Файл: Тема Цена в экономической.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дисциплина
«Ценообразование»
Тема
Цена в экономической
науке

Чем же определяется размер цены товара?
Это очень непростой вопрос современной экономики, до сих пор вызывающий споры сторонников двух разных подходов:
1. Трудовая теория стоимости
(классическая экономическая наука)
2. Теория предельной полезности
(австрийская школа)

ЦЕНА в трудовой теории стоимости – денежное выражение
стоимости
Стоимость
это воплощенные в товаре общественно полезные затраты труда, но не любые, а только соответствующие средним (для данного периода) условиям, умелости и интенсивности труда.
Поскольку всякий товар является результатом труда, то это делает все товары качественно однородными - а значит, сопоставимыми и соизмеримыми. Следовательно, труд, воплощенный в товарах, также становится качественно однородным, трудом «вообще», лишенным конкретики -«абстрактным».

Классическая школа (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс):
стоимость (или ценность) товара определяется количеством труда,
затраченного на его производство и, следовательно, является объективной величиной. Цена является денежным выражением стоимости.
Теория предельной полезности: ценность товара определяется субъективным отношением к нему человека. Сами по себе любые блага лишены объективных «экономических» свойств. Вопрос в том, способны ли эти блага приносить людям удовольствие или удовлетворение (иметь «полезность»).

С точки зрения теории предельной полезности
главное в экономике — не объем затрат труда на производство товара, а конечный результат этого производства,
который оценивает потребитель,
руководствуясь собственным субъективным представлением о полезности блага.

Маржиналисты сделали следующие выводы:
1.
Каждая дополнительная единица блага приносит дополнительную полезность, которая называется предельной
(маржинальной)
полезностью.
2. Предельная полезность носит убывающий характер.
3. Потребляя некоторое количество блага, человек получает общую полезность, которая равна сумме предельных полезностей.

Марксизм
Маржинализм
Стоимость/
Ценность
Величина объективная и
определяется затратами труда
Величина субъективная, зависит от оценки значимости блага для человека
Цена
Определяется средними издержками на производство
Определяется наименьшей полезностью в данном ряду блага
Основные характеристики двух подходов


Теория рыночного ценообразования
Автор теории рыночного ценообразования
Альфред Маршалл
(1842—
1924). Объяснение рыночной цены у А. Маршалла опирается как на теорию издержек производства, так и на положения теории предельной полезности.
Таким образом, ученый предложил «компромиссный» подход, при котором цена определяется двумя факторами: предельной полезностью и издержками производства.
Равновесная цена, по Маршаллу, это та максимальная
цена, которую готов уплатить потребитель (исходя из
субъективной оценки полезности товара), и одновременно та
минимальная цена, по которой производитель согласен
продать товар (исходя из уровня издержек на его
производство).

Рассмотрим изменение равновесной цены:

при изменяющемся спросе и неизменном предложении;

при изменяющемся предложении и неизменном спросе.
Рост доходов покупателей приводит к увеличению потребностей, что вызывает изменение объема спроса (при прежних ценах). Рост спроса при неизменном предложении вызывает смещение всей кривой спроса вверх. И, наоборот, снижение спроса при неизменном предложении ведет к установлению более низкого уровня равновесной цены (рис.1).
При росте производительности труда снижаются издержки производства, что способствует стимулированию увеличению объема выпуска (увеличивается объем и снижается цена
- кривая предложения смещается вниз). И, наоборот, под воздействием инфляции издержек увеличиваются затраты – предложение снижается
(кривая предложения смещается вверх) – устанавливается более высокая цена и меньшее количество продаж (рис. 2).

Рисунок 1. Изменение равновесной цены при изменяющемся спросе и неизменном предложении

Рисунок 2. Изменение равновесной цены при изменяющемся предложении и неизменном спросе

На основании анализа можно установить четыре правила изменения равновесной цены:

увеличение спроса вызывает рост равновесной цены и равновесного количество товара (рисунок 1,(Q
1

1
));

уменьшение спроса приводит к падению равновесной цены и равновесного количества товара (рисунок 1,(Q
2

2
));

рост предложения товара влечет за собой уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного количества товара (рисунок 2,(Q
1

1
));

сокращение предложения ведет к увеличению равновесной цены и уменьшению равновесного количества товара (рисунок 2,(Q
2

2
)).

