Файл: Анализ урока технологии в аспекте требований обновленных фгос оо тема Составитель Мицук О. В. План Понятие и сущность педагогического анализа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предусматривает изучение деятельности педагога и обучающихся в их взаимодействии.Особо рассматривается целесообразность и результативность их совместной работы.
Анализ организационного аспекта урока рассчитан на ознакомление с приемами организации занятий, степени оснащенности занятия наглядными пособиями, рационального использования времени, выполнения санитарно-гигиенического режима и т. д.
Приведенная классификация типов и видов анализа условна и в таком виде на практике встречается не часто. Тем не менее, она представляет интерес для руководителей учреждений, инспекторов, методистов и учителей-предметников.
Типы
Формы
Виды
Х
Цикличность
Полный анализ проводится с целью контроля за ходом и качеством образовательного процесса, для глубокого изучения деятельности педагога, опыта его работы. Он наиболее сложен, по сравнению с другими видами анализа, охватывает все аспекты урока, дает полную объективную картину занятия, как явления действительности.
Краткий анализ проводится с целью обшей оценки дидактических категорий: (достигнуты ли основные цели, решены ли познавательные задачи, выполнен ли намеченный план и т.д.).
Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания форм и методов организации урока. Этот тип анализа применяется чаще всего при анализе нескольких уроков по одной теме, а также в учебных целях (обучение студентов, руководителей учреждения, работников отделов образования).
Аспектный анализ - выборочное рассмотрение одного или нескольких аспектов
процесса обучения (воспитательной стороны или только психологической, или только организационной). Такой анализ проводится обычно при жестком лимите времени и необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью установления степени эффективности методики работы педагога.
Исходя из общих положений, системный анализ можно представить в следующей последовательности:
Любой анализа урока проводится под конкретные задачи. Примерная схема общедидактического анализа современного урока представлена в пособии М.М. Поташника 2
Анализ учебного / внеурочного занятия – разбор содержания урока по его составляющим с разных позиций:
При анализе занятия необходимо соблюдать три принципа:
Аспекты системного анализа учебного / внеурочного занятия
Процесс педагогического анализа учебного / внеурочного занятия
Посещение и анализ учебного / внеурочного занятия
Цели посещения и анализа учебного занятия (урока):
Требования этики к посещению и анализу учебного / внеурочного занятия (мероприятия)
Полный анализ учебного / внеурочного занятия (критерии):
В современной методической литературе представлен достаточно широкий спектр примерных схем
анализа (самоанализа) учебного / внеурочного занятия. В качестве примера приведем общие рекомендации по анализу (самоанализу) учебного (внеурочного) занятия и в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Примерная схема оформления анализа посещенного учебного занятия
ФИО посещающего занятия ____________________________________________________
ФИО, проводившего занятие ___________________________________________________
Наименование учреждения _____________________________________________________
Форма проведения занятия ________________Продолжительность занятия ____________
Тема занятия_________________________________________________________________
Тип занятия __________________________________________________________________
Методическая цель____________________________________________________________
Цели занятия (результаты):
Цель посещения______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
План анализа
Выводы_____________________________________________________________________
Предложения________________________________________________________________
Дата посещения _________________________
Примерная схема анализа (самоанализа) урока в аспекте требований ФГОС ОО
Класс __________________________________________________________________________
Предмет ________________________________________________________________________
Ф.И.О. учителя___________________________________________________________________
УМК / автор учебника ____________________________________________________________
Тема учебного занятия ____________________________________________________________
Анализ организационного аспекта урока рассчитан на ознакомление с приемами организации занятий, степени оснащенности занятия наглядными пособиями, рационального использования времени, выполнения санитарно-гигиенического режима и т. д.
Приведенная классификация типов и видов анализа условна и в таком виде на практике встречается не часто. Тем не менее, она представляет интерес для руководителей учреждений, инспекторов, методистов и учителей-предметников.
