Файл: 1. Предмет и методы курса История государства и права зарубежных стран.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.02.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Образование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. В это время произошли изменения в отношениях между главами племенного союза - царями Ямато (на острове Хонсю) и вождями других племенных групп, которые стали представителями центральной власти. На стадии оформления государства общество состояло из кровнородственных кланов. С 563 по 645 гг. особо выделился клан Сога. Внутренняя политика царей Ямато была направлена на объединение страны и на оформление идеологической основы единовластия. Важную роль в этом сыграли созданные в 604 г. принцем Сетоку-тайси «Законоположения из 17 статей». В них был сформулирован главный политический принцип высшего суверенитета правителя и строгого подчинения младших старшему. В 552 г. в Японию пришел буддизм, который повлиял на унификацию религиозных идей.Произошли изменения и в крестьянской общине, которая стала податной: крестьяне были обязаны платить оброк зерном и продукцией ремесла, они несли трудовую повинность, участвуя в строительных, ирригационных и других работах.

Феодальное государство периода развитого феодализма (XII -- XVII вв.). В результате междоусобной борьбы за власть победу одержала группировка, возглавляемая кланом Минамото, который в 1192 г. был провозглашен правителем государства (сегуном). С приходом к власти сегуна ведущей формой землевладения становится мелкое самурайское. Создается новый правительственный аппарат: бакуфу. Императоры рассматривались лишь как носители верховных жреческих функций. Центральный аппарат сегуна -- бакуфу состоял из главной административной палаты, ведавшей в основном законодательством; главной военной палаты, ведавшей воинским сословием, и главной судебной палаты. К XIII в. в Японии окончательно оформились ленные отношения: крупные феодалы стали сеньорами; мелкие -- вассалами, обязанными нести военную службу. Эти две группы класса феодалов составили привилегированное сословие. Большую часть населения составляли крестьяне.

Важнейшим источником раннесредневе кового права является кодекс "Тайхо Еро ре" -- основной источник, характеризующий право Японии VIII -- X вв. Этот Свод законов обобщил и систематизировал законодательные акты о социально-экономических и политических реформах, направленных на ликвидацию первобытнообщинного сепаратизма и создание централизованного государства, на закрепление привилегированного положения новой аристократии; Свод в основных чертах определял социально-политический строй и жизненный уклад японцев на период более чем 500 лет. Этот правовой памятник включает в себя практически несколько разного рода как бы кодексов: гражданский, семейный, земельный.


В феодальном праве Японии уже в ранних источниках закреплялись элементы розыскного процесса. В Японии существовало несколько административно-судебных инстанций. Низшей инстанцией считалось уездное управление; следующая инстанция -- провинциальное управление; далее следовало Министерство юстиции, и, наконец, Высшая инстанция -- Государственный совет, император.

30. Особенности развития феодального государства и права.

Эпоха средневековья (феодализма) -- это более чем тысячелетний период в истории общества, государства и права.

Одной из характерных особенностей феодального государства и права является то, что они возникают на основе либо разложившегося рабовладельческого типа государства, либо постепенного развития, а затем разложения первобытно-общинного строя и зарождения на этой базе феодального строя. По такому пути, в частности, развивалось государство и право у восточных и западных славян. Развитие было связано с превращением старейшин рода, военных вождей, всей родовой знати в крупных собственников земли и скота. В результате захвата общинных земель и скота, разорения и закабаления своих сородичей родовая знать постепенно превращалась в земельную аристократию, а эксплуатируемые соплеменники — в полностью зависимых от нее крестьян.

Одновременно с процессом разложения первобытного общества происходила трансформация органов родового строя в органы феодального государства: родового военачальника или вождя — в короля, совета старейшин (там, где он сохранился) — в совет приближенных монарха, ополчения — в постоянно действующую дружину или армию.

В целом процесс возникновения феодального строя заключался, с одной стороны, в образовании крупного землевладения и превращении светской и духовной знати в класс феодалов, с другой — в разложении сельской общины и превращении свободных крестьян-об- щинников и несвободных земледельцев в феодально зависимых от крупных землевладельцев либо от государства крепостных крестьян. Последние, хотя и лишались права собственности на землю, однако имели свое небольшое хозяйство — дом, сельскохозяйственные постройки, им принадлежали некоторые сельскохозяйственные орудия труда.

Феодальная собственность на землю составляла материальную основу взаимоотношений помещиков и крепостных крестьян, основу экономической зависимости последних от первых.


