Файл: Закономерности и принципы процесса обучения. Факторы, определяющие продуктивность обучения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.02.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Институт психологии
Кафедра педагогики
Работа по дисциплине «Педагогика»
Реферат на тему:
«Закономерности и принципы процесса обучения. Факторы, определяющие продуктивность обучения»
Составил: студент Сосновская Ульяна Юрьевна 320220 группы 3 курса дневной формы получения образования по специальности «Психология» Проверил: Шураев Владимир Николаевич
Минск, 2022
Закономерности и принципы процесса обучения
Закономерность – это категория, в которой раскрываются объективные связи, неопровержимо действующие зависимости между явлениями.
Закономерности обучения представляют собой объективно существующие, устойчивые, необходимые связи между условиями этого процесса и его результатами.
Существуют следующие группы закономерностей:
-
дидактические – характеризуют связи между целями, содержанием, методами, формами и средствами обучения; -
гносеологические – определяют связи между познавательной деятельностью учащихся и объективной действительностью; -
психологические – раскрывают связь между познавательной деятельностью учащихся и характером организации учебного процесса; -
организационные – отражают связь результатов обучения с материально-техническим оснащением преподавания и учения. -
Закономерности процесса обучения находят свое конкретное выражение в принципах обучения.
Принципы обучения
Принцип – исходное положение, на которое надо опираться в какой-либо деятельности.
Принципы обучения – положения, на которые надо опираться при преподавании основ наук. Они отражают основные требования к организации обучения, деятельности учителя и учащихся.
Анализ педагогической литературы позволяет в качестве основополагающих выделить следующие принципы.
1. Принцип научности.
Принцип научности означает опору на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам.
2. Принцип проблемности.
Проблемность обучения обусловлена сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Учащиеся включаются в познавательный процесс только при условии необходимости разрешения проблем, вопросов и задач. Реализация проблемного обучения включает выполнение ряда обязательных этапов. Важным является создание проблемной ситуации. Это состояние интеллектуального затруднения, которое переживают ученики и которое стимулирует потребность самостоятельного добывания знаний. Функция учителя заключается не в передаче знаний, а в организации познавательной деятельности учащихся, развития их мышления и воображения.
3. Принцип наглядность обучения.
Наглядность обучения основана на особенностях развития мышления учащихся, которое развивается от конкретного к абстрактному.
Различают следующие виды наглядности:
- естественная наглядность: реальные предметы и явления в их натуральном виде, модели, муляжи;
- иллюстративные пособия: картины, рисунки, фотографии;
- графические пособия: диаграммы, графики, схемы;
- различные аудиовизуальные средства: кинофильмы, компьютерная техника, магнитофонные записи, телевизионные передачи.
4. Принцип активности и сознательности.
Данный принцип обусловлен двусторонним характером процесса обучения, в котором учение возможно лишь тогда, когда активен и деятелен ученик. Без активной и сознательно осуществляемой учебно-познавательной деятельности учащиеся не могут овладевать изучаемым материалом и развивать свои умственные способности.
5. Принцип доступности обучения.
Принцип доступности отражает необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения, не допускает его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным. Сущность данного принципа сводится к тому, чтобы изучаемый материал был доступен по уровню трудности, но требовал определенных усилий для его усвоения.
6. Принцип систематичности и последовательности обучения.
Данный принцип обосновывает необходимость изучения учебного предмета в системе, т.е. предполагает усвоение знаний в таком порядке, когда новая информация опирается на предшествующую, уже усвоенную, и в свою очередь определяет следующий этап познавательной работы.
Материал считается усвоенным, если у человека образовалась система ассоциаций, связей между новым и старым. Мозг работает эффективно, если получает нагрузку небольшими порциями, но систематически и регулярно.
7. Принцип прочности обучения.
Принцип прочности усвоения знаний предполагает такую проработку учебного материала, когда он становится достоянием учащихся: частью их сознания, основой привычек и поведения.
Принцип прочности обучения требует, чтобы учащиеся совершали в процессе обучения полный цикл учебно-познавательных действий: первичное восприятие и осмысление изучаемого материала, его последующее более глубокое осмысление, проделывали работу по его запоминанию, применению знаний на практике и их повторению.
8. Принцип единства образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения.
