Файл: Методические указания для самостоятельной работы для обучающихся по дисциплине Основы прикладной антропологии и биомеханики.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А.Н. КОСЫГИНА

(ТЕХНОЛОГИИ. ДИЗАЙН. ИСКУССТВО)»

(НТИ (филиал) РГУ им. А.Н. Косыгина)


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

для самостоятельной работы

для обучающихся по дисциплине:

«Основы прикладной антропологии и биомеханики»


Направление подготовки:

29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности

Профиль подготовки:

Креативное проектирование одежды и аксессуаров

Квалификация (степень) выпускника:


бакалавр

Форма обучения:

очная


Новосибирск 2019

Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине: «Основы прикладной антропологии и биомеханики» для направления 29.03.05 Конструирование изделий легкой промышленности (уровень бакалавриата), профиль «Креативное проектирование одежды и аксессуаров».


Разработчик:

доцент, канд. техн. наук Пищинская О.В.

Рецензент:

доцент, канд. техн. наук Панферова Е.Г.


Методические указания рассмотрены на заседании кафедры ТКШИ, протокол № 1 от «28» августа 2019 г.


Зав. кафедрой

профессор, д-р техн. наук Мокеева Н.С.

Самостоятельная работа является наиболее продуктивной формой образовательной и познавательной деятельности обучающего в период обучения. Самостоятельная работа обучающихся в процессе изучения дисциплины «Основы прикладной антропологии и биомеханики» имеет важное практическое значение.

Текущая СРС направлена на углубление и закрепление знаний обучающегося, развитие практических умений. Текущая СРС включает следующие виды работ:


– работу с лекционным материалом; освоение теоретического материала, основываясь на учебных пособиях, приведенных в списке основной литературы, электронных ресурсах;

- разработку конспектов, при этом обучающийся пользуется не только основной и дополнительной литературой, рекомендованной преподавателем, но и опирается при написании работы на рекомендованные в п. 7 рабочей учебной программы интернет-ресурсы;

– опережающую самостоятельную работу;

– изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку;

– подготовку и выполнение заданий к лабораторным работам, письменных отчетов по результатам выполнения лабораторных работ. Отчеты должны содержать все требуемую информацию, представленную в систематизированном виде по форме, рекомендованной преподавателем;

– подготовку к промежуточному контролю (зачету).


  1. Перечень и тематика самостоятельных работ обучающихся по дисциплине

    1. Перечень тем теоретического курса, выносимых на самостоятельную проработку

СИ-1 (1 час)

Типы телосложения женщин по классификации Б Шкерли

СИ-2 (1 час)

Типы конституции по И.Б. Галанту

СИ-3 (1 час)

Особенности телосложения детей по схеме В.Г. Штефко.

СИ-4 (1 час)

Классификация осанки по схеме Л.П. Николаева и М. Волянски.

СИ-5 (2 часа)

Совершенствование методов исследования внешней формы тела человека

СИ-6 (4 часа)

Проектирование цифровых моделей поверхностей фигуры человека

СИ-7 (4 часа)

Частный коэффициент корреляции и частное среднее квадратичное отклонение

СИ-8 (4 часа)

Обработка антропометрических данных с помощью ЭВМ. Ошибки измерений

СИ-9 (4 часа)

Совершенствование антропоморфной характеристики внешней формы тела человека для «адресного» проектирования одежды

СИ-10 (3 часа)

Типология населения в европейских странах



1.2 Вопросы для подготовки к лабораторным работам

Самостоятельная работа планируется обучающимися из расчета:

  • подготовка к проведению лабораторных работ: 3 часа на одну лабораторную работу;

  • подготовка к защите лабораторных работ: 3 часа на одну лабораторную работу.

ЛБ-1 Анатомическое строение тела человека

Контрольные вопросы:

  1. Охарактеризуйте строение скелета и назовите его основные отделы.

  2. Перечислите отделы позвоночного столба.

  3. Охарактеризуйте строение грудной клетки.

  4. Назовите отделы и название костей скелета верхних и нижних конечностей.

  5. Перечислите формы мыщц.

  6. Назовите виды соединения костей.

  7. Назовите основные виды суставов.


ЛБ-2 Размерная характеристика тела человека

Контрольные вопросы:

  1. Дайте определение размерного признака.

  2. Приведите классификацию измерений тела человека..

  3. Перечислите основные измерительные инструменты, используемые для снятия размерных признаков.

  4. Дайте характеристику основных антропометрических плоскостей.

5. Перечислите основные антропометрические точки, дайте определение.

6.Назовите условия, соблюдаемые при измерении тела человека.
ЛБ-3 Морфологическая характеристика внешней формы тела человека

Контрольные вопросы:

  1. Чем отличается морфологический возраст человека от паспортного?

  2. Какие тотальные размерные признаки характеризуют внешнюю форму тела человека?

  3. Что такое пропорции тела и какие размерные признаки их определяют?

  4. Что такое телосложение и по каким признакам выделяют типы телосложения мужчин и женщин?

  5. Что такое осанка и какие признаки ее характеризуют?

  6. Какие разновидности формы верхних и нижних конечностей известны?


ЛБ-4. Изменение размеров тела в динамике. Динамическая антропометрия

Контрольные вопросы:

  1. Дайте понятие динамического эффекта.

  2. Обоснуйте изменение размеров тела человека при выполнении различных движений.

  3. Перечислите показатели, определяющие динамическое соответствие одежды.


ЛБ-5. Расчет основных статистических параметров выборки. Анализ закономерности распределения антропометрических признаков


Контрольные вопросы:

  1. Что показывает величина средней арифметической величины?

  2. Что понимают под нормальным распределением?

  3. Как изображается нормальное распределение на графике?

  4. Дайте характеристику асимметрии и эксцесса распределения.

  5. Какая погрешность в распределении размерных признаков может быть принята как допустимая?

  6. Что показывает коэффициент корреляции?


ЛБ -6 Размерные стандарты тела человека

Контрольные вопросы:

  1. Назовите ведущие размерные признаки и перечислите требования, предъявляемые к ним.

  2. Поясните, какие размерные признаки называют подчиненными.

  3. Охарактеризуйте показатели, определяющие тип фигуры.

  4. Назовите размерные признаки, определяющие принадлежность мужских и женских фигур к определенной полнотной группе.


ЛБ-7 Определение оптимального числа фигур. Размерный ассортимент

Контрольные вопросы:

  1. Какова зависимость оптимального числа типов фигур от числа ведущих размерных признаков и степени их связи?

  2. Какой размер и рост типовых фигур имеет наибольшую встречаемость? Почему?

  3. Чем можно объяснить различное оптимальное число типов фигур и номеров одежды, необходимых для обеспечения одного и того же уровня удовлетворенности населения в различных странах?




  1. Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения учебной дисциплины




  1. Назовите составляющие двигательной системы тела человека.

  2. Дайте общую характеристику внешней формы тела человека (туловище, шея, конечности).

  3. Назовите тотальные морфологические признаки, основные виды их изменчивости.

  4. Что такое пропорции тела?

  5. Дайте определение осанки.

  6. Что такое размерные признаки фигуры человека?

  7. Почему для проектирования одежды необходима размерная характеристика фигуры?

  8. Что называют антропометрическими точками?

  9. Назовите расположение антропометрических точек, которые используют для снятия размерных признаков.

  10. Как классифицируют размерные признаки по способу измерения?

  11. Что называют обхватами, полуобхватами? Приведите пример.

  12. Что называют продольными размерными признаками? Приведите примеры?

  13. Что называют поперечными размерными признаками? Приведите примеры?

  14. Что называют проекционными размерными признаками? Приведите примеры?

  15. Как обозначают размерные признаки?

  16. Какие размерные признаки называют ведущими?

  17. Какие размерные признаки называют подчиненными?

  18. Каким должно быть положение фигуры человека в процессе измерения?

  19. Перечислите размерные признаки для построения конструкций по методике ЕМКО СЭВ.

  20. Что такое выборочный метод исследования?

  21. Вариационный ряд антропометрических признаков.

  22. Назовите основные параметры вариационного ряда.

  23. Каковы закономерности распределения частот вариантов антропометрических признаков?

  24. Приведите порядок расчета кривой нормального распределения.

  25. Что такое асимметрия и эксцесс?

  26. Что называется корреляцией между размерными признаками?

  27. Регрессия (теоретическая и эмпирическая).

  28. Что называют размерной типологией?

  29. Как определяется соответствие индивидуальной фигуры типовой?

  30. Структура размерной типологии.

  31. Назовите ведущие размерные признаки.

  32. Что такое интервал безразличия?

  33. Назовите величину интервала безразличия по размерным признакам.

  34. Назначение динамической антропометрии.

  35. Что такое удовлетворенность населения размерами изделий?

  36. Назовите отличия антропометрических и конструкторских размерно-ростовочные стандартов.

  37. Как определяется оптимальное число типов фигур?

  38. Что такое удовлетворенность населения размерами изделий?




  1. Методические указания по работе с литературой


При изучении курса «Основы прикладной антропологии и биомеханики» следует, прежде всего, использовать учебники, учебные пособия, руководства, нормативные документы, указанные в списке основной и дополнительной литературы. При использовании иной учебной литературы, следует убедиться в актуальности той информации, которая в ней приведена. Прежде всего, необходимо обратить внимание на год выпуска литературы. Рекомендуется использовать литературу не ранее 2000 года издания, предпочтительнее всего 2016 – 2020 года издания как наиболее актуальную. Используемая при изучении курса нормативная документация должна обязательно проверяться на актуальность, т.е. необходимо убедиться, что срок ее действия не окончен. В этом могут помочь официальные информационные электронные базы данных нормативных документов.

Начиная работу с литературой, студент должен, прежде всего, записать библиографические данные анализируемого источника с учетом требований стандарта к оформлению списка литературы.

Примеры оформления списка литературы:

Список использованных источников:

1. Гадамер Г.Г. Истина и метод/Г.Г. Гадамер. – М., 1988. – 523 с.

2. Каган, М.С. О методологическом своеобразии гуманитарного знания / М.С. Каган // Избранные труды. В VII т. Т. I Проблемы методологии. – СПб.: ИД «Петрополис», 2006. – С. 110 – 124.

3. Ясперс К. Смысл и назначение истории/ К. Ясперс. – М.: Изд-во полит. литер., 1991. – 289 с.

4. Adler А. Understanding Life. – Harmondsworth, 1997. – 420 р.

Справочные издания:

1. Абушенко, В.Л. // Новейший философский словарь / В.Л. Абушенко, Г. Зиммель; Сост. А.А. Грицанов. – Минск: Изд-во «Скакун», 1998. – 246 с.

Электронные ресурсы:

1. Шершнева Л. П. Основы прикладной антропологии и биомеханики [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Л.П.Шершнева, Т.В.Пирязева, Л.В.Ларькина - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 160 с. URL: http://znanium.com/catalog.php?item=newissue#none


  1. Промежуточная аттестация


Во время подготовки к аттестационным испытаниям по дисциплине обучающийся закрепляет знания, полученные в течение семестра. Оценка качества и системности знаний проверяется преподавателем на зачете (3 семестр) в форме вопросов (см. 2 Контрольные вопросы для самостоятельной оценки качества освоения дисциплины). Обязательным условием допуска обучающегося к зачету является выполнение всех лабораторных работ. На зачете преподавателем проверяется понимание понятийного аппарата дисциплины,