Файл: Московский финансовопромышленный университет Синергия Бенин Д. М. Интернеткурс.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 86

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

36
Вспомогательные процессы жизненного цикла.
Среди вспомогательных процессов одно из главных мест занимает
управление конфигурацией. Это тот вспомогательный процесс, который поддерживает основные процессы жизненного цикла информационной системы, прежде всего процессы разработки и сопровождения.
При разработке проектов сложных информационных систем, состоящих из многих компонентов, каждый из которых может разрабатываться независимо и, следовательно, иметь несколько вариантов реализации и/или несколько версий одной реализации, возникает проблема учета их связей и функций, создания единой структуры и обеспечения развития всей системы.
Управление
конфигурацией позволяет организовывать, систематически учитывать и контролировать внесение изменений в различные компоненты информационной системы на всех стадиях ее жизненного цикла.
Организационные процессы.
Управление проектом связано с вопросами планирования и организации работ, создания коллективов разработчиков и контроля за сроками и качеством выполняемых работ.
Техническое и организационное обеспечение проекта включает:

выбор методов и инструментальных средств для реализации проекта;

определение методов описания промежуточных состояний разработки;

разработку методов и средств испытаний созданного программного обеспечения;

обучение персонала.
Обеспечение качества проекта связано с проблемами верификации, проверки и тестирования компонентов информационной системы.
Верификация — это процесс определения соответствия текущего состояния разработки, достигнутого на данном этапе, требованиям этого этапа.
Проверка — это процесс определения соответствия параметров разработки исходным требованиям. Проверка отчасти совпадает с тестированием, которое проводится для определения различий между действительными и ожидавшимися результатами и оценки соответствия характеристик информационной системы исходным требованиям.

37
Структура жизненного цикла информационной системы.
Полный жизненный цикл информационной системы включает в себя, как правило, стратегическое планирование, анализ, проектирование, реализацию, внедрение и эксплуатацию. В общем случае жизненный цикл можно, в свою очередь, разбить на ряд стадий.
Различные крупные ИТ-компании имеют свою сложившуюся структуру жизненного цикла. Разберем некоторые этапы жизненного цикла на примере компании IBM.
В настоящее время набирают все большую популярность информационные системы связанные с бизнес-процессами.
Управление бизнес-процессами с использованием инструментальной поддержки IBM Websphere позволяет компаниям внедрять непрерывный сквозной Жизненный цикл для создания и оптимизации бизнес-процессов. Данные инструменты поддерживают следующие наиболее важные виды деятельности в этой области:

Моделирование – захват, симуляция (имитация), анализ и оптимизация бизнес-моделей с целью снижения рисков и увеличения гибкости.

Разработка – построение новых сервисов и формирование адаптеров к существующим приложениям, сборка и тестирование интегрированных решений.

Выполнение – развертывание реализованных бизнес-процессов и политик (бизнес-правил) для реализации намерений бизнеса, запуск интегрированных решений в промышленных условиях.

Управление – оперативное управление размещенной моделью и принятие решений на основе мониторинга развернутых бизнес- процессов с помощью метрик и предупреждений, получаемых в реальном времени от внутренних и внешних источников, а также анализ показателей эффективности бизнеса.
Набор IBM постоянно совершенствуется и пополняется. Так, например, недавний продукт IBM Rational Software Architect(RSA) является частью IBM Software Development Platform – набора инструментов, поддерживающих жизненный цикл разработки программных систем. Продукт IBM Rational Software Architect предназначен для построения моделей разрабатываемых программных систем с использованием унифицированного языка моделирования UML
2.0, прежде всего моделей архитектуры разрабатываемого приложения.
Тем не менее, RSA объединяет в себе функции таких программных продуктов, как Rational Application Developer, Rational
Web Developer и Rational Software Modeler, тем самым предоставляя возможность архитекторам и аналитикам создавать различные представления разрабатываемой информационной системы с использованием языка UML 2.0, а разработчикам – выполнять разработку XML, веб-сервисов и т.д.


