Файл: Анализ урока технологии в аспекте требований обновленных фгос оо тема Составитель Мицук О. В. План Понятие и сущность педагогического анализа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Педагогический анализ в профессиональной деятельности учителя.

Анализ урока технологии в аспекте требований обновленных ФГОС ОО
Тема 1.3.

Составитель Мицук О.В.
План:

  1. Понятие и сущность педагогического анализа.

  2. Виды педагогического анализа. Роль анализа в педагогической деятельности.

  3. Анализ учебного занятия (урока).

  4. Системная оценка эффективности проведения учебного занятия технологии.


Основные понятия:

Анализ (греч.- разложение, расчленение) мыслительное или реальное расчленение предмета, явления, процесса на части, первая стадия научного исследования, процедура, обратная анализу – синтез; выделение частей в целом и соотношения между ними (например, анализ занятия, его структуры; анализ стиля общения и т.д.)

Анализ педагогической деятельности - способ раскрытия сущности конкретных педагогических явлений с целью получения информации, необходимой для оптимизации образовательного процесса

Педагогический анализ – функция управления образовательным учреждением, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы или переводу ее в более высокое качественное состояние.

Рефлексия размышление: анализ собственных мыслей и переживаний. Осознание самого себя и отношения к себе и миру (например, рефлексия успешности и эффективности моих действий, достижения цели).

Исследовательская рефлексия – это осознание, описание собственной практики, выделение удачных образцов, т.е. обобщение опыта самим преподавателем.

Критическая рефлексия – это выделение трудностей и проблем в практике, поиск причин, приводящих к трудностям.


  1. Понятие и сущность педагогического анализа.


Структура педагогической деятельности [8].

  1. Постановка педагогических целей и задач.


2. Выбор средств и способов решения поставленных задач (выбор и применение средств воздействия на обучающихся):

а) кого учить?

б) кому учить?

в) чему учить?

г) как учить?

3. Анализ и оценка педагогической деятельности - контроль и оценка преподавателем своих собственных педагогических воздействий - педагогический самоанализ

Педагог стремится вникнуть в сущность педагогических явлений и процессов, понять закономерности протекания педагогической деятельности, правильно оценить и вовремя скорректировать свою работу. Поэтому третий компонент структуры педагогической деятельности направлен на осознание и коррекцию педагогом своего труда. Он изучает ход, результаты своей деятельности, оценивает себя как участника диалога с точки зрения того, насколько удается ему организовать этот диалог, и насколько активны в нем обучающиеся, а также осуществляет анализ ошибок, промахов и педагогических находок, обобщает свой опыт, строит и реализует план профессионального развития. Особенность этих действий — направленность на самого себя, изучение уровня своего педагогического мастерства через анализ процессуальной и результативной сторон своего труда.

В реальной педагогической деятельности между целями и задачами, поставленными педагогом, и результатами часто складываются противоречивые отношения. Они могут быть источником профессионального развития в том случае, если педагог правильно провел анализ собственных действий и осознал причину противоречия. Результат может быть и многограннее поставленной задачи, выявляя неожиданный ракурс и стимулируя продолжение и развитие деятельности.

Изучение опыта коллег (отчеты, беседы, наблюдения на занятиях и т.д.) показывает, что самыми распространенными и характерными для педагога трудностями является диагностика уровня развития своей собственной деятельности и педагогического общения. Их причина заключается в несформированности умений анализировать педагогическую деятельность, в результате чего педагоги не всегда понимают закономерности ее протекания, взаимосвязь отдельных ее сторон (компонентов). Это приводит к случаям несоответствия компонентов в педагогической деятельности,
таким, например, как следующие.

1. Содержание, характер, объем отобранного к занятию учебного материала не вполне соответствуют поставленным педагогическим задачам (материала недостаточно или он неубедителен - слишком беден или развлекателен, не согласуется с реальной жизнью, опытом обучающихся и т.п.).

2. При решении педагогических задач не учитываются следующие условия их реализации:

а) особенности обучающихся (теоретическую подготовку, эмоциональную зрелость, уровень развития коллектива обучающихся и т.п.);

б) возрастные возможности обучающихся (материал занятия слишком сложен, педагог преподносит его наукообразным языком или, наоборот, слишком разжевывает простой материал и т.д.);

в) индивидуальные особенности обучающихся (не ищет индивидуальный подход к каждому ученику);

г) свой психологический настрой на занятие;

д) необходимость перестраивания педагогических задач при изменившихся условиях;

е) необходимость подчинения педагогических средств новым педагогическим задачам.

3. Педагог нецелесообразно распределяет время на уроке, например, не уделяет внимания стимулирующему введению и установлению необходимой логической связи с пройденным матери лом, основное время на занятии отводит педагогическим средствам и способам и слишком мало - осмыслению учебных задач обучающимися, контролю за их деятельностью.

Неумение анализировать педагогическую деятельность приводит к тому, что контроль и оценку своей работы педагог осуществляет нерегулярно, ситуативно; способы анализа вырабатывает эмпирически, выделяя, как правило, не общие основания для анализа, а случайные яркие моменты своей деятельности и работы своих коллег. В силу этого выявить причины субъективной неудовлетворенности педагогу не представляется возможным. Поэтому педагогу необходимо специально обучаться приемам анализа и самоанализа. И начинать целесообразно с представления о содержании и принципах педагогического анализа, который характеризуется в первую очередь упорядоченным, логически обоснованным подходом к решению задач профессиональной педагогической деятельности с помощью определенных средств и способов педагогического воздействия.


Педагогический анализ как способ раскрытия сущности конкретных педагогических явлений позволяет получить информацию, необходимую для оптимизации образовательного процесса.

Его основу составляет осознание педагогом взаимосвязи компонентов педагогической деятельности, отношений между задачами, которые он ставит, средствами и способами, выбираемыми им для их решения, и предполагаемым результатом. Овладение обобщенными принципами такого анализа дает возможность увидеть педагогическую деятельность в целом, понять логику и закономерности ее протекания.

Возможны два варианта анализа педагогической деятельности, отличающиеся позицией субъекта анализа.

Первый: субъект отделен от объекта анализа и исследует его со стороны. Например, педагог анализирует педагогическую деятельность своего коллеги во время открытого занятия.

Второй: субъект анализа сам является его объектом, т. е. педагог оценивает собственную деятельность (самоанализ).

В своей профессиональной деятельности педагог обращается к обоим вариантам анализа, вместе с тем следует особо подчеркнуть необходимость овладения способами изучения собственной педагогической деятельности.

С этой целью Л.М. Митиной были разработаны специальные методики:

«Схема анализа педагогической деятельности», которая представляет собой систему указаний, как и в какой последовательности анализировать деятельность, какие компоненты и взаимосвязи между ними важно увидеть.

«Отчет о наиболее значимом событии за неделю» позволяет педагогу при систематическом (еженедельном) заполнении методики глубже понять себя, свое отношение к обучающимся, коллегам по работе, администрации, проанализировать свое поведение в трудных, конфликтных ситуациях, оценить стиль своей педагогической деятельности (Митина Л.М, 1991, 1999)1.


  1. Виды педагогического анализа. Роль анализа в педагогической деятельности.

Педагогический анализ позволяет осуществлять:

1. Постановку педагогических целей и задач:

  • проблематизациювыделение и анализ проблем опыта деятельности

  • целеполаганиеопределение целей и задач предстоящей деятельности


2. Выбор средств и способов решения поставленных задач:

  • организацию и планирование деятельности:

а) кого учить? – анализ группы обучающихся (контингент, индивидуальные и возрастные особенности)

б) кому учить? – самоанализ, анализ собственного опыта работы

в) чему учить? – анализ содержания образования

г) как учить? – анализ и выбор форм и методов воспитания, развития обучения

3.Анализ и оценку педагогической деятельности:

  • реализацию деятельности - осуществление деятельности с последовательной поэтапной коррекцией

  • оценку результатов педагогической деятельности


Системный педагогический анализ.

Ф
Назначение

  • контроль

  • коррекция

  • систематизация

  • управление

  • организация
ункции

  • дидактическая

  • методическая

  • психологическая

  • организационная

  • управленческая

  • воспитательная

Содержание

  • уровень вхождения в деятельность как исходное состояние и условие поэтапного включения в деятельность,

  • текущий процесс,

  • итоговый результат как достижение в деятельности


Дидактический анализ предполагает рассмотрение урока по основным дидактическим категориям: постановка целей, логика учебного материала и учебного процесса, применение средств и методов обучения, вопросы активизации познавательной деятельности обучающихся, реализация принципов единства образования и воспитания.

Психологический анализ направлен на изучение, главным образом, психологического климата на уроке, отношений между педагогом и обучающимися, эмоционального настроя, интереса обучающихся ктеме занятия, к предмету.

Воспитательный анализ нацелен на ознакомление с воспитательным воздействием урока. Для этого широко и всесторонне разбираются возможности учебного материала, специальные приемы, использованные педагогом для воспитательного воздействия на обучающихся.

Методический анализ