Дисциплина
«Ценообразование»
Тема
Сущность и роль цен в
рыночной экономике


ФУНКЦИИ ЦЕН
В рыночной экономике цена выполняет следующие функции:

информационная (ориентирует действие покупателей и продавцов);

стимулирующая (цена стимулирует наиболее экономичный способ производства и наиболее рациональное поведение покупателей);

распределительная (через цену происходит распределение доходов между участниками рынка);

балансирующая (через цену устанавливается рыночное равновесие между спросом и предложением);

учетная (в цене отражаются общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции).

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ОТРАСЛЕЙ ИЗ СФЕР ЭКОНОМИКИ ЦЕНЫ
ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:

Оптовые, которые делятся на:
оптовые цены предприятия – это цены, по которым реализует свою продукцию предприятие- изготовитель оптовым компаниям.
оптовые цены промышленности – цены, по которым товар реализует оптовое предприятие.
Разновидностью является цена биржевого товара, которая формируется на базе биржевой котировки.

Закупочные цены – это цены на государственные закупки или на продукцию сельского хозяйства.

Розничные цены – это цены, по которым товар реализуются в розничной торговле.

Цены на строительно-монтажные работы и услуги. Эти работы и услуги оцениваются по двум видам:
сметная стоимость – это предельный размер затрат на строительство каждого отдельного объекта;
прейскурантная стоимость – это усредненная сметная стоимость единицы конечной продукцию типового строительного объекта.

Тарифы на перевозку грузового и пассажирского транспорта – это плата за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями с отправителей грузов и пассажиров.

Тарифы на платные услуги населения.

Цены, обслуживающие внешний торговый оборот – стоимость экспортируемого и импортируемого товара.

Надбавки и скидки в сфере обращения.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТЕПЕНИ ВЛИЯНИЯ ГОСУДАРСТВА НА
ПРОЦЕСС ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ВЫДЕЛЯЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ЦЕН:
1.Фиксированные цены – назначенные органами ценообразования или другими государственными органами. Их уровень фиксируется документально. Производитель не имеет право менять цены. Такое изменение преследуется по закону. В
централизованной экономике все цены и доходы фиксируются государством.
Фиксированные цены подразделяются на:

единые цены – устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и действуют на всей территории государства;

региональные цены – устанавливаются органами субъектов федерации и действуют на территории данного субъекта.
2. Регулируемые цены – цены регулируются государством посредством воздействия на изменение спроса и предложения, через налоговую, бюджетную, таможенную и финансовую политику.
3. Свободные рыночные цены устанавливаются на основе спроса и предложения и освобождены от ценового вмешательства государства.


В соответствии с представленной выше классификацией рассмотрим структуру оптовой цены предприятия, оптовой цены промышленности и розничной цены
Рисунок 3. Виды цен в зависимости от перемещения товара от производителя к потребителю:
Р
опт.предпр.
–оптовая цена предприятия; Р
опт.пром.
– оптовая цена промышленности; Р
розн.

розничная цена

Структура оптовой цены предприятия
Р
опт.предпр
= Затраты производителя + Прибыль производителя +НДС
Если товар подакцизный:
Р
опт.предпр
= Затраты производителя + Прибыль производителя +
+ Акциз + НДС

Структура оптовой цены промышленности
Р
опт.пром.
= Р
опт.предпр
+ Снабженческая надбавка + НДС
на снаб. надб
Снабженческая надбавка = Затраты оптовика на реализацию +
Прибыль оптовика

Затраты оптовика составляют:
- цена, которую заплатил оптовик при покупке товара у производителя,
- и затраты на реализацию этого товара.
В снабженческую надбавку включаются затраты на реализацию и прибыль оптовика.
Структура оптовой цены промышленности может выглядеть следующим образом:
Р
опт.пром.
= Р
опт.предпрбез НДС
+ Затраты на реализацию + Прибыль оптовика + НДС

