Файл: Анализ урока технологии в аспекте требований обновленных фгос оо тема Составитель Мицук О. В. План Понятие и сущность педагогического анализа.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.02.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выводы_________________________________________________________________________
Рекомендации по совершенствованию методики проведения урока_______________________
Дата проведения ________________________
-
Системная оценка эффективности проведения учебного занятия технологии
В методической литературе представлен достаточно обширный материал об оценке эффективности учебного / внеурочного занятия (урока). Некоторые общие рекомендации по анализу эффективности урока – по ссылке http://mboy35.ru/files/effect.pdf
В системе технологической подготовки занятие тоже должно быть эффективным. Именно занятия технологии позволяют осваивать ученику не только предметные навыки, но и несут в себе огромный воспитательный потенциал, способствующий духовно-нравственному развитию личности, её успешной социализации. Именно здесь он чувствует себя комфортно и уютно, что во многом зависит от эффективности педагогического взаимодействия со стороны учителя.
Эффективность учебного/внеурочного занятия зависит от:
-
конкретности поставленной цели и задач; -
выбора типа занятия и формы его проведения; -
заинтересованности учителя и обучающихся; -
прогнозирования результата занятия; -
достижения целей и результативности; -
качества преподаваемого материала; -
доступности материала; -
эмоциональности изложения материала; -
формирования умений и навыков; -
разнообразия методов и приемов; -
организации индивидуальной работы; -
особенностей класса (группы обучающихся); -
мастерства учителя; -
активности обучающихся; -
самостоятельности обучающихся; -
творчества учителя и обучающихся; -
применения образовательных технологий и ИКТ; -
сотрудничества учителя и обучающихся; -
дидактического сопровождения; -
насыщенности занятия; -
характера обратной связи; -
наименьших временных, эмоциональных и физических затрат; -
стиля общения и характера педагогического взаимодействия; -
подведения итогов занятия и оценивания его результатов; -
личности учителя и многих других факторов.
Следует заметить, что далеко не полный ряд факторов эффективности может меняться в зависимости от требований времени.
В 90-х годах прошлого столетия в методических журналах был напечатан системный анализ эффективности проведения урока и рекомендован для подготовки учителя к уроку и его оценки. Сохраняя его структуру, в образовательной практике учителя технологии может использоваться примерная схема системного анализа и оценки эффективности учебного / внеурочного занятия, предложенная
Хомович Н.В. [16]. Основные методы исследования эффективности занятия: наблюдение, собеседование с учителем и обучающимися.
Системный анализ и оценка эффективности проведения занятия
Показатели эффективности занятия | Баллы | |
1. Подготовка и организация занятия | Оценка посещающего | Самооценка |
1.1. Определение роли занятия в личностном развитии обучающегося 1.2. Конкретность, четкость и лаконичность формулировки целей занятия. 1.3. Определение типа занятия и формы его проведения. 1.4. Определение и учет особенностей класса (группы обучающихся). 1.5. Прогнозирование конечного результата занятия. 1.6. Целесообразность выбора методов, технологий обучения, ИКТ, дидактического сопровождения, ТСО, ЭОР. 1.7. Рациональность и эффективность использования времени. 1.8. Соблюдение правил охраны труда и ТБ. 1.9. Санитарно-гигиеническое состояние кабинета. 1.10. Стиль общения. | | |
2. Содержание и методика проведения занятия | | |
