Файл: Контрольная работа по мдк 04. 01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольной организации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Архангельской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по МДК 04.01 «Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями и сотрудниками дошкольной организации»

Тема 7: «Нетрадиционные формы работы с семьей – приоритет сотрудничества дошкольной образовательной организации с семьей»

Выполнила: студентка группы ДО-61з
Специальность 44.02.01 Дошкольное

образование __________________
Ф.И.О. Распопова Надежда Ивановна
Проверил преподаватель:

____________________Могутова Е.В.
Оценка _________________________

Вельск, 2023

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

1. Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей..6

2. Нетрадиционные формы работы с семьей……………………………….8

2.1. Информационно-аналитические формы организации общения………10

2.2. Досуговые формы организации общения………………………………10

2.3. Познавательные формы организации общения………………………..11

2.4. Наглядно-информационные формы организации общения…………...15

Заключение…………………………………………………………………….18

Список использованной литературы …………………………………..…….19

введение

Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала, именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В то же время, очень многое для ребенка зависит от складывающихся отношений между воспитателем и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОО и родителями не сложились. Деятельность родителей и воспитателей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, и таким образом помощь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Поэтому одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребёнку.


В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования одна из поставленных задач: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Также ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [1].

Проблемой организации взаимодействия педагогов ДОО и семьи занимались Е. П. Арнаутова, Т. Н. Доронова, Т. А. Маркова, Л. В. Виноградова, А. В. Козлова, О. В. Солодянкина. В своих работах учёные предлагают формы и методы плодотворного сотрудничества дошкольного учреждения и семьи, раскрывают необходимость саморазвития воспитателей и родителей, предлагают интерактивные формы работы педагога с семьёй.

Главное предназначение семьи и любого образовательного учреждения - становление личности ребенка. Родители и педагоги - это две мощнейшие силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить. Чтобы из маленького ребенка вырастить полноценного человека: культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы педагоги и родители действовали как союзники, делились с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Здесь особое значение приобретает взаимопонимание, сотворчество детского сада и семьи в воспитании и образовании подрастающего поколения.

Семья и ДОО должны найти общие точки соприкосновения, должны выработать единые требования к воспитанию ребенка. Инициатива по установлению сотрудничества должна идти от педагога, поскольку он профессионально подготовлен к образовательной работе, а стало быть, понимает, что ее успешность зависит от согласованности, преемственности в воспитании детей. К сожалению большинство семей сейчас самоустраняются от воспитания детей по различным причинам одни озабочены финансовым положением семьи, другие, не имея педагогических и психологических знаний перекладывают эту обязанность на дошкольную организацию, многие не считают нужным проявлять интерес к жизни группы, но есть и такие которые стараясь участвовать в жизни детей не только присматривая за гигиеной и питанием ребенка стараются получать какие-либо педагогические знания покупают книги, журналы. Но знания, которые они получают, таким образом, зачастую являются однобокими и обрывочными. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.


Актуальность темы - это сохранение благоприятного климата в семье, а также создание плодотворного и позитивного психолого-педагогического настроя в детском саду. При сохранении благополучного настроя родителей будет сохраняться психологическое здоровье наших детей. Дети – наше будущее. Счастливые и умные дети – залог счастливого и мудрого общества нашей страны. Работа с родителями - это кропотливый труд, в котором необходимо наладить контакт с родителями. Сначала завоевав их доверие, изучить семью, в которой воспитывается ребенок, вовлечь их в сотрудничество с ДОО при этом вести педагогическое просвещение родителей. Во-первых, очень важно завоевать доверие родителей, ведь они должны уверенно вести детей в детский сад. Они должны твердо знать, что работники детского сада положительно настроены к ребенку. Для этого родители должны чувствовать компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное ценить его личностные качества (заботу, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само – собой не происходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушие и милосердие. При изучении семьи воспитатель знакомится с проблемами родителей в вопросах воспитания ребенка. Здесь мамы и папы, которые обрели доверие к педагогу могут не только поделиться семейным опытом воспитания, рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка, но и попросить совета у воспитателей по интересующим их проблемам. Таким образом, и строится общая концепция и преемственность в воспитании дошкольника. Вовлекая родителей во взаимодействие с ДОО применяются, как правило, три формы сотрудничества это: коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. В настоящее время в рамках работы с семьей начали активно использоваться нетрадиционные формы и методы работы.
1 Сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей

Семья и дошкольные образовательные организации — два важнейших составляющих института социализации детей дошкольного возраста. Воспитательные функции их могут быть различны, однако всестороннее развитие ребенка требует плотного их взаимодействия. Дошкольные образовательные организации очень важны в развитии и воспитании детей. Дети в них обучаются, учатся взаимодействовать с ровесниками и взрослыми, учатся организовывать свою деятельность. Но в какой мере ребенок будет овладевать всеми необходимыми навыками будет зависеть от того как выстраиваются отношения семьи и дошкольной организации. Ребенок вряд ли будет гармонично и всесторонне развиваться без активного и целенаправленного участия родителей в образовательно-воспитательном процессе в дошкольной организации [2, с. 66].