Структура розничной цены
Р
розн.
= Р
опт.пром.
+ Торговая наценка + НДС
на торг.нац.
Торговая наценка = Затраты на реализацию + Прибыль розничного торговца

Затраты розничного торговца составляют:
- цена, которую заплатил розничный торговец при покупке товара у оптовика,
- и затраты на реализацию этого товара.
В торговую наценку включаются затраты на реализацию и прибыль розничного торговца.
Структура розничной цены промышленности может выглядеть следующим образом:
Р
розн.
=
Ропт.пром без НДС
+ Затраты на реализацию + Прибыль розничного торговца + НДС

Основные типы рынков по возрастанию рыночной власти:
1. Совершенная конкуренция
2. Монополистическая конкуренция
3. Олигополия
4. Монополия
Рыночная власть – способность продавца влиять на цену товара.

Один и тот же объем продукта Q продается, при прочих равных условиях, по самой низкой цене Р
1
на рынке совершенной конкуренции, по максимальной цене Р
4
– на рынке монополии, на рынке монополистической конкуренции по цене Р
2
, а на рынке олигополии по цене Р
3
, причем Р
1
< Р
2
<Р
3
<Р
4
Рисунок 4. Спрос на продукцию на различных типах рынков:
D
4
– монополия;D
3
– олигополия;D
2
– монополистическая конкуренция;D
1

совершенная конкуренция


Дисциплина
«Ценообразование»
Тема
Формирование ценовой
стратегии

Ценовая политика

это ряд принципов,
которым предприятие собирается придерживаться в области формирования цены.
Ценовая стратегия

это набор методов,
с помощью которых реализуется ценовая политика.

Для успешного продвижения новых изделий и услуг на рынке
выделяется шесть основных видов цен:

снятие сливок

установление с самого начала продвижения продукта очень высокой цены в расчете на потребителя, который готов купить товар по такой цене;

цена за внедрение продукта на рынок

у становление более низкой цены, чем на аналогичные товары;

«психологическая» цена

установление цены чуть ниже какой- либо крупной суммы;

цена лидера в отрасли

устанавливается в соответствии с ценой ведущей фирмы;

цена с возможным возмещением издержек производства

установление цен с учетом фактических затрат и
средней нормы прибыли в отрасли;

престижная
цена

цена на изделие высокого качества,
обладающее непревзойденными свойствами.

Для уже сформировавшегося рынка сбыта и реализуемых
здесь
относительно
продолжительное время товаров и услуг
можно выделить
восемь основных видов цен,
применение которых обеспечивает
повышение
конкурентоспособности предприятия:

скользящая падающая цена на изделия и услуги,
которая устанавливается в зависимости от соотношения спроса и предложения и постепенно снижается по мере насыщения рынка;

долговременная цена, слабо подверженная изменениям на протяжении длительного периода времени;

цена потребительского сегмента рынка, то есть цена на примерно одни и те же виды изделий и услуг, реализуемые разным группам потребителей (в зависимости от сегментации конкурентного рынка по потребителям);

эластичная (гибкая) цена, быстро реагирующая на изменение соотношения спроса и предложения на рынке (как в сторону снижения, так и в сторону повышения в зависимости от характера конъюнктуры);

преимущественная цена, предусматривающая определенное понижение цен на свои изделия предприятием, которое занимает доминирующие позиции на рынке и может обеспечить значительное снижение издержек производства за счет увеличения объемов сбыта и экономии на расходах по реализации продукции;

цена на изделие, уже снятое с производства, выпуск
которого
прекращен;

цена, устанавливаемая ниже, чем у большинства
фирм на рынке;

договорная цена, устанавливаемая на специально выделенные виды изделий или на определенные группы изделий одной или нескольких фирм и гарантирующая значительную скидку по сравнению с обычной ценой на те же самые изделия при выполнении потребителем ряда условий при покупке.