Файл: Реферат по теме Отличия инклюзивного образования от интегрированного Бодрикова О. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2024
Просмотров: 21
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -
«Специальная (коррекционная) школа № 9»
Реферат
по теме
«Отличия инклюзивного образования от интегрированного»
Выполнила:
Бодрикова О.В.,
учитель математики
Мысковский городской округ, 2023 г.
Несправедлива жизнь, порой, бывает,
Как приговор — РЕБЁНОК-ИНВАЛИД.
В боль этих деток мало кто вникает,
Не слышат люди слёзных их молитв.
Так много говорим мы об аспектах,
Которые — моральными зовут,
Но помощь остаётся лишь в «конспектах»,
И детки эти сами «крест несут».
Как будто, ангелочки, только в сети
Попали… Ждут, чтоб кто-то им помог.
Но мир жестокий, даже не заметил…
Как жаль, что — это не сюжет кино.
О, общество! Они же — просто ДЕТИ,
Имеют и характер, и лицо…
Не только для здоровых солнце светит,
Свой первый лучик шлёт на их крыльцо.
Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор Сарагоса пишет в своей книге «Завтра всегда поздно»: «Большими правами обладают те, кто менее всего может ими пользоваться. Школа для всех - да, но не только для всех “нормальных” детей. Внимание ко всем - да, но не только к “нормальным” больным... Напротив, общество должно стремиться компенсировать особым вниманием несчастье тех, кого природа или судьба сделали беспомощными».
Дети с ограниченными возможностями в развитии – это дети с особыми образовательными потребностями. К детям с ограниченными возможностями в развитии относят: умственно отсталых; не слышащих; слабослышащих; позднооглохших; незрячих; слабовидящих; с тяжелыми речевыми нарушениями; с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (ранний детский аутизм); со множественными нарушениями.
Каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не отличается от качества образования, получаемого здоровыми людьми.
В России законодательно закреплено право на образование с учетом особенностей психофизического развития обучающегося. Это значит, что родители ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) или инвалидностью могут подать документы в любую ближайшую школу и ребенка зачислят в общий класс.
Такой принцип обучения называется инклюзивным или интегрированным. Эти термины имеют много сходств и их часто считают взаимозаменяемыми, хотя это не так. В чем же отличия интегрированного и инклюзивного образования, и как учителям работать с особенными детьми.
В июне 2012 года президент РФ принял «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012–2017 гг.» .
Этот документ законодательно закреплял права детей-инвалидов на следующее:
-
включение в образовательную среду наравне со всеми детьми; -
свободу от дискриминации в сфере образования.
Чтобы реализовать эти права, в общеобразовательных школах создали условия для обучения детей с ОВЗ:
-
запустили программы социально-психологической помощи; -
создали условия для разработки персональных учебных планов в рамках школьной программы.
Эти меры позволяют детям с инвалидностью учиться в обычных школах и не замыкаться в малой группе, а значит, иметь равные возможности с другими детьми в своей возрастной категории.
Процесс обучения может быть интегрированным и инклюзивным. Оба этих термина означают, что ребенок с ОВЗ будет учиться в обычной общеобразовательной школе, несмотря на разницу в развитии. Однако процесс обучения будет выстроен по-разному. Сейчас разберемся, что такое интегрированное обучение и чем оно отличается от инклюзивного.
При интегрированном обучении школьник учится в обычном общеобразовательном классе и старается освоить школьную программу.
В этом ему помогают педагоги:
-
проводят персональное обучение; -
организуют дополнительные занятия; -
поддерживают на разных этапах подготовки.
При этом в школе не всегда создаются условия для детей с ОВЗ, особенностями развития или инвалидностью. Например, в классах нет специального оборудования или выделенных зон для работы и отдыха. При такой модели ребенок с особенностями развития включается в общую систему обучения и старается ее догнать. В этом основное отличие интеграции от инклюзии в образовании.
При инклюзивном обучении для детей с ОВЗ создают более подходящие условия: оборудуют классы, используют специальные дидактические материалы и обозначения
, кроме того, ребенка сопровождает тьютор, который помогает с обучением. Однако меру различий между детьми и необходимость особых условий и персонального сопровождения определяет комиссия медиков и психологов. Для этого они общаются с ребенком и дают ему персональную характеристику.
Чем отличается инклюзивное обучение от интегрированного, так это необязательным освоением школьной программы.
Школьник с ОВЗ чаще всего учится по особой программе, которая отличается от массовой. Учебные планы для таких детей составляют персонально.
Характеристика инклюзивного и интегрированного обучения:
Инклюзивное обучение: | Интегрированное обучение: |
| ребенок учится в общем классе |
общую программу в полном объеме | ребенку обязательно освоить общую образовательную программу |
классы переоборудуют под нужды детей с ОВЗ | классы остаются обычными |
ребенок с ОВЗ занимается с тьютором, который помогает ему в освоении программы | для ребенка с ОВЗ организуют дополнительные занятия, персональные консультации и помощь |
Несмотря на разницу интеграции и инклюзии, педагогам одинаково непросто работать с детьми в смешанных классах. Педагогу требуется искать разный подход к группам детей и стараться избегать конфликтных ситуаций. Чаще всего учителям предстоит решить несколько вопросов:
-
чему обучать школьников; -
как выстроить процесс обучения; -
как проверять знания, которые освоили ученики.
Чтобы достичь поставленных целей, независимо от сходств и отличий интеграции и инклюзии, педагоги могут применять альтернативные методы обучения и проверки знаний. Например, использовать не только письменные экзамены, но и тестирования с применением жестов, карточек и других наглядных пособий. Важно следить за распорядком дня
, чтобы дети не переутомлялись. Тогда можно свести к минимуму нежелательное поведение.
Список литературы:
1.Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт/ авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова, Волгоград: Учитель, 2012.