Файл: Анализ урока технологии в аспекте требований обновленных фгос оо тема Составитель Мицук О. В. План Понятие и сущность педагогического анализа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
предусматривает изучение деятельности педагога и обучающихся в их взаимодействии.Особо рассматривается целесообразность и результативность их совместной работы.

Анализ организационного аспекта урока рассчитан на ознакомление с приемами организации занятий, степени оснащенности занятия наглядными пособиями, рационального использования времени, выполнения санитарно-гигиенического режима и т. д.

Приведенная классификация типов и видов анализа условна и в таком виде на практике встречается не часто. Тем не менее, она представляет интерес для руководителей учреждений, инспекторов, методистов и учителей-предметников.


Типы

  • аспектный

  • комбинированный

  • структурный

  • комплексный

Формы

  • полный

  • краткий

  • фрагментарный



Виды

  • сравнительный

  • оценочный

  • проблемный

  • информационный


Х
Цикличность

  • поэтапный: входной, итоговый

  • временной: текущий, срезовый
арактер

  • прогностический

  • аналитико-синтетический

  • аксиоматический

  • феноменологический


Полный анализ проводится с целью контроля за ходом и качеством образовательного процесса, для глубокого изучения деятельности педагога, опыта его работы. Он наиболее сложен, по сравнению с другими видами анализа, охватывает все аспекты урока, дает полную объективную картину занятия, как явления действительности.

Краткий анализ проводится с целью обшей оценки дидактических категорий: (достигнуты ли основные цели, решены ли познавательные задачи, выполнен ли намеченный план и т.д.).

Комплексный анализ предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания форм и методов организации урока. Этот тип анализа применяется чаще всего при анализе нескольких уроков по одной теме, а также в учебных целях (обучение студентов, руководителей учреждения, работников отделов образования).

Аспектный анализ - выборочное рассмотрение одного или нескольких аспектов
процесса обучения (воспитательной стороны или только психологической, или только организационной). Такой анализ проводится обычно при жестком лимите времени и необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью установления степени эффективности методики работы педагога.
Исходя из общих положений, системный анализ можно представить в следующей последовательности:

  1. Четко сформулированная цель анализа.

  2. Развивающая ее программа наблюдений.

  3. Организация наблюдений в соответствии с поставленной целью и намеченной программой.

  4. Выделение этапов, структурных элементов и уровней взаимодействия педагога и обучающихся.

  5. Рассмотрение степени выполнения доминирующих задач.

  6. Выделение положительных и отрицательных факторов, которые оказали влияние на результаты взаимодействия педагога и ученика, определение причин их появления.

  7. Общая оценка взаимодействия педагога и ученика, исходя из его конечных результатов.

  8. Формулировка рекомендаций по улучшению работы.




  1. Анализ учебного / внеурочного занятия.

Любой анализа урока проводится под конкретные задачи. Примерная схема общедидактического анализа современного урока представлена в пособии М.М. Поташника 2
Анализ учебного / внеурочного занятия – разбор содержания урока по его составляющим с разных позиций:

  • для оценки урока и деятельности учителя в целом;

  • один из основных способов изучения и обобщения опыта учителя;

  • одно из условий совершенствования педагогического мастерства.

При анализе занятия необходимо соблюдать три принципа:

  • принцип целенаправленности (посещение и анализ занятий могут проводиться с целью: обмена опытом учителей, самоконтроля и контроля деятельности учителя; при посещении и анализе учебных занятий посещающий должен четко определить ту цель и ту задачу, с которыми он пришел на занятие, а не пытаться «объять необъятное»);

  • принцип этической корректности анализа (готовность к сотрудничеству, корректность и доброжелательность, учитель должен знать, какую цель преследует посещающий, каков смысл посещения занятия; предупредить учителя о посещении заранее;по просьбе анализируемого эксперт должен быть готов дать письменное заключение о посещенном уроке);

  • принцип профессионально-педагогической корректности.



Аспекты системного анализа учебного / внеурочного занятия

  • учитель

  • обучающийся

  • содержание деятельности

  • способы деятельности учителя и обучающихся

  • цель и результат



Процесс педагогического анализа учебного / внеурочного занятия

  1. Этап предварительного ознакомления с предметом анализа:

  • уяснение проблемы, подлежащей анализу;

  • знакомство с программой, учебником;

  • формулировка цели посещения и анализа занятия;

  • составление программы наблюдения (* декомпозиция цели – последовательное разложениецели на составляющие ее элементы, которые являются основными пунктами программы наблюдения).

  1. Этап осуществления наблюдения за ходом урока, сбор информации для анализа:

  • наблюдение за ходом занятия (фиксирование всех важных сторон занятия);

  • запись и кодирование занятия (качественное и количественное описание занятия),

  • беседа с учителем перед анализом занятия (самоанализ занятия педагогом).

  1. Этап непосредственного анализа занятия.


Посещение и анализ учебного / внеурочного занятия

Цели посещения и анализа учебного занятия (урока):

  • контроль за качеством преподавания и результативностью в достижении целей поставленных перед обучающимися;

  • контроль за состоянием образовательного процесса;

  • инструктирование учителя;

  • помощь в овладении педагогическим мастерством;

  • выявление причин удач или неудач преподавателя и оказание ему помощи.


Требования этики к посещению и анализу учебного / внеурочного занятия (мероприятия)

  • Невмешательство;

  • Корректность обращения;

  • Учет специфических особенностей;

  • Доброжелательность;

  • Привлечение к анализу занятия самого учителя


Полный анализ учебного / внеурочного занятия (критерии):

  • целевая направленность учебного занятия;

  • объем учебного материала и реальность его усвоения;

  • время, отведенное на каждом этапе;

  • организация самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся;

  • уровень обратной связи;

  • система заданий, как способствует достижению необходимого уровня знаний;

  • рациональность использования форм занятия, средств обучения;

  • активность используемых методов и приемов;

  • опора на межпредметные связи;

  • проверка домашнего задания;

  • результат усвоения знаний.

В современной методической литературе представлен достаточно широкий спектр примерных схем
анализа (самоанализа) учебного / внеурочного занятия. В качестве примера приведем общие рекомендации по анализу (самоанализу) учебного (внеурочного) занятия и в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.
Примерная схема оформления анализа посещенного учебного занятия
ФИО посещающего занятия ____________________________________________________

ФИО, проводившего занятие ___________________________________________________

Наименование учреждения _____________________________________________________

Форма проведения занятия ________________Продолжительность занятия ____________

Тема занятия_________________________________________________________________

Тип занятия __________________________________________________________________

Методическая цель____________________________________________________________

Цели занятия (результаты):

  • Воспитательные (личностные)_________________________________________________

  • Обучающие (предметные)____________________________________________________

  • Развивающие (метапредметные)________________________________________________

Цель посещения______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

План анализа

Содержание деятельности

Положительное

Отрицательное

преподавателя

обучающихся













Выводы_____________________________________________________________________

Предложения________________________________________________________________
Дата посещения _________________________
Примерная схема анализа (самоанализа) урока в аспекте требований ФГОС ОО

Класс __________________________________________________________________________

Предмет ________________________________________________________________________

Ф.И.О. учителя___________________________________________________________________

УМК / автор учебника ____________________________________________________________

Тема учебного занятия ____________________________________________________________




Этапы анализа и критерии оценки

Баллы

1

Планируемые результаты

Прослеживается ли реализация поставленных учителем планируемых результатов?




2

Организация урока: тип урока, структура, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.




3

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)




4

Соответствие урока требованиям ФГОС ОО.




4.1

Ориентация на новые образовательные результаты




4.2

Нацеленность деятельности на формирование УУД




4.3

Использование современных технологий: проблемного диалога, проектной, исследовательской, ИКТ и др.




5

Содержание урока




5.1

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям учащихся




5.2

Соответствие содержания урока требованиям программы




5.3

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности




5.4

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи




6

Методика проведения урока




6.1

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации




6.2

Каике методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности учащихся?

Сравните соотношение:

  • примерное число заданий репродуктивного характера - «прочитайте», «перескажите», «повторите», «вспомните»

  • примерное число заданий поискового характера - «докажите», «оцените», «сравните», «найдите и исправьте ошибку».




6.3

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы




6.4

Какие из перечисленных методов познания использует учитель - наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т.д.?




6.5

Применение диалоговых форм общения




6.6

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся




6.7

Осуществление обратной связи «ученик-учитель»




6.8

Сочетание фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы




6.9

Реализация дифференцированного обучения. наличие заданий для учащихся разного уровня обученности.




6.10

Средства обучения, целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.




6.11

Использование наглядного материала: в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.




6.12

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.




7

Психологические основы урока




7.1

Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.




7.2

Реализация развивающей функции обучения. Развитие психических процессов и качеств личности: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.




7.3

Ритмичность урока: чередование материала разной степени сложности, разнообразие видов учебной деятельности




7.4

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока




8

Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа,
дифференциация, предоставление права выбора





9

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя
(отсутствие шаблона)





Итого:




За каждый критерий ставятся балы от 0 до 2: 0 – критерий отсутствует;

1 – проявляется частично;

2 – проявляется в полном объеме.