать на поддержку со стороны общины и практически всегда ее получал. Значительная часть городского населения не порывала связи с деревней и искала в ней убежища при всяком несчастии. Таким образом, необходимость в организации социального обеспечении со стороны государства, была в России достаточно долго слаба, во всяком случае слабее, чем в странах Запада в тот же период.

С развитием производства возникла потребность в законодательном регулировании вопросов, застрагивающих социальное обеспечение граждан в случаях, когда без помощи государства лицо не в состоянии решить их самостоятельно.