Реализация данного принципа имеет ряд аспектов:
- необходимость тщательного продумывания конкретных образовательных, развивающих и воспитательных задач;
- подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать изучаемый материал, развивать мышление и творческие способности, способствовать формированию мировоззрения и нравственно-эстетической культуры;
- выбор методов обучения, которые активизировали бы мышление, самостоятельность, обеспечивали бы глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями;
- реализация тесной связи теории с практикой, обучения с общественно-полезной деятельностью и производительным трудом.
Принципы обучения выполняют нормативную функцию. Это означает, что они не просто советуют или подсказывают учителю, как ему действовать, а являются руководством к действию через правила.
Правило – это описание деятельности учителя и ученика в определенных условиях, это алгоритм действий в конкретной ситуации для достижения намеченной цели.
Например, реализация принципа прочного усвоения знаний, требует от учителя соблюдения следующих правил:
- не приступать к изучению нового учебного материала предварительно не сформировав интерес к нему;
- четко выделять в изучаемом материале главную и дополнительную информацию, соблюдать логику подачи учебного материала;
- обучать наглядно;
- для каждого урока определять способы активного включения учащихся в процесс учения, чередовать устную и письменную работу, применять систему тренировочных и творческих упражнений и т.д.
Факторы, определяющие продуктивность обучения
В результате исследований выделено четыре генеральных фактора, определяющих в комплексе формирование продуктов дидактического процесса: 1) учебный материал; 2) организационно-педагогическое влияние; 3) обучаемость учащихся; 4) время.
Учебный материал содержит в себе общие причины информационного происхождения.
В составе данного фактора выделяются два комплексных: объективная (чистая) информация – содержание, количество учебного материала, его качество, форма изложения; информация, приобретаемая в процессе дидактической обработки, – способ, структура, доступность изложения.
В составе фактора организационно-педагогического влияния выделяют два комплексных:
– фактор организационно-педагогического влияния на уроках – методы преподавания и учения, организационные формы, учебные ситуации, работоспособность педагога, работоспособность учащихся, контроль и проверка результатов работы, тип и структура учебного занятия, практическое применение приемных знаний, умений, применение средств обучения, оборудование учебного процесса, условия обучения;
– фактор влияния с учебными целями вне школьных занятий – объем и характер помощи со стороны родителей, взрослых, друзей; режим учебного труда; контроль со стороны взрослых; использование средств массовой информации целями, чтение литературы; организация самостоятельного учебного труда; участие в кружках; общение со взрослыми с познавательными целями и многие другие факторы.
Фактор обучаемости учащихся – это способность школьников к учению и возможность достижения ими запроектированных результатов в установленное время. В данном факторе тоже выделяются два комплексных фактора:
– фактор обучаемости на уроках – уровень общей подготовки (эрудиции) обучаемых; способности к овладению определенным учебным материалом, усвоению знаний, умений, навыков; общие способности к учебно-познавательной деятельности; общие характеристики внимания; особенности мышления учащихся при изучении конкретного учебного предмета; общие характеристики мышления; психологическая установка на сознательное и прочное усвоение учебного материала; мотивация обучения; темпы усвоения знаний и умений; здоровье учащихся; возраст обучаемых; их ценностные ориентации; дисциплинированность; ориентация на будущую профессию; стиль жизни и многие другие причины;
– фактор обучаемости во внеурочной деятельности – самоконтроль; воля и настойчивость; целенаправленность; работоспособность; ценностные ориентации; стимулирование; мотивация; состояние здоровья; особенности восприятия познавательной деятельности в целом; способности; скорость запоминания и усвоения; уровень и особенности мышления; возрастные и индивидуальные характеристики и т. д.
В факторе времени можно выделить:
– фактор затрат времени непосредственно на уроке;
– фактор затрат времени на самоподготовку.
Среди изложенных факторов обучения наибольшим результативным действием обладает фактор организационно-педагогического влияния. Поэтому в практике организации дидактического процесса необходимо прежде всего заботиться о надлежащих условиях обучения, обеспечении учебного процесса необходимыми средствами, применении эффективных технологий, методов обучения, использовании прогрессивных организационных форм.
-
Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е .Н .Ш и ян о в ; под ред. В. А. Сластёнина. — 5-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 576 с. -
Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Гардарики, 1999. – 520 с -
Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - 519 с
Список литературы