2.1. Качество излагаемого учебного материала. 2.2. Дифференциация и интеграция содержания обучения. 2.3. Эмоциональность изложения учебного материала. 2.4. Целесообразность выбора и эффективность использования способов и средств мотивации обучающихся. 2.5. Эффективность использования методов и технологий обучения 2.6. Целесообразность выбора и эффективность использования способов активизации познавательной деятельности обучающихся. 2.7. Эффективность использования инновационных образовательных технологий, ИКТ, дидактического сопровождения, ТСО, ЭОР. 2.8. Обеспечение самостоятельности обучающихся. 2.9. Формирование УУД (метауровневых и личностных), компонентов функциональной грамотности, социальных навыков. 2.10. Организация обратной связи с обучающимися в ходе занятия 2.11. Эффективность взаимодействия и сотрудничества учителя и учеников. 2.12. Эффективность организации индивидуальной работы учеников. 2.13. Эффективность организации групповой работы обучающихся, их взаимодействия и сотрудничества. 2.14. Создание проблемных ситуаций, ситуаций выбора. 2.15. Решение ценностно-смысловых, личностно-ориентированных вопросов, творческих задач. | | |
3. Рефлексия занятия | | |
3.1. Выполнение плана занятия, результативность (достижение целей), соответствие содержания занятия и используемых способов достижения поставленных целей. 3.2. Заинтересованность учеников в осваиваемом учебном материале. 3.3. Подведение итогов, оценивание образовательных достижений обучающихся. 3.4. Сформированность умения анализировать занятие. 3.5. Комфортность пребывания обучающихся на занятии. | | |
Всего баллов | | |
2 балла – показатель проявляется полностью
1 балл – показатель проявляется частично
0 баллов – показатель не проявляется
Показатель эффективности занятия высчитывается по формуле:
Э.з. = общее кол-во баллов х 100
60
Э.з. = 85-100% - высокая эффективность занятия.
Э.з. = 65-84% - средняя эффективность занятия
Э.з. = 45-64% - низкая эффективность занятия
Анализ результатов совместной деятельности субъектов образовательного процесса
на занятиях технологии
В методике проведения учебных занятий, пожалуй, ключевым условием их эффективности можно считать эффективность взаимодействия и сотрудничества учителя и обучающихся.
В образовательной практике учителя технологии может использоваться следующая примерная схема проведения такого педагогического анализа.
Анализ и оценка результатов совместной деятельности субъектов образовательного
процесса на занятиях технологии
ФИО посещающего учебного занятия ______________________________________________
Учебный предмет _______________________________________________________________
Класс / возраст обучающихся _____________________________________________________
Тема учебного занятия____________________________________________________________
Тип учебного занятия ____________________________________________________________
Форма проведения _______________________________________________________________
Параметры оценки | Шкала оценки | |||||
Организация образовательного пространства | Никогда 0 | Иногда 1 | Часто 2 | Всегда 3 | Не могу оценить | |
Организация пространства кабинета, дидактическое сопровождение | Оформление кабинета (в т.ч. художественно-эстетическое) в соответствии с темой урока | | | | | |
Мебель в кабинете закреплена и используется в соответствии с задачами урока | | | | | | |
Ученики свободно выбирают место для работы | | | | | | |
Ученики свободно перемещаются в соответствии с задачами урока | | | | | | |
Учитель использует дидактический материал, разработанный им в соответствии с задачами урока | | | | | | |
Учитель использует возможности учебника, УМС | | | | | | |
Учитель использует возможности ИТК, ЭОР в соответствии с задачами урока | | | | | | |
Общее эмоциональное состояние | | | | | | |
| комфортное | | | | | |
дискомфортное | | | | | | |
| | | | | | |
Деятельность учителя и учеников | Время | Время | Время | Время | Время | |
Виды деятельности и формы организации УПД обучающихся | Учитель говорит, объясняет | | | | | |
Учитель показывает | | | | | | |
Ученики слушают | | | | | | |
Ученики наблюдают | | | | | | |
Ученики выступают | | | | | | |
Ученики обсуждают | | | | | | |
Ученики выполняют практическую работу | | | | | | |
Фронтальная работа | | | | | | |
Работа в группах | | | | | | |
Работа в парах | | | | | | |
Индивидуальная работа | | | | | | |
Общая дискуссия | | | | | | |
| Перерывы в работе | | | | | |
| Паузы эмоциональной разгрузки | | | | | |
Деятельность учителя и учеников | Никогда 0 | Иногда 1 | Часто 2 | Всегда 3 | Не могу оценить | |
Методы обучения и учения | Учитель применяет репродуктивные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, побуждающе-репродуктивный и т.п. | | | | | |
Учитель применяет продуктивные методы обучения: проблемный; проблемно-поисковый; эвристический и др. | | | | | | |
Учитель применяет методы интерактивного обучения | | | | | | |
Учитель применяет методы смежных наук | | | | | | |
Учитель использует возможности ИКТ, ЭОР | | | | | | |
Ученики применяют метод наблюдения | | | | | | |
Ученики применяют метод изучения учебных пособий, первоисточников и других материалов, в.т.ч. ЭОР | | | | | | |
Ученики применяют метод упражнения | | | | | | |
Ученики применяют метод эксперимента | | | | | | |
Ученики применяют метод моделирования, проектирования | | | | | | |
Ученики применяют методы инженерного проектирования | | | | | | |
| | | | | | |
Взаимодействие учителя и обучающихся | Никогда 0 | Иногда 1 | Часто 2 | Всегда 3 | Не могу оценить | |
Стиль общения | Авторитарный – самовластный учитель не оставляет ученику свободы выбора | | | | | |
Либеральный – учитель применяет убеждение, уговаривание | | | | | | |
Демократический – учитель предлагает совместное решение задач | | | | | | |
Типы взаимодействия | «Ученик – учитель»: задают вопросы учителю, отвечают, комментируют. | | | | | |
«Ученик – ученик»: кооперируются, обсуждают (в парах, в группах) | | | | | | |
«Ученик – ученик»: внутренне обсуждение (неформальное шепотом во время выполнения работы) | | | | | | |
«Ученик – ученик - учитель»: общее обсуждение, дискуссия | | | | | | |
Характер взаимо-действия | Учитель инициирует взаимодействие учеников | | | | | |
Учитель находится в зрительном контакте с учениками | | | | | | |
Учитель реагирует на проблемы учеников | | | | | | |
Учитель стимулирует учеников задавать вопросы | | | | | | |
Учитель поощряет обмен мнениями | | | | | | |
Ученики инициируют обсуждение между собой | | | | | | |
Ученики инициируют обсуждение с учителем | | | | | | |
Учет индивидуальных особенностей | Учитель учитывает возрастные особенности учеников | | | | | |
Учитель учитывает индивидуальные особенности личностного развития учеников | | | | | | |
Учитель учитывает культурные различия, внимателен к социальной дифференциации | | | | | | |
Учитель подхватывает инициативу учеников | | | | | | |
Организация обратной связи | Учитель организует обратную связь с позитивным настроем, в режиме сотрудничества | | | | | |
Учитель организует обратную связь в авторитарном режиме | | | | | | |
Ученики дают обратную связь на работы друг друга | | | | | | |
Ученики дают обратную связь учителю | | | | | | |
Общая реакция учеников: | Никогда 0 | Иногда 1 | Часто 2 | Всегда 3 | Не могу оценить | |
| большинство включаются в работу | | | | | |
| выражают недовольство | | | | | |
| | | | | | |
Общая оценка результатов совместной деятельности на уроке | Никогда 0 | Иногда 1 | Часто 2 | Всегда 3 | Не могу оценить | |
| Ученики работали активно, с удовольствием | | | | | |
| Ученики предлагали интересные идеи, творческие решения | | | | | |
| Ученики активно делились своим мнением, идеями | | | | | |
| Ученики проявляли признаки скуки | | | | | |
| Ученики активно включались в обсуждение разных мнений | | | | | |
| Ученики активно принимали чужие идеи (не обязательно соглашались, выдвигая аргументы «за» и «против») | | | | | |
| Ученики не уважали чужие идеи и мнения | | | | | |
| Ученики проявляли неуважение к учителю, друг к другу | | | | | |
| Ученики проявляли агрессию на национальной, религиозной почве | | | | | |
Выводы: ________________________________________________________________________
Рекомендации по совершенствованию совместной деятельности субъектов образовательного процесса на данном занятии: _______________________________________________________
Дата посещения _________________________________
С точки зрения образовательной практики особое значение имеют и до сих пор не утратили разработанные И.С. Якиманской (1996 г.) критерии эффективности деятельности учителя на учебном занятии (уроке):
1) наличие плана проведения учебного занятия в зависимости от готовности обучающихся;
2) применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
3) создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе учебного занятия;
4) сообщение в начале учебного занятия темы и организация учебной деятельности в ходе их проведения;
5) обсуждение с обучающимися в конце учебного занятия не только того, что было усвоено, но и того, что понравилось (не понравилось) в учебном материале и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;
6) стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
7) оценка (поощрение) при опросе на учебном занятии не только правильного ответа, но и анализа того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;
8) отметка, выставляемая ученику в конце учебного занятия, должна аргументироваться по ряду параметров — правильности, самостоятельности, оригинальности; и др. [16]
Способность учителя руководствоваться данными критериями при организации и проведении учебного занятия, при проведении анализа собственной деятельности на занятии во многом предопределит успех деятельности субъектов образовательного процесса, обеспечит эффективность их взаимодействия.
В целом системный подход к самоанализу современного учебного / внеурочного занятия предполагает учет принципов развивающего обучения и может выстраиваться по следующему алгоритму.
-
Краткая общая характеристика учебной группы. -
Анализ эффективности проекта занятия. -
Как было осуществлено занятие, исходя из его замысла? -
Оценка целостности занятия. -
Анализ самооценки воспитательной стороны занятия. -
Оценка конечного результата занятия.
Вопросы для самоконтроля.
-
Раскройте сущность педагогического анализа, перечислите его функции и виды. -
Опишите параметры отслеживания процесса и результатов деятельности учителя и обучающихся на уроке, критерии эффективности деятельности учителя на учебном занятии. -
Определите роль педагогического анализа в практике работы учителя технологии.
Задание для практической работы.
Выполните аспектный анализ посещенного учебного занятия технологии - результатов совместной деятельности учителя и обучающихся по достижению образовательных результатов.
Литература:
-
Беспалько В.П. Качество образовательного процесса// Школьные технологии.-2007.-№3.-С.146-164. -
Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 256 с. -
Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М. 1994. -
Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие для студентов вузов / под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. Изд-во: Академия ИЦ - 2008. – 285 с. -
Ингенкам К. Педагогическая диагностика. – М., Педагогика. -
Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации/ Авт.- сост. М.А.Пинская, А.М. Михайлова. - М.: Корпорация «Российский учебник», 2019. -
Конаржевский Ю.А. Анализ урока. М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. -
Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. – М., 2000. -
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов пед. Учебных заведений. Слушателей ИПК. Изд-е 2-е , доп. и переработ.- Ростов н/Д: Изд-во «Учитель». 2003. – 234с. -
Матрос Д.Ш., Полев Д.М., Мельникова Н.Н. управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга. М., 2001 -
Мониторинг и диагностика качества образования. монография / авт. колл.: А.А. Шаталов, В.В. Афанасьев, И.В. Афанасьева и др. - М.: НИИ школьных технологий, 2008 – 322 с. -
Пидкасистый П.И. Педагогика. М., 1999. -
Технология и практика управления образовательным процессом в школе (из опыта работы заместителя директора) авт.- сост. Т.В. Хуртова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 215 с. -
Симонов В.П., Иванова Т.П., Волчкова А.П. Опыт системного анализа урока // Педагогика. – 1996. - № 3. -
Хомович Н.В. Системная оценка эффективности проведения занятия в системе дополнительного образования. [Электронный ресурс]: https://urok.1sept.ru/articles/592650 -
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996.