38
Согласно методологии, предлагаемой Rational Software Architect
(RSA), жизненный цикл информационной системы подразделяется на четыре стадии:

начало;

уточнение;

конструирование;

передача в эксплуатацию.
Границы каждой стадии определены некоторыми моментами времени, в которые необходимо принимать определенные критические решения и, следовательно, достигать определенных ключевых целей.
Начальная стадия.
На начальной стадии устанавливается область применения системы и определяются граничные условия. Для этого необходимо идентифицировать все внешние объекты, с которыми должна взаимодействовать разрабатываемая система, и определить характер этого взаимодействия. На начальной стадии идентифицируются все функциональные возможности системы, и производится описание наиболее существенных из них.
Деловое применение начальной стадии включает:

критерии успеха разработки;

оценку риска;

оценку ресурсов, необходимых для выполнения разработки;

календарный план с указанием сроков завершения основных этапов.
Стадия уточнения.
На стадии уточнения проводится анализ прикладной области, разрабатывается архитектурная основа информационной системы.
В конце стадии уточнения проводится анализ архитектурных решений и способов устранения главных факторов риска в проекте.
Стадия конструирования.
На стадии конструирования разрабатывается законченное изделие, готовое к передаче пользователю. По окончании этой стадии определяется работоспособность разработанного программного обеспечения.
Стадия передачи в эксплуатацию.
На стадии передачи в эксплуатацию разработанное программное обеспечение передается пользователям.
При эксплуатации разработанной системы в реальных условиях часто возникают различного рода проблемы, которые требуют дополнительных работ по

39 внесению корректив в разработанный продукт. В конце стадии передачи в эксплуатацию необходимо определить, достигнуты цели разработки или нет.
Вопрос 5. Распределение обязанностей между участниками
проекта.
В процессе разработки и эксплуатации системы участвует определенный круг лиц (представители заказчика и разработчика), заинтересованных в успешной реализации проекта. В этом процессе между ними распределяются роли, за каждой из которых закрепляется определенный набор функций (обязанностей). При этом один и тот же человек может выступать в разных ролях (качествах). Так, например, один и тот же человек может быть проектировщиком и программистом, в то же время в проекте может принимать участие несколько экспертов, проектировщиков или программистов. В таблице 2 приведен типичный список ролей и их функций.
Таблица 2.
Роли участников в процессе
Роль
Функции
Руководитель
(менеджер) проекта
Ищет потенциальных заказчиков. Заключает договор на разработку системы.
Отвечает за планирование сроков и ресурсов. Выполняет управление и контроль за ходом выполнения проекта. Отвечает за взаимодействие с заказчиком.
Эксперт-технолог
Делает постановку задачи. Определяет (совместно с системным аналитиком) основные функциональные и нефункциональные требования к системе.
Определяет технологию использования разрабатываемой системы.
Консультирует разработчиков в процессе создания системы. Участвует в процессе приемки системы в эксплуатацию.
Системный аналитик
(архитектор, главный конструктор)
Определяет функциональные и нефункциональные требования к системе, а также технологию ее использования. Выполняет анализ требований и ищет пути их реализации на уровне концепции системы. Задает архитектуру
(скелет) системы и несет ответственность за соответствие моделей системы заданной архитектуре (отвечает за проектирование). Квалифицированный аналитик должен быть специалистом в области разработки программного обеспечения и должен быть (стать) специалистом в предметной области.
Проектировщик
Разрабатывает модели системы на основе архитектуры.
Программист
Реализует модели в виде программного обеспечения.
Тестировщик
Разрабатывает тесты и тестирует модели системы и разработанное программное обеспечение.
Технический редактор
(писатель)
Готовит документацию для пользователей на разработанную систему. В комплект документации могут входить технологические инструкции, руководства пользователя, администратора системы, БД и т. д.
Инженер по внедрению
Внедряет разработанную систему на объекте автоматизации. В его функции может входить как первоначальная установка и настройка системы, так и


