Файл: Учебник по информационноаналитической работе Игорь Кузнецов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Оглавление

Об авторе

Методика информационно-аналитической работы

Методический замысел исследования и его основные этапы

Структура и содержание этапов исследовательского процесса

Применение логических законов и правил

Содержание информационной и аналитической работы

Основные этапы информационно-аналитической работы

Аналогия как метод. От известного к неизвестному

Проверка по аналогии

Изучение отдельных случаев как метод информационно-аналитической работы

Начало работы

Запись планов

Организация справочно-информационной деятельности

Каталоги и картотеки

Библиографические указатели

Работа с книгой

Записи при чтении

Методы изучения документальных источников

Техника изучения документов

Способы оценки информации

Взятие информации из документов

Принципы оценки и анализа информации

Обеспечение безопасности и защиты информации

Информационная безопасность организации (учреждения)

Элементы системы безопасности

Внутренняя безопасность

Использование телефона

Организация встреч

Защита информационных объектов

Список литературы


Информация: сбор, защита, анализ. Учебник по информационно-аналитической работе

Игорь Кузнецов

В учебнике рассматривается широкий круг проблем по работе с разными по форме и содержанию источниками информации, обеспечению процесса подготовки и ведения информационно-аналитической работы.

Подробно раскрываются основные понятия, выбор методов исследования, структура и содержание этапов информационной и аналитической деятельности, последовательность поиска, анализа и обеспечение их защиты.

Учебник адресован, в первую очередь, тем, кто заинтересован в овладении теорией и практикой информационно-аналитической работы: преподавателям, аспирантам, руководителям и менеджерам организаций, сотрудникам правоохранительных органов и служб безопасности, сотрудникам аналитических служб и, конечно, журналистам.

Оглавление


Об авторе 4

Глава I.Методика информационно-аналитической работы 5

I.1Логика процесса исследования 5

I.2Методический замысел исследования и его основные этапы 7

I.3Формулировка гипотезы 10

I.4Структура и содержание этапов исследовательского процесса 15

I.5Применение логических законов и правил 22

Глава II.Содержание информационной и аналитической работы 38

II.1Информационная работа 38

II.2Аналитическая работа 40

II.3Основные этапы информационно-аналитической работы 44

II.4Аналогия как метод. От известного к неизвестному 48

II.5Аналогия. Процентный метод 49

II.6Аналогия. Характерный пример 50

II.7Проверка по аналогии 51

II.8Изучение отдельных случаев как метод информационно-аналитической работы 54

Глава III.Работа с источниками информации 55

III.1Планирование работы 55

III.2Достоинства плана 55

III.3Начало работы 57

III.4Способы работы 59

III.5Запись планов 60

III.6Ограниченность применения 61

III.7Поиск информации 61

III.8Документальные источники информации 62

III.9Организация справочно-информационной деятельности 64

III.10Каталоги и картотеки 67

III.11Библиографические указатели 72

III.12Последовательность поиска документальных источников информации 74

III.13Работа с книгой 76

III.14Техника чтения 76

III.15Записи при чтении 80

III.16Методы изучения документальных источников 87

III.17Источники документации 87

III.18Техника изучения документов 101

III.18.1Классические методы 101

III.18.2Контентный анализ 103

III.18.3Фиксирование информации 118

Глава IV.Способы оценки информации 141

IV.1Источники информации 141

IV.2Взятие информации из документов 149

IV.3Принципы оценки и анализа информации 154

Глава V.Обеспечение безопасности и защиты информации 159

V.1Безопасность информационной работы 159

V.2Информационная безопасность организации (учреждения) 162

V.3Элементы системы безопасности 165

V.4Внутренняя безопасность 168

V.5Локальная безопасность 170

V.6Использование телефона 171

V.7Организация встреч 174

V.8Защита информационных объектов 183

V.8.1Виды угроз информационным объектам 183

V.8.2Методы и средства обеспечения информационной безопасности организации (фирмы) 198

Список литературы 206

Об авторе


Игорь Николаевич Кузнецов родился 3 июля 1956 года в г. Молодечно. Окончил Донецкое высшее военно-политическое училище и педагогический факультет Московской военно-гуманитарной академии. В 1992 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук, в 1993 г. получил ученое звание доцент.

В 1993–1995 гг. – старший преподаватель, доцент Минского высшего командного училища. С 1998 г. – доцент кафедры дипломатической и консульской службы факультета международных отношений Белорусского государственного университета.

Разработал и преподает авторские курсы: «Методика научных исследований», «Информационно-аналитическая работа», «Технология делового общения», «Безопасность государства», «Методика и организация интеллектуальной работы».

Опубликовал свыше 330 статей по проблемам политических репрессий и реабилитации граждан, пострадавших в годы сталинского террора.

В 1991–1999 гг. вышли книги И. Н. Кузнецова: «Репрессии 30—40-х годов в Томском крае», «Знать и помнить (историческое исследование репрессий и реабилитации жертв террора)», «Возвращение памяти», «Без грифа „секретно“», «Тайны истории», «Конвейер смерти», «Страницы минувшего», «История государства и права России», «История государства и права Белоруссии» (в соавторстве), «Неразгаданные