Файл: Малюгина Виктория Евгеньевна, ассистент институт истории и социальных наук, кафедра методики обучения истории и обществознанию ргпу им А. И. Герцена лекция.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.
Как вы думаете, какую из обозначенных выше функций флага он
должен был выполнять в первую очередь?
Для закрепления материала можно обратиться к работе с изображениями российских флагов, созданных Петром, и, демонстрируя фотографии из ЦВМ и РГАДА, объяснить процесс их появления и роль первого российского императора в этом процессе.
Вторая функция государственного флага может быть рассмотрена на примере изучения событий советского периода. В частности, в качестве наглядности могут быть использованы знаменитые фотографии красного знамени над рейхстагом и Парада Победы на Красной площади в
Москве. Сопоставив две фотографии, широко известные в обществе, можно задать следующие вопросы:
1.
Какие события истории нашей страны представлены на
фотографиях? Определите время и место этих событий.
2.
С каким периодом в истории СССР они связаны? Что значит
этот период для нашей страны?
3.
В чем назначение знамен, представленных на фотографиях
(советских и трофейных немецких)? Что они символизируют?
4.
Почему советские знамена этого времени могут считаться
историческими реликвиями? Что делает их такими?
5.
Подумайте, является ли Государственный флаг Российской
империи, Государственный флаг СССР, Государственный флаг РФ –
исторической реликвией, выполняет ли он эту функцию и почему. Свой
ответ обоснуйте.
Для закрепления представленного сюжета можно показать небольшой фрагмент кинохроники московского Парада Победы 1945 г. и задать к нему дополнительные вопросы.
Мы возвращаемся к современности, так как именно современность и является предметом нашего занятия. В этом ракурсе наиболее удобно рассмотреть последнюю, объединяющую функцию государственного флага и
подвести итоги. В качестве источника информации здесь разумно использовать существующие официальные документы, рассматривающие значение государственного флага в современной России, его статус и принципы использования. Речь идет о Федеральном законе РФ «О государственном флаге» от 25 декабря 2000 года. Документ не очень большой, но, возможно, с учетом поставленных вопросов, следует сделать определенную выборку текста. Вопросы должны выглядеть примерно следующим образом:
1. Как выглядит государственный флаг России согласно описанию?
2. При каких условиях он может использоваться?
3. В каких формах он может использоваться?
4. Как вы думаете, почему флагом нашей страны после 70 лет
советской власти снова стал дореволюционный российский триколор?
5. Какую функцию стал играть триколор для граждан России после
развала СССР в 1991 г.? В чем его значение для развития современного
общества?
6. Можем ли мы считать, что на настоящий момент он выполняет
все три функции государственного флага? Поясните свой ответ и
приведите примеры.
III. Государственный гимн.
Если методика работы с государственным гербом и флагом в значительной степени основана на работе с наглядностью, то работа с гимном в большей мере основана на работе с текстом. Отсюда и приемы работы с ним. Прежде всего можно затронуть вопрос о том, в каких с
и т
у а
ц и
я х


Для работы с текстами гимна в наибольшей степени подойдут приемы, связанные с пониманием теста. Наиболее распространенными приемами работы с текстами гимна могут быть приемы, направленные на поиск ответов на вопросы по тексту гимна, поиску информации о создателях гимна, сравнения текстов гимнов.
Как и другие, государственные символы вызывают определенные ассоциации. Поэтому одно из заданий направлено на установление ассоциаций. Подобные задания позволяют школьнику высказать свое отношение к гимну, так как эмоциональное отношение часто передается через употребление определенных слов в различных контекстах.
Еще одним направлением работы с гимном является анализ его музыкальной составляющей. В этом случае можно обратить внимание учащихся на характер мелодии. Найти ответ на вопросы: «Почему для гимнов используют торжественные мелодии?», «Какое настроение у слушателей они призваны вызывать?», «Какие чувства испытываете вы, когда звучит государственный гимн?» и др.
В заключение следует повторить исходный тезис – методика работы с государственными символами в школе еще только разрабатывается.
Надеемся, что представленные материалы помогут вам в практической деятельности.