40 обучение пользователей.
Пользователь
Эксплуатирует систему в штатном режиме. Кроме этого, желательно, чтобы пользователь (помимо эксперта-технолога) был вовлечен в процесс формирования требований к системе.
У проекта должен быть один руководитель и, как правило, один системный аналитик. За остальные роли в крупных проектах отвечает обычно по несколько человек. В таблице 2 роли эксперта-технолога и пользователя выполняют представители заказчика, остальные роли – представители разработчика.
Эксперты-технологи могут быть приглашены из сторонней организации. По мере необходимости в проекте могут принимать участие координатор работ (ответственный) со стороны заказчика, аудиторы и т. д.
Вопрос 6. Информационные потоки в организации.
Функционирование организации возможно исключительно при наличии информации, необходимой для выработки и реализации управленческих решений. Информация в организации образует информационные потоки, принципиальная схема которых представлена на рисунке 1.
Как видно из схемы, вся информация системы управления образуется входными и выходными данными.
Входная информация делится на внешнюю и внутреннюю.
Внешними по отношения к организации являются сведения со стороны окружающей среды, которые включают характеристику потребителей, поставщиков, конкурентов, раскрывают финансово- кредитную политику, доступность и производительность факторов производства.
Внутренняя информация характеризует производственный потенциал организации и включает сведения о состоянии основных производственных факторов (финансы, рабочая сила, материалы, оборудование, здания и сооружения).

41
Рис. 1. Схема информационных потоков в организации
Выходные данные могут быть выражены в форме различных управленческих решений, направленных на управляемую систему
(производство). Наиболее распространенным инструментом для этих целей является план (бизнес-план).
Обратная связь пополняет внутреннюю информацию в результате производства и обеспечивает корректировку отклонений от плана в процессе функционирования организации.
Система управления обладает свойством, которое заключается в том, что все элементы подсистем реагируют на внутреннюю и внешнюю информацию, строящуюся на основе обратной связи. Это свойство определяет природу и принципы построения и функционирования систем управления и оценки степени обеспечения процессов связи и принятия решений в организации.
Информационные потоки характеризуются количеством информации, находящейся в системе и обрабатываемой в единицу времени. Данные могут обрабатываться и перемещаться:

поточно по мере возникновения;

с регулярной периодичностью, когда информация накапливается, после чего обрабатывается и перемещается через заранее установленные интервалы времени;

нерегулярно, по мере возникновения отдельных информационных совокупностей.


42
Анализ потоков информации на действующих организациях начинается обычно с обследования, которое может проводиться двумя методами:

путем обследования потоков, существующих на данной организации, и выяснения круга задач, решаемых подразделениями аппарата управления и исполнителями;

путем определен6ия задач подразделений аппарата управления, анализа информации, которая необходима для решения этих задач и сопоставления ее с потоками документации, сложившимися в процессе деятельности аппарата управления.
Обследование потоков информации завершается расчетом объемов необходимой информации, регламентирующим ее движение, составлением схем потоков, проектированием форм применяемой документации. Для рационализации построения потоков информации целесообразно использовать ряд показателей:

прямоточность движения информации. Достаточность четко характеризуется правильность ее циркулирования, выявляет неоправданное возвратное движение носителей информации;

ритмичность информационных потоков. Четкое продвижение в соответствии с графиком позволяет выявить своевременность подготовки и передачи необходимых сведений потребителям;

специализация потоков информации. Происходит в нескольких разрезах: поток информации для учета и отчетности, для выдачи вышестоящей организации, для разработки мер воздействия; поток информации по решениям отдельных видов (функциональные) и уровней (объекты);

плотность (интенсивность) информационных потоков. Оценка количества проходящих носителей информации и их насыщенности;

параллельность движения информационных потоков, их целеустремленность, направленность, возможности их разветвления и слияния. Повышение степени параллельности означает одновременно углубление специализации информационных потоков.
Эталоном оценки движения информационных потоков является их соответствие связям в управляемом объекте и управляющей системе, возникающим в материальных процессах, в процессах разделения труда в управлении и при выборе форм взаимосвязи управляющей системы с управляющим объектом.
Вопросы для самопроверки:
1. Что называют жизненным циклом информационных систем
(ЖЦ ИС)?
2. Что называют проектом?

