Файл: Курсовая работа По предмету Право социальное обеспечение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



1.2 Причины возникновения законодательства о социальном обеспечении



Законодательство о социальном обеспечении впервые появилось в 996 году. Изданный великим князем Владимиром Святославовичем, указ, суть которого заключалась в следующем – “общественное призрение было поручено попечению и надзору духовенства. Владимир заботился также о создании богаделен, странноприимных домов1.” В Повести временных лет так же описаны слова великого князя по отношению к юродивым, калекам и старцам – “всякому нищему и убогому приходить на княжеский двор, брать кушанье, питьё и денег из казны. Устроил он и такое: сказав, что "немощные и больные не могут добраться до двора моего", приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мёд в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: "Где больной, нищий или кто не может ходить”2, что хорошо показывает личное отношения великого князя Владимира к незащищенным слоям населения. Связанна такая любовь к убогим с тем, что в X веке на Руси юродивые считались не чем-то отталкивающим, а наоборот, их считали за “Живой учебник” нравственности, а в качестве награды за помощь такого рода людям, являлось спасение собственной души.

Великий князь Ярослав Мудрый первый в истории Российского государства, кто закрепил, в своем законе под названием “Русская правда”, первый “Прототип” социальной программы3.

Исходя из вышеописанных мнений правителей, при которых появилось законодательство Социального обеспечения, можно выделить и следующие причины его появления:

  1. Традиции – еще задолго до становления Руси, населявшие те земли славяне помогали нищим, старым и убогим. Это дань уважению предкам и традициям, а они, без сомнения, играли важную роль в тогдашнем обществе.

  2. Вера – и в христианстве, и в язычестве – душа являлась важным элементом и ради ее спасения, необходимо было проявлять свою благодетель.

  3. Необходимость решения проблемы нетрудоспособных – Необходимо было обеспечить большую часть тех, кто не в состоянии о себе позаботиться. Для того чтобы не дать им умереть голодной смертью, что грозило эпидемиологической опасностью в городе, ведь оных было не мало. К сожалению, точных данных, насчет таких людей, в цифрах не сохранилось, а также соблюсти обычаи и традиции и добавить положительного момента в собственный образ правителя.

  4. Развитие общества как такового, его прогрессия – общество росло и развивалось, а соответственно, становилось все сложнее и сложнее. Все больше аспектов жизни, необходимо, регулировал правитель и решение проблемы социального обеспечение нетрудоспособных, является лишь одной из множества вставших, перед государем, вопросов.




1.3 - Появление социального страхования в России


Исторические корни социального страхования можно найти в различных системах призрения бедных, которые, по существованию, сравнимы с возрастом человечества. Во все времена, у всех народов общество в форме общины, города, цеха – оказывало поддержку своим немощным участникам и в том или ином виде поддерживало их в моменты острой нужды.

Появление страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права - «Русской правдой», которая дает исторические сведения о законодательстве в X-XI веках. Особое значение имели нормы материального возмещения вреда общине, в случае убийства. В статье 6 и статье 8 «Русской правды» просматриваются признаки договора страхования гражданской ответственности. Но страхование гражданской ответственности, по сути, не является страхованием социальным. Социальное страхование — это не есть простое обеспечение нуждающихся. Его обязательным признаком является именно организованная взаимопомощь.

Разрушив патриархальную связь, существовавшую в общинах, капитализм лишил человека той поддержки в случае нужды, которую оказывали ему раньше все лица, принадлежащие к одной с ним общине. Оставшись более без поддержки родственников, человек стал стремиться к созданию новых, иных, искусственных форм общественной организации, вместо отживших общинных форм. На этой почве возникли разнообразные организации добровольного страхования, ставившие себе целью обеспечение своих членов на случай потери заработка. Это был первый этап в развитии социального страхования. Отсутствие организованной помощи со стороны государственных или общественных структур приводило к тому, что в случае потери трудоспособности рабочие, зачастую, вынуждены были голодать и подвергаться унижениям – в лучшем случае, в худшем же были обречены на смерть.

Первый законодательный акт, регулирующий социальное страхование в России, был принят 15 мая 1901 года “Временные правила о пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников, утративших трудоспособность на заводских и рудничных работах1.

Второго июля 1903 года появился следующий законодательный акт “Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности”2, который в свою очередь привел к созданию первого в России фонда социального страхования, но пока только рабочих и в случае массовых несчастных случаев. Простые рабочие считали этот фонд государственным, равно как и помощь от него, но в действительности, фонд был инициативой Всероссийского торгово-промышленного съезда и общества для содействия русской промышленности и торговли, а компенсация за вред здоровью выплачивалась работодателем, а не государством.


В 1904 году появился законопроект об больничных кассах. В 1905 году внеслись корректировки об обязательном, уже государственном, страховании, а также на случай инвалидности или старости. Однако еще 2 года, до 1907 года, находились на стадии обсуждения.

Но самый важный фундамент для будущего развития социального страхования, был заложен Третьей государственной думой в 1912 году, когда были приняты законы “Об обеспечении рабочих на случай болезни1”, “О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве2”, “Об утверждении Совета по делам страхования рабочих”3, “Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих”4.

Работало это следующим образом: работодатель, вместе с работниками обязаны были выплачивать взносы в страховые товарищества или страховые кассы, но такие инструменты были только на крупных предприятиях, поэтому в небольших предприятиях были кооперативные кассы. Позднее из общих накоплений и делались выплаты, за исключением несчастных случаев, их выплачивал только работодатель.

