Файл: Московский финансовопромышленный университет Синергия Бенин Д. М. Интернеткурс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

17 алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.
Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы:

структурированные (формализуемые),

неструктурированные (неформализуемые);

частично структурированные.
Целью использования информационной системы для решения структурированных задач является полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.
Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями.
Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников.
Информационные системы, используемые для решения структурированных задач, подразделяют на два вида:

создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, и т.п.).
Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение;

разрабатывающие возможные альтернативы решения.
Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных обработкой знаний. Эти системы генерируют альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, правил преобразования и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Решение структурированных задач, полная автоматизация их решения, т.е. сведение роли человека к нулю.
Решение неструктурированных задач из-за невозможности создания

18 математического описания и разработки алгоритма связано с большими трудностями. Возможности использования здесь информационной системы невелики. Решение в таких случаях принимается человеком из эвристических соображений на основе своего опыта и, возможно, косвенной информации из разных источников. Информационные системы, используемые для решения структурированных задач, подразделяют на два вида:
Создающие - управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, и т.п.). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решение.
Разрабатывающие
- возможные альтернативы решения.
Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предложенных альтернатив.
Информационные системы, разрабатывающие альтернативы решений, могут быть модельными или экспертными.
Модельные информационные системы предоставляют пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения.
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных обработкой знаний.
Вопрос 7. Программная и аппаратная составляющая
информационной системы.
Аппаратная часть (Нагdwаге, «твердая часть» - «железо») состоит из соединенных между собой различных устройств, которые можно увидеть:

Процессор.

Запоминающее устройство.

Внешние устройства ввода-вывода.

Контроллеры внешних устройств.

Средства связи.
Аппаратная часть не может выполнять операции по обработке информации без разнообразных программ, благодаря которым устройства выполняют свои функции.
Для обеспечения работоспособности компьютера и выполнения определенной работы нужна совокупность программ, создает программное обеспечение.
Программное обеспечение (ПО) (Software, «мягкая») состоит из набора различных программ, которые управляют работой компьютера, поддерживают диалог с пользователем, обрабатывают различную информацию, помогают создавать разнообразные программы.


19
Системное ПО:

операционная система;

системы программирования;

программы технического обслуживания.
Прикладное ПО:

ПО общего назначения;

ПО специального назначения.
Программное обеспечение осуществляет управление устройствами компьютера при вводе, обработки, вывода и хранения информации, создает условия для работы пользователя на компьютере и т.д.
Вопросы для самопроверки:
1. Что такое информационная система (ИС)?
2. Какие основные процессы обеспечивают работы ИС?
3. Какие основные свойства имеет ИС?
4. Какие существуют признаки классификации ИС?
5. Какие примеры ИС можно привести?
6. В чем заключается программная и аппаратная составляющая
ИС?
7. Какие виды информационной системы существуют?
8. Что относится к аппаратной составляющей ИС?
9. Что относится к программной составляющей ИС?
10. Какова основная цель использования ИС?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Балдин К. Информационные системы в экономике. Учебное пособие, -М., Инфра-М, 218 с., 2012.
2. Голицына О. Информационные системы, -М., Инфра-М, 448 с.,
2014.
3. Лихачева Г. Н., Гаспариан М. С. Информационные системы и технологии: учебно-методический комплекс, -М., Евразийский открытый институт, 2011.
Дополнительная литература:
1. Бакланова О. Е. Информационные системы. Учебно- методический комплекс. – Москва: Евразийский открытый институт,
2008. - 290 с.
2. Божко В. П. Власов Д. В. Гаспариан М. С. Информационные технологии в экономике и управлении: учебно-методический комплекс.
– Москва: Евразийский открытый институт, 2010. - 167 с.