При условии, что дошкольная организация будет открытой, родители могут посещать группу детского сада в удобное для них время, смотреть, как занимается ребенок, с кем и во что играет, играть вместе с ним и др. Воспитатели редко положительно относятся к внеплановым посещениям родителями дошкольных организаций в связи с ошибочным предположением о проверке, а не о заинтересованности родителей в образовательном процессе. Таким образом, наблюдение приводит к пониманию специфики и трудностей ДОО со стороны родителей, и, соответственно, вызывает стремление помочь воспитателю в улучшении необходимых условий развития детей в группе. Такая помощь может рассматриваться как одна из ключевых форм сотрудничества ДОО и родителей. В ходе сотрудничества родители перенимают опыт педагогов и расширяют границы в воспитании детей дома.

Согласно ФГОС ДО, сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьей – это основной принцип дошкольного образования. Сотрудничество родителей и педагогов дошкольных организаций, как правило, осуществляется с помощью следующих форм взаимодействия: включение родителей детей дошкольного возраста в планомерный педагогический процесс; расширение зон участия родителей в жизни ребенка в ДОО; участие родителей в непосредственной образовательной деятельности, проводимой ДОО; обогащение творческой среды для реализации возможностей и интенций всех участников педагогического процесса; организация выставок детских работ, конкурсов и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что взаимоотношения семьи и дошкольной организации необходимо основывать на тесном взаимодействии и сотрудничестве, так как только объединение усилий родителей и педагогов будут способствовать успешному развитию и воспитанию ребенка [3, с. 52].

Педагог должен воспитывать в детях уважение к родителям, желание оказать посильную помощь, дать детям понять, что родители делают все необходимое для счастья и радости своего ребенка.

В связи с актуальностью проблемы взаимодействия дошкольных организаций и семьи встает актуальный вопрос о расширении границ сотрудничества и поиск новых нетрадиционных форм взаимодействия [4, с. 82].

2 НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Для удачного взаимодействия с семьей, работа с родителями должна реализоваться с помощью разнообразных форм. Есть традиционные формы общения педагогов с семьями, их целью является обогащение родителей педагогическими знаниями и умениями. Традиционные формы взаимодействия детского сада с родителями:


1) информационно - наглядные: материалы на стендах, папки-передвижки, рекомендации, выставки детских работ, фотовыставки.

2) индивидуальные: беседа, консультация.

3) коллективные: родительские собрания, конференции, круглые столы, тематические консультации.

Сегодня в приоритете – нетрадиционные формы взаимодействия с родителями. Нетрадиционные формы подразумевают применение элементов развлечений, практикумы, игровое моделирование, адресованные на установку неформального контакта с родителями, привлечение родителей к образовательному процессу в ДОО. Основное направление всех форм взаимодействия дошкольной организации с семьей: установка доверительных взаимоотношений с дошкольниками, родителями и педагогами, их объединение, развитие желания делиться между собой проблемами и сообща разрешать их. Цель внедрения этих форм познакомить родителей с психофизиологическими особенностями детей, методами и приемами воспитания детей вне дошкольных организаций.

Принципы взаимодействия в инновационных формах взаимодействия педагогов и родителей также отличаются от традиционных. Они состоят из диалогового общения педагогов и родителей, подразумевающего открытость, искренность, отказ от критики и искреннюю заинтересованность во взаимодействии [5, с. 23].

Неформальный подход к проведению и организации форм общения ставит педагогов дошкольных организаций перед острой необходимостью использовать разнообразные методы по включению родителей в педагогический процесс.

В настоящее время практикой накоплено многообразие нетрадиционных форм. Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова. Она выделяет следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Они представлены в Таблице 1.
Таблица 1

Нетрадиционные формы организации общения педагогов с родителями

Наименование

Цель использования

Формы проведения общения

Информационно-аналитические

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, анкеты. индивидуальные беседы, «Почтовый ящик»

Познавательные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей.

Досуговые

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми.

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, интерактивные досуговые мероприятия, семинары, мастер-классы, дни добрых дел, турниры знатоков, КВН.

Наглядно-информационные:
информационно-ознакомительные;
информационно-просветительские

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек. Использование видеозаписей наблюдений за ребёнком в процессе его деятельности, взаимообмен фотографиями, видеозаписями о жизни ребёнка в семье и в детском саду