Типы
-
аспектный -
комбинированный -
структурный -
комплексный
Формы
-
полный -
краткий -
фрагментарный
Виды
-
сравнительный -
оценочный -
проблемный -
информационный
Х
Цикличность
-
поэтапный: входной, итоговый -
временной: текущий, срезовый
-
прогностический -
аналитико-синтетический -
аксиоматический -
феноменологический
Полный анализ проводится с целью контроля за ходом и качеством образовательного процесса, для глубокого изучения деятельности педагога, опыта его работы. Он наиболее сложен, по сравнению с другими видами анализа, охватывает все аспекты урока, дает полную объективную картину занятия, как явления действительности.
Краткий анализ проводится с целью обшей оценки дидактических категорий: (достигнуты ли основные цели, решены ли познавательные задачи, выполнен ли намеченный план и т.д.).
Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания форм и методов организации урока. Этот тип анализа применяется чаще всего при анализе нескольких уроков по одной теме, а также в учебных целях (обучение студентов, руководителей учреждения, работников отделов образования).
Аспектный анализ - выборочное рассмотрение одного или нескольких аспектов
процесса обучения (воспитательной стороны или только психологической, или только организационной). Такой анализ проводится обычно при жестком лимите времени и необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью установления степени эффективности методики работы педагога.
Исходя из общих положений, системный анализ можно представить в следующей последовательности:
-
Четко сформулированная цель анализа. -
Развивающая ее программа наблюдений. -
Организация наблюдений в соответствии с поставленной целью и намеченной программой. -
Выделение этапов, структурных элементов и уровней взаимодействия педагога и обучающихся. -
Рассмотрение степени выполнения доминирующих задач. -
Выделение положительных и отрицательных факторов, которые оказали влияние на результаты взаимодействия педагога и ученика, определение причин их появления. -
Общая оценка взаимодействия педагога и ученика, исходя из его конечных результатов. -
Формулировка рекомендаций по улучшению работы.
-
Анализ учебного / внеурочного занятия.
Любой анализа урока проводится под конкретные задачи. Примерная схема общедидактического анализа современного урока представлена в пособии М.М. Поташника 2
Анализ учебного / внеурочного занятия – разбор содержания урока по его составляющим с разных позиций:
-
для оценки урока и деятельности учителя в целом; -
один из основных способов изучения и обобщения опыта учителя; -
одно из условий совершенствования педагогического мастерства.
При анализе занятия необходимо соблюдать три принципа:
-
принцип целенаправленности (посещение и анализ занятий могут проводиться с целью: обмена опытом учителей, самоконтроля и контроля деятельности учителя; при посещении и анализе учебных занятий посещающий должен четко определить ту цель и ту задачу, с которыми он пришел на занятие, а не пытаться «объять необъятное»); -
принцип этической корректности анализа (готовность к сотрудничеству, корректность и доброжелательность, учитель должен знать, какую цель преследует посещающий, каков смысл посещения занятия; предупредить учителя о посещении заранее;по просьбе анализируемого эксперт должен быть готов дать письменное заключение о посещенном уроке); -
принцип профессионально-педагогической корректности.
Аспекты системного анализа учебного / внеурочного занятия
-
учитель -
обучающийся -
содержание деятельности -
способы деятельности учителя и обучающихся -
цель и результат
Процесс педагогического анализа учебного / внеурочного занятия
-
Этап предварительного ознакомления с предметом анализа:
-
уяснение проблемы, подлежащей анализу; -
знакомство с программой, учебником; -
формулировка цели посещения и анализа занятия; -
составление программы наблюдения (* декомпозиция цели – последовательное разложениецели на составляющие ее элементы, которые являются основными пунктами программы наблюдения).
-
Этап осуществления наблюдения за ходом урока, сбор информации для анализа:
-
наблюдение за ходом занятия (фиксирование всех важных сторон занятия); -
запись и кодирование занятия (качественное и количественное описание занятия), -
беседа с учителем перед анализом занятия (самоанализ занятия педагогом).
-
Этап непосредственного анализа занятия.
Посещение и анализ учебного / внеурочного занятия
Цели посещения и анализа учебного занятия (урока):
-
контроль за качеством преподавания и результативностью в достижении целей поставленных перед обучающимися; -
контроль за состоянием образовательного процесса; -
инструктирование учителя; -
помощь в овладении педагогическим мастерством; -
выявление причин удач или неудач преподавателя и оказание ему помощи.
Требования этики к посещению и анализу учебного / внеурочного занятия (мероприятия)
-
Невмешательство; -
Корректность обращения; -
Учет специфических особенностей; -
Доброжелательность; -
Привлечение к анализу занятия самого учителя
Полный анализ учебного / внеурочного занятия (критерии):
-
целевая направленность учебного занятия; -
объем учебного материала и реальность его усвоения; -
время, отведенное на каждом этапе; -
организация самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся; -
уровень обратной связи; -
система заданий, как способствует достижению необходимого уровня знаний; -
рациональность использования форм занятия, средств обучения; -
активность используемых методов и приемов; -
опора на межпредметные связи; -
проверка домашнего задания; -
результат усвоения знаний.
В современной методической литературе представлен достаточно широкий спектр примерных схем
анализа (самоанализа) учебного / внеурочного занятия. В качестве примера приведем общие рекомендации по анализу (самоанализу) учебного (внеурочного) занятия и в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Примерная схема оформления анализа посещенного учебного занятия
ФИО посещающего занятия ____________________________________________________
ФИО, проводившего занятие ___________________________________________________
Наименование учреждения _____________________________________________________
Форма проведения занятия ________________Продолжительность занятия ____________
Тема занятия_________________________________________________________________
Тип занятия __________________________________________________________________
Методическая цель____________________________________________________________
Цели занятия (результаты):
-
Воспитательные (личностные)_________________________________________________
-
Обучающие (предметные)____________________________________________________
-
Развивающие (метапредметные)________________________________________________
Цель посещения______________________________________________________________
____________________________________________________________________________
План анализа
Содержание деятельности | Положительное | Отрицательное | |
преподавателя | обучающихся | ||
| | | |
Выводы_____________________________________________________________________
Предложения________________________________________________________________
Дата посещения _________________________
Примерная схема анализа (самоанализа) урока в аспекте требований ФГОС ОО
Класс __________________________________________________________________________
Предмет ________________________________________________________________________
Ф.И.О. учителя___________________________________________________________________
УМК / автор учебника ____________________________________________________________
Тема учебного занятия ____________________________________________________________
№ | Этапы анализа и критерии оценки | Баллы |
1 | Планируемые результаты Прослеживается ли реализация поставленных учителем планируемых результатов? | |
2 | Организация урока: тип урока, структура, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. | |
3 | Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала) | |
4 | Соответствие урока требованиям ФГОС ОО. | |
4.1 | Ориентация на новые образовательные результаты | |
4.2 | Нацеленность деятельности на формирование УУД | |
4.3 | Использование современных технологий: проблемного диалога, проектной, исследовательской, ИКТ и др. | |
5 | Содержание урока | |
5.1 | Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям учащихся | |
5.2 | Соответствие содержания урока требованиям программы | |
5.3 | Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности | |
5.4 | Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи | |
6 | Методика проведения урока | |
6.1 | Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации | |
6.2 | Каике методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности учащихся? Сравните соотношение:
| |
6.3 | Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы | |
6.4 | Какие из перечисленных методов познания использует учитель - наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т.д.? | |
6.5 | Применение диалоговых форм общения | |
6.6 | Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся | |
6.7 | Осуществление обратной связи «ученик-учитель» | |
6.8 | Сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы | |
6.9 | Реализация дифференцированного обучения. наличие заданий для учащихся разного уровня обученности. | |
6.10 | Средства обучения, целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. | |
6.11 | Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен. | |
6.12 | Формирование навыков самоконтроля и самооценки. | |
7 | Психологические основы урока | |
7.1 | Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. | |
7.2 | Реализация развивающей функции обучения. Развитие психических процессов и качеств личности: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи. | |
7.3 | Ритмичность урока: чередование материала разной степени сложности, разнообразие видов учебной деятельности | |
7.4 | Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока | |
8 | Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора | |
9 | Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона) | |
Итого: | | |
За каждый критерий ставятся балы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует; 1 – проявляется частично; 2 – проявляется в полном объеме. | |