Файл: Московский финансовопромышленный университет Синергия Бенин Д. М. Интернеткурс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Московский финансово-промышленный университет
«Синергия»
Бенин Д.М.
Интернет-курс
по дисциплине
«Управление жизненным циклом
информационных систем»
Москва
2014

2
Содержание
Аннотация ........................................................................................................................ 4
Тема 1. Понятие информационной системы. Процессы в информационной системе.
Примеры информационных систем. Цели создания и использования информационных систем................................................................................................. 6
Вопрос 1. История развития информационных систем. ............................................. 9
Вопрос 2. Процессы в информационной системе. .................................................... 11
Вопрос 3. Свойства информационной системы. ....................................................... 12
Вопрос 4. Классификация информационных систем. .............................................. 13
Вопрос 5. Примеры информационных систем. ......................................................... 15
Вопрос 6. Цели создания и использования информационных систем. .................... 16
Вопрос 7. Программная и аппаратная составляющая информационной системы. . 18
Вопросы для самопроверки: ...................................................................................... 19
Литература по теме: ................................................................................................... 19
Практические задания: ............................................................................................... 21
Тема 2. Жизненный цикл информационной системы .................................................. 22
Вопрос 1. Определение жизненного цикла информационной системы и проекта.. 25
Вопрос 2. Классификация проектов. ......................................................................... 26
Вопрос 3. Основные фазы развития информационной системы. ............................. 27
Вопрос 4. Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы. ........................................................................................ 29
Вопрос 5. Распределение обязанностей между участниками проекта. .................... 39
Вопрос 6. Информационные потоки в организации. ................................................ 40
Вопросы для самопроверки: ...................................................................................... 42
Литература по теме: ................................................................................................... 43
Практические задания: ............................................................................................... 44
Тема 3. Модели жизненного цикла информационной системы. Стандарты и методики разработки информационных систем. Профили системы ........................... 45
Вопрос 1. Определение модели жизненного цикла информационной системы. .... 49
Вопрос 2. Каскадная модель жизненного цикла информационной системы. ......... 50
Вопрос 3. Спиральная модель жизненного цикла. ................................................... 54
Вопрос 4. Поэтапная модель жизненного цикла. ...................................................... 56
Вопрос 5. Профили открытых информационных систем. ........................................ 56
Вопросы для самопроверки: ...................................................................................... 64
Литература по теме: ................................................................................................... 64
Практические задания: ............................................................................................... 66
Тема 4. Стандартизация информационных систем ...................................................... 67
Вопрос 1. Общие понятия стандартизации. .............................................................. 70
Вопрос 2. Виды стандартов. ...................................................................................... 71
Вопрос 3. Международный стандарт ISO/IEC 12207: 1995-08-01. .......................... 71
Вопрос 4. Основные и вспомогательные процессы ЖЦ. .......................................... 72
Вопрос 5. Особенности стандарта ISO 12207. .......................................................... 73
Вопросы для самопроверки: ...................................................................................... 76
Литература по теме: ................................................................................................... 76
Практические задания: ............................................................................................... 78


3
Тема 5. Методология и технология разработки информационных систем ................. 79
Вопрос 1. Методология RAD. .................................................................................... 82
Вопрос 2. Основные особенности методологии RAD. ............................................. 84
Вопрос 3. Методология управления от Microsoft: MSF. .......................................... 91
Вопрос 4. Методология MOF. ................................................................................... 97
Вопрос 5. Методология RUP. .................................................................................... 98
Вопросы для самопроверки: .................................................................................... 108
Литература по теме: ................................................................................................. 109
Практические задания: ............................................................................................. 111
Тема 6. Дефекты, ошибки и риски в жизненном цикле программных средств ........ 112
Вопрос 1. Основные понятия дефектов, ошибок и рисков в жизненном цикле. ... 114
Вопрос 2. Причины и свойства дефектов, ошибок и модификаций в сложных программных средствах. .......................................................................................... 119
Вопрос 3. Риски в жизненном цикле сложных программных средств. ................. 121
Вопросы для самопроверки: .................................................................................... 124
Литература по теме: ................................................................................................. 125
Практические задания: ............................................................................................. 127