Для удержания своего господства феодалы должны были иметь свои репрессивные органы, свой аппарат, который бы объединил в подчинении ему громадное количество людей, заставил бы их повиноваться законам, правилам, которые сводились бы в основном к одному — сохранять власть помещика над крепостным крестьянином.

Феодальному государству, как и рабовладельческому, присущ ряд внутренних и внешних функций, которые оно выполняло, защищая интересы господствовавшего класса.

Внутренние функции состояли в удержании крепостных крестьян в полной зависимости от феодалов; в закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства; в идеологической обработке и духовном подавлении трудящихся масс; в организации и консолидации сил класса феодалов и регулировании отношений внутри этого класса; в создании наиболее благоприятных условий для осуществления господства и эксплуатации крепостных крестьян, ремесленников и других слоев населения.

Строгая иерархическая структура земельной собственности и производная от нее иерархическая система общественно-политической надстройки, вассальной зависимости одних, менее могущественных феодалов от других, более могущественных, позволяли феодальному государству даже при отсутствии строгой централизации обеспечивать охрану экономического и социально-политического строя, сохранять социально-классовую солидарность нередко противоборствующих феодалов, держать в повиновении и подавлять сопротивление огромной массы крепостных крестьян. Этому же в значительной степени способствовало почти безраздельное господство в духовной сфере жизни феодального общества церкви, осуществлявшей на протяжении многих веков управление делами образования и культуры.

Внешние функции феодального государства соответствовали внешнеполитическому курсу господствовавшего класса, отражали характер его деятельности на международной арене. Эти функции состояли в захвате чужих территорий, в установлении и поддержании торгово- экономических связей с другими государствами, а также в защите своей территории от нападения извне.

Главная особенность феодального права заключалась прежде всего в том, что оно выражало волю и интересы феодалов, полностью обслуживало власть феодалов. Его основные задачи заключались в юридическом оформлении, закреплении и охране феодальной собственности на землю и другие средства производства, сохранении сложившейся системы эксплуатации и поддержании порядка, выгодного господствовавшему классу, в регулировании системы иерархических отношений, существовавших внутри него, в обеспечении его экономического, политического и духовного господства.


Опираясь на действующее право, феодалы жестоко подавляли любые попытки сопротивления своему господству, восстания, бунты, стихийные или организованные выступления против угнетения и насилия.

Важной особенностью феодального права было также то, что оно имело ярко выраженный сословный характер, закрепляло экономическое и социально-политическое неравенство в обществе, выступало как право-привилегия класса феодалов. Члены общества наделялись правами и свободами в зависимости от того, какое место в феодальной иерархии они занимали.

Привилегированными сословиями являлись духовенство и дворянство. Значительно ограничивались в правах горожане. Лишены были элементарных прав, за исключением права иметь в своем владении домашний скот и инвентарь, необходимые для работы на феодалов, крестьяне. Они полностью выпадали из феодальной иерархии и фактически являлись бесправным сословием.

Феодальное право неизменно выступало как право более сильного над менее сильным, как «кулачное право». Оно оставляло широкий простор для произвола феодалов, практически не предусматривало никаких преград на пути угнетения трудящихся масс, признавало прямое насилие, поощряло захват чужих территорий, оправдывало внеэкономическое принуждение крепостного крестьянина.

Особенностью феодального права был партикуляризм, т. е. отсутствие единой системы права в масштабе страны и преобладание в нем местных обычаев и актов отдельных феодалов. Феодальное право было раздробленным, оно не знало деления на отрасли и институты. Составными его частями были крепостное право, обеспечивающее полное подчинение крепостных крестьян феодалам; городское право, закреплявшее правовой статус купечества, ремесленников и других слоев городского населения; каноническое право, занимавшее значительное место в системе права и регулировавшее отношения не только между служителями церкви, но и между остальными членами общества.

Феодальное право отличалось большим разнообразием форм. Вплоть до периода абсолютизма в праве преобладали обычаи (сборники обычаев), а также договоры между феодалами, между королями и феодалами, между городами и феодалами и т. п. На более поздних стадиях развития феодального общества, особенно в период абсолютизма, широкое распространение получили писаные законы (царские указы, королевские ордонансы и т. п.), сборники уголовного и уголовнопроцессуального законодательства
(например, Соборное уложение 1649 г. в России) и другие виды нормативных правовых актов.