ГЛАВА 2 ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕЗРЕНИЕМ. ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ, ИСХОДЯ ИЗ КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЛОСЬ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ




2.1 Приказы общественного призрения



Приказ общественного презрения не является тем, что могло бы прийти в голову, при первом прочтении и упоминание в работе он получил не спроста. Приказ общественного презрения – это государственное учреждение, созданное Екатериной II по губернской реформе, заведовал этот орган школамимедицинскими учреждениями, работными и смирительными домами

Но особое внимание уделялось гигиене, а также обсуждался вопрос о запрете применения в школах телесных наказанийНа нужды Приказа общественного презрения выделялось по 15 тысяч рублей в год.1

Первые учреждения были открыты в 1776 году в Новгороде, в 1778 добавились Тверь и Ярославль. К 1800 году таких учреждений открылось уже 40, и эта цифра неуклонно росла.

Ради увеличения бюджета Приказы Общественного Призрения принимало денежные вклады под 5 – 6 процентов в год2, являясь в некотором смысле первым банком в России.


Главой учреждения всегда выступал губернатор, а также три депутата, один – от дворян, другой – от горожан, а третий – от сельских жителей. Все решения, принимаемые данным органом, принимались не иначе как коллегиально и без присутствия даже одного его члена, работа была невозможна.

Орган был упразднен в результате земской (буржуазной) реформы в 1864 году, таким образом просуществовав 88 лет. Его капитал перешел в различные органы местного самоуправления, а полномочия унаследовали комитеты Попечительства.

2.2 Виды и принципы социального страхования в XIX веке



В XIX веке стали появляться разного рода благотворительные общества, которые содержались как за счет правящей династии Романовых, так и за счет иных состоятельных лиц государства. Организации эти занимались разносторонней помощью незащищенным слоям населения, таких как сироты, престарелые и инвалиды.

Открывались специальные училища для слепых детей. Первым оно появилось в Гатчине в 1806 году, а позднее и в многих других губерниях.

Открывались сиротские дома, приюты, школы, хутора – приюты, дома призрения и школы для глухонемых.

Во второй половине XIX в. появилась система общественного призрения, она отражала основные направления благотворительного движения в стране, хотя и не с таким размахом, как в столичных регионах.
Общей целью открытия подобных приютов являлось стремление предоставить помощь малоимущим родителям, дать образование их детям. В приюте дети получали начальное образование, а также обучались практическим занятиям и умениям, которые были необходимы для самостоятельной жизни ребенка в обществе жизни.
Расходы на заведения уплачивались из процентов, исходящих из капиталов общества, содержавшихся в ценных бумагах и иных пожертвованиях. В среднем в год на одну девочку тратилось около 90 рублей, а на мальчика, нескольким меньше - около 66 рублей. Со временем, при сохранении численности воспитанников, расходы на содержание детей выросли. В 1905 году расходы составили 113 и 93 рубля, на девочку и на мальчика соответственно.
Только в Москве существовало около 628 богоугодных заведений разного рода и характера: приюты, школы, богадельни, ночлежные дома, столовые и прочее, большая часть которых содержалась на средства московских купцов.


К концу XIX века в Российской империи уже, довольно, широко применялись такие виды социального обеспечения как: помещение нуждающихся в специальные медицинские учреждения, выдача пособий, выдача единовременных пособий, помощь в поиске работы. А также в специальных учреждениях социальной помощи находилось порядка 500 000 человек1.

Рост количества наемных работников побудил к созданию касс, чей бюджет пополнялся лишь за счет взносов самих работников и работодателей, служили эти кассы для взаимопомощи в случае нетрудоспособности индивида, чтобы он или его семья не умерли с голоду без средств к существованию в замен индивид обязуется осуществлять взносы в кассы. Однако пенсия из таких касс, вероятно ввиду минимальных взносов, составляла лишь одну двадцатую заработной платы трудящегося. Государство всячески поддерживало такую инициативу давая правовую охрану, во многом не из альтруистических побуждений, а из корыстных. Такие кассы давали возможность переложить ответственность за социальную поддержку трудящегося населения, с плеч богатых граждан и правящей династии, на вот такого рода объединения.

Причины, по которым предприниматели занимались благотворительностью крылись в том, что все они были глубоко верующими людьми и отсутствие возможности получить признание своей профессиональной деятельностью, часто заставляло их уходить в иные области, где они могли это признание получить.

Крупным благотворительным заведением конца XIX века было Попечительство о домах трудолюбия и работных домах – 135 домов. С 1897 года по 1918 год, Попечительство издавало журнал под названием Трудовая помощь, где рассказывалось о недостатках системы общественного призрения.

Одним из первых в России специальных благотворительных обществ для помощи больным и немощным детям, было Общество синего креста, которое было открыто в 1882 году в городе Санкт-Петербурге. Оно применяло разнообразные виды и формы помощи детям: детские дома призрения, начальные школы, ремесленные училища. Одно из почетнейших мест, в истории российского меценатства принадлежит, не без известному, предпринимателю Павлу Михайловичу Третьякову.

Не смотря на сравнительно удовлетворяющие показатели развития социального обеспечения в Российской империи, мировые войны, голод и эпидемии все равно выдавали самую высокую смертность населения.


ГЛАВА 3 ПРОБЛЕМАТИКА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ.


3.1 Основные проблемы социального обеспечения в России