4
Аннотация
Предметом изучения в рамках курса «Управление жизненным
циклом информационных систем» являются информационные системы и технологии, проживающие свой жизненный цикл, начиная от возникновения потребности в ИС, написанием задания заказчика на разработку, заканчивая тестированием и выводом информационной системы из промышленной эксплуатации. Также данный курс дает глобальное изучение существующих мировых методологий в области управления жизненных циклом информационных систем, стандартов, регламентирующих действия на каждом из жизненных этапов.
«Управление жизненным циклом» — учебная дисциплина, в которой изучаются современные методы управления системным проектированием, разработкой и внедрением сложных аппаратно- программных комплексов.
Изучение современных принципов управления жизненным циклом информационных систем: создания надежного, качественного программного обеспечения, удовлетворяющего предъявляемым требованиям к информационным системам; формирование у студентов понимания необходимости применения данных принципов управления жизненным циклом информационных систем:

формирование и расширение у студентов фундамента современной информационной культуры;

развитие навыков проектирования автоматизированных информационных систем управления;

изучение современных стандартов проектирования системами с применением информационных технологий;

приобретение навыков управления жизненным циклом комплексных автоматизированных информационных систем.
Место дисциплины в учебном процессе Университета.
Изучение предусмотрено в вариативной части цикла профессиональных дисциплин бакалавриата и специалитета. Учебная дисциплина «Управление жизненным циклом информационных систем» является курсом, который взаимосвязан с изучением таких дисциплин, как «Инновационный менеджмент», «Базы данных», «Прикладная информатика», «Компьютерные сети». Успешное изучение дисциплины
«Управление жизненным циклом ИС» базируется на знаниях и навыках, полученных студентами при прохождении дисциплин информационного блока и менеджмента.
Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее для следующих курсов: рынки ИКТ и организация продаж, управление
ИТ-сервисом и контентом, IT-консалтинг и т.д.


5
Цель и задачи дисциплины:
Цель дисциплины: изучение современных принципов (методов) управления жизненным циклом информационных систем: создания надежного, качественного программного обеспечения, удовлетворяющего предъявляемым требованиям к информационным системам; формирование у студентов понимания необходимости применения данных принципов управления жизненным циклом информационных систем.
Задачи дисциплины: обучение работе по формулированию требований к управлению ЖЦ ИС: в том числе, архитектуре ИС для информационных предприятий, по разработке ИС для решения прикладных задач, оценке сложности алгоритмов и программ, использованию современных технологий программирования, тестирования и документирования ИС, международных и отечественных стандартов.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
знать:

функциональные и технологические стандарты в области управления ЖЦ ИС;

принципы организации проектирования и содержание этапов процесса разработки ИС;

задачи и методы исследования и обеспечения качества и надежности ИС;

основные и вспомогательные процессы управления ЖЦ ИС;

теоретические и методологические аспекты каждого этапа жизненного цикла информационной системы – от проектирования до внедрения и сопровождения;

современные стандарты качества в сфере информационных технологий;

перспективные направления развития технологии разработки
ИС;
уметь:

формировать требования к создаваемым ИС;

формировать архитектуру ИС для информатизации предприятий;

использовать международные и отечественные стандарты;

проектировать, внедрять в организацию ИС и ИКТ;

осуществлять планирование ИТ-проекта на всех этапах его жизненного цикла;
владеть:

6

методами управления ЖЦ ИС, оценки сложности ИС, использования современных технологий и документирования ИС;

методами построения моделей и процессов управления проектами;

начальными навыками организации и сопровождения всех этапов жизненного цикла ИС.
Тема 1. Понятие информационной системы. Процессы в
информационной системе. Примеры информационных систем. Цели
создания и использования информационных систем
Цели и задачиизученияданной темы – получение общетеоретических знаний о понятиях информационной системы и информационных технологиях. Первая тема курса знакомит студентов со свойствами информационных систем, их основными задачами, функциями и средствами их решения. Углубленное изучение данной темы позволит хорошо разобраться со всеми видами существующих на сегодняшний день информационными системами.
В результате успешного изучения темы Вы:
узнаете:

что такое информационная система;

что такое информационные технологии и в чем их отличие от информационных систем;

какие процессы протекают в информационной системе;

какими свойствами обладает информационная система;

какие существуют признаки классификации информационных систем;

в чем заключается основная цель создания информационных систем;

что такое программное обеспечение;

что такое аппаратное обеспечение;
приобретете следующие профессиональные компетенции:

способность правильно выполнить классификацию информационной системы и определить ее принадлежность к тому или иному виду;

способность хорошо разбираться в процессах, протекающих внутри информационной системы;

способность безошибочно определять цель создания той или иной информационной системы.


7
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на
следующих ключевых понятиях:
Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.
Информационная система (сокр. ИС) — система обработки информации и соответствующие организационные ресурсы
(человеческие, технические, финансовые и т. д.), которые обеспечивают и распространяют информацию.
Информационная система предназначена для своевременного обеспечения надлежащих людей надлежащей информацией, то есть для удовлетворения конкретных информационных потребностей в рамках определенной предметной области.
Информацио́нные техноло́гии (ИТ) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники. В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для создания, хранения, обработки, ограничения к передаче и получению информации.
Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют
ИТ-специалистами.
Результатом функционирования информационных систем является информационная продукция — документы, информационные массивы, базы данных и информационные услуги.
Обратите внимание на:

то, что процессы, обеспечивающие работу информационной
системы любого назначения, условно можно представить в виде схемы, состоящей из блоков: o
ввод информации из внешних или внутренних источников; o
обработка входной информации и представление ее в удобном виде; o
вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему; o
обратная связь - это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации;

8

то, что к свойствам любой системы относятся: o
сложность - система зависит от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей; o
делимость - система состоит из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и задачам; o
целостность системы - означает то, что все элементы системы функционируют как единое целое; o
многообразие элементов системы и различие их природы - свойство связано с функционированием элементов, их спецификой и автономностью; o
структурность - определяет наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям; o
адаптивность системы - означает приспосабливаемость системы к условиям конкретной предметной области; o
интегрируемость - означает возможность взаимодействия системы с вновь подключаемыми компонентами или подсистемами; o
любая ИС может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения сложных систем; o
при построении ИС необходимо использовать системный
подход; o
ИС является динамичной и развивающейся системой; o
ИС следует воспринимать как систему обработки информации, состоящую из компьютерных и телекоммуникационных устройств, реализованную на базе современных технологий; o
выходной продукцией ИС является информация, на основе которой принимаются решения или производятся автоматическое выполнение рутинных операций; o
участие человека зависит от сложности системы, типов и наборов данных, степени формализации решаемых задач.
Вопросы темы:
1. История развития информационных систем.
2. Процессы в информационной системе.
3. Свойства информационной системы.
4. Классификация информационных систем.
5. Примеры информационных систем.
6. Цели создания и использования информационных систем.
7. Программная и аппаратная составляющая информационной системы.


9
Вопрос 1. История развития информационных систем.
Первые информационные системы появились в 50-х гг. В эти годы они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов.
60-е гг. знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Дня этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату, как было ранее.
В 70-х - начале 80-х гг. информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений.
К концу 80-х гг. концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое.
История развития информационных систем и цели их использования на разных периодах представлены в таблице ниже.
Период
времени
Концепция
использования
информации
Вид информационных систем
Цель использования
1950-1960 гг.
Бумажный поток расчетных документов
Информационные системы обработки расчетных документов на электромеханических бухгалтерских машинах
Повышение скорости обработки документов.
Упрощение процедуры обработки счетов и расчета зарплаты
1960-1970 гг.
Основная помощь в подготовке отчетов
Управленческие информационные системы для производственной информации.
Ускорение процесса подготовки отчетности
1970-1980 гг.
Управленческий контроль реализации (продаж)
Системы поддержки принятия решений.
Системы для высшего звена управления.
Выборка наиболее рационального решения
1980-2000 гг.
Информация - стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентное преимущество
Стратегические информационные системы.
Автоматизированные офисы.
Выживание и процветание фирмы