43 3. По каким основным признакам можно классифицировать проект?
4. Какие существуют основные фазы ЖЦ ИС?
5. Какие процессы протекают на протяжении ЖЦ ИС?
6. Что входит в структуру ЖЦ ИС?
7. Каково разделение обязанностей между участниками проекта?
8. Каким этапом заканчивается проектирование ИС?
9. Какие действия выполняются на этапе тестирования ИС?
10. Какие действия осуществляются на стадии обнаружения ошибок в ИС?
Литература по теме:
Основная литература:
1. Балдин К., Уткин В. Информационные системы в экономике.-
М., Дашков и К, 395 с, 2013 г.
2. Вдовенко Л., Информационная система предприятия. Учебное пособие, -М., Вузовский учебник, 237 с., 2012.
3. Голицына О. Информационные системы, -М., Инфра-М, 448 с.,
2014.
4. Коваленко В. Проектирование информационных систем.
Учебное пособие., -М., Форум, 320 с., 2012 г.
Дополнительная литература:
1. Автоматизированное рабочее место экономиста, Ковалева В. Д.
Хисамудинов В. В., Москва: Финансы и статистика, 2010. - 336 с.,
Раздел 2. Информационные технологии
2. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник, Под ред. проф. Г.А. Титоренко, М.: Компьютер,
ЮНИТП, 2007 – 400 с.
3. Гаспариан М. С., Лихачева Г.Н. Информационные системы и технологии Учебник для ВУЗов. - М.: Евразийский открытый институт,
2011. - 370 с.
4. Гусятников В. Н. Стандартизация и разработка программных систем. Учебное пособие - Москва: Финансы и статистика, 2010.
5. Избачков Ю. С., Петров В. Н. Информационные системы.
Учебник для ВУЗов, – СПб.: Питер, 2008. – 656 с.
6. Информационные системы в экономике. Учебник, Исаев Г. Н.,
Москва: Омега-Л, 2010. - 464 с, Раздел 3. Информационные системы в экономике и менеджменте.
7. Информационные системы и технологии в экономике и управлении: учебник, под редакцией проф. В.В. Трофимова., М., 2007 8. Информационные системы и технологии в экономике.
Учебник, Уткин В.Б., Балдин К.В., М.: ЮНИТИ, 2008


44 9. Коноплева И. А., Хохлова О. А., Денисов А. В.
Информационные технологии. Учебное пособие.
10. Корнеев И. К., Ксандопуло Г. Н., Машурцев Г. А.
Информационные технологии Учебник для ВУЗов, - М., 2008.
11. Фельдман Я.А. Создаем информационные системы -М.:
СОЛОН - ПРЕСС, 2009. - 120 с.
Для подготовки к семинару:
Продумайте ответы на следующие предлагаемые к
обсуждению вопросы:
1. Какие нормативные документы регламентируют жизненный цикл информационной системы?
2. Какие действия проводятся на стадии технико-экономического обоснования?
3. Каким образом происходит разработка, согласование и утверждение ТЗ на создание ИС?
4. Назовите причину, по которой следует в обязательном порядке проводить тестирование информационной системы перед вводом ее в эксплуатацию?
5. Какие функции выполняет эксперт-технолог в службе ИТ?
6. Какие функции выполняет системный аналитик в службе ИТ?
7. Что представляют собой информационные потоки в организации?
Напишите небольшое эссе (объемом в 2–3 страницы) по одной
из перечисленных ниже тем:
1. Основное предназначение информационного проекта.
2. Информационный проект, как объект управления.
3. Виды и типы информационных проектов.
4. Основные мероприятия на фазе технического предложения.
5. Принятие основных решений на концептуальной фазе системы.
6. Перечень действия для успешного ввода информационной системы в эксплуатацию.
7. Стандарт, регламентирующий жизненный цикл информационных систем.
8. Локализацию проблем и устранение причин их возникновения в фазе эксплуатации системы.
9. Организационные процессы управления информационным проектом.
10. Анализ прикладной области информационной системы на стадии уточнения.
Практические задания:

45
Задание 1.
Приведите примеры нескольких различных информационных систем. Выполните их классификацию по нескольким признакам.
Задание 2.
Для информационных систем, приведенных в задании 1, распишите весь жизненный цикл, описывая действия на каждом этапе.
Пример выполнения практического задания.
Примером информационной системы может быть: программное обеспечение на машиностроительном заводе, обеспечивающее бесперебойную работу машиностроительных станков. Система является сложной, делимой (имеет несколько вспомогательных приложений), целостной, по функциональному назначению система является производственной.
Для подготовки к консультации: выпишите вопросы, ответы на которые вызвали у вас затруднение и требуют дополнительной консультации преподавателя.
1   2   3   4   5   6   7   8