20 3. В.Н. Гришин, Е. Е. Панфилова Информационные технологии в профессиональной деятельности Учебник для ВУЗов, - М., 2007.
4. Избачков Ю. С., Петров В. Н. Информационные системы.
Учебник для ВУЗов, – СПб.: Питер, 2008. – 656 с.
5. Информационные технологии управления, Провалов В. С.,
Москва: Флинта, 2008. - 373 с.
6. Корнеев И. К., Ксандопуло Г. Н., Машурцев Г. А.
Информационные технологии Учебник для ВУЗов, - М., 2008 7. Мишенин А. И. Теория экономических информационных систем. Учебник 4-е изд., доп. и перераб. - Москва: Финансы и статистика, 2008.
8. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии
Учебник для ВУЗов - М.: Высшая школа, 2003. - 263 с.
9. Фельдман Я.А. Создаем информационные системы -М.: СОЛОН
- ПРЕСС, 2009. - 120 с.
Для подготовки к семинару:
Продумайте ответы на следующие предлагаемые к
обсуждению вопросы:
1. Какова цель создания автоматизированных информационных систем?
2. В чем заключаются основные преимущества использования информационных систем в сферах бизнеса, менеджмента и управления.
3. Какие виды информационных системы используют для решения структурированных задач?
4. В чем заключается особенность аппаратной части любой информационной системы?
5. Какой вид программного обеспечения информационной системы оказывает основное влияние на работу всей системы в целом?
Напишите небольшое эссе (объемом в 2–3 страницы) по одной
из перечисленных ниже тем:
1. История развития информационных технологий.
2. Отличия между информационными системами и информационными технологиями.
3. Особенность свойств информационной системы от свойств других систем.
4. Целостность системы, как основное ее свойство.
5. Структурность системы, как основное ее свойство.
6. Адаптивность системы, как основное ее свойство.
7. Сложность информационной системы.
8. Классификация информационных систем по характеру использования результатной информации.


21 9. Сходство и различия между автоматическими и автоматизированными информационными системами.
10. Автоматизация бизнес-процессов.
Практические задания:
Задание 1.
Приведите примеры различных информационных систем в соответствии со следующей таблицей (не менее 5 примеров на каждый вид).
Вид информационной системы
Пример информационной системы
Ручная информационная система
Автоматическая информационная система
Автоматизированная информационная система
Пример выполнения задания 1.
Вид информационной системы
Пример информационной системы
Автоматическая информационная система
Информационная система по расчету заработной платы на предприятии (например, 1С Зарплата)
Автоматизированная информационная система
Система по учету времени нахождения сотрудника на рабочем месте (пропускная система).
Задание 2.
Проанализируйте основные свойства информационной системы и запишите в таблицу характеристики этих свойств.
Свойство системы
Краткая характеристика свойства
сложность делимость адаптивность структурность целостность интегрируемость
Примеры выполнения задания 2.
Свойство системы
Краткая характеристика свойства
сложность
Зависимость системы от множества входящих в нее компонентов, их структурного взаимодействия, а так же сложности внутренних и внешних связей. делимость
Состояние системы из ряда подсистем или элементов, выделенных по определенным признакам и отвечающих конкретным целям и

22 задачам. адаптивность
Способность приспосабливаться системе к условиям конкретной предметной области. структурность
Наличие установленных связей и отношений между элементами внутри системы, распределение элементов системы по уровням и иерархиям.
Задание 3.
Изобразите классификацию информационных систем в виде блочной схемы с указанием всех признаков классификации.
Пример выполнения задания 3 (на примере 2 признаков
классификации).
Для подготовки к консультации: выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя.

Тема 2. Жизненный цикл информационной системы
Цели и задачиизученияданной темы – получение общетеоретических знаний о таком важном понятие, как «жизненный цикл информационной системы». Изучение второй темы позволит

23 студентам получить углубленные знания обо всех этапах существования информационной системы, начиная от задания на ее разработку до тестирования и ввода ее в эксплуатацию.
В результате успешного изучения темы Вы:
узнаете:

что такое жизненный цикл информационной системы;

какие этапы проживает информационная система;

какие процессы протекают на протяжении всего жизненного цикла информационной системы;

каким образом следует распределять обязанности среди всех участников информационного проекта;
приобретете следующие профессиональные компетенции:

навыки по классификации информационных проектов;

способность распределять все время существования информационной системы на различные этапы цикла;

способность правильно распределять по должностям и обязанностям работу по формированию циклов информационных систем.
В процессе освоения темы акцентируйте внимание на
следующих ключевых понятиях:
Верификация — это процесс определения соответствия текущего состояния разработки, достигнутого на данном этапе, требованиям этого этапа.
Жизненный
цикл
системы
— это стадии процесса, охватывающие различные состояния системы, начиная с момента возникновения необходимости в такой системе и заканчивая её полным выводом из эксплуатации. Под термином «жизненный цикл системы» обычно понимают эволюцию новой системы в виде нескольких ступеней, включающих такие важные стадии, как концепция, разработка, производство, эксплуатация и окончательное выведение из эксплуатации.
Проверка — это процесс определения соответствия параметров разработки исходным требованиям. Проверка отчасти совпадает с тестированием, которое проводится для определения различий между действительными и ожидавшимися результатами и оценки соответствия характеристик информационной системы исходным требованиям.
Проект — это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых означает завершение проекта, а также с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов, организационной структуре.


24
Обратите внимание на:

то, что основные процессы жизненного цикла ИС это: o
приобретение (действия и задачи заказчика, приобретающего
ИС); o
поставка (действия и задачи поставщика, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой); o
разработка (действия и задачи, выполняемые разработчиком: создание ПО, оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовка тестовых и учебных материалов и т. д.); o
эксплуатация (действия и задачи оператора — организации, эксплуатирующей систему); o
сопровождение (действия и задачи, выполняемые сопровождающей организацией, то есть службой сопровождения).
Сопровождение — внесений изменений в ПО в целях исправления ошибок, повышения производительности или адаптации к изменившимся условиям работы или требованиям.
Вспомогательные:

документирование (формализованное описание информации, созданной в течение ЖЦ ИС);

управление конфигурацией (применение административных и технических процедур на всем протяжении ЖЦ ИС для определения состояния компонентов ИС, управления ее модификациями);

обеспечение качества (обеспечение гарантий того, что ИС и процессы ее ЖЦ соответствуют заданным требованиям и утвержденным планам);

верификация (определение того, что программные продукты, являющиеся результатами некоторого действия, полностью удовлетворяют требованиям или условиям, обусловленным предшествующими действиями);

аттестация (определение полноты соответствия заданных требований и созданной системы их конкретному функциональному назначению);

совместная оценка (оценка состояния работ по проекту: контроль планирования и управления ресурсами, персоналом, аппаратурой, инструментальными средствами);

аудит (определение соответствия требованиям, планам и условиям договора);

разрешение проблем (анализ и решение проблем, независимо от их происхождения или источника, которые обнаружены в ходе разработки, эксплуатации, сопровождения или других процессов).
Организационные:

25

управление (действия и задачи, которые могут выполняться любой стороной, управляющей своими процессами);

создание инфраструктуры (выбор и сопровождение технологии, стандартов и инструментальных средств, выбор и установка аппаратных и программных средств, используемых для разработки, эксплуатации или сопровождения ПО);

усовершенствование (оценка, измерение, контроль и усовершенствование процессов ЖЦ);

обучение (первоначальное обучение и последующее постоянное повышение квалификации персонала).
Вопросы темы:
1. Классификация проектов.
2. Основные фазы проектирования информационной системы.
3. Процессы, протекающие на протяжении жизненного цикла информационной системы.
4. Вспомогательные процессы жизненного цикла.
5. Основные процессы жизненного цикла.
6. Распределение обязанностей между участниками проекта.
7. Информационные потоки в организации.
Вопрос 1. Определение жизненного цикла информационной
системы и проекта.
Жизненный цикл информационной системы — период времени, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания информационной системы и заканчивается в момент ее полного изъятия из эксплуатации.
Понятие жизненного цикла является одним из базовых понятий методологии проектирования информационных систем.
Информационная система предприятия разрабатывается как некоторый проект. Многие особенности управления проектами и фазы разработки проекта (фазы жизненного цикла) являются общими, не зависящими не только от предметной области, но и от характера проекта
(не важно, инженерный это проект или экономический). Поэтому имеет смысл вначале рассмотреть ряд общих вопросов управления проектами.
Проект — это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых означает завершение проекта, а также с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов, организационной структуре.
Можно выделить следующие основные отличительные признаки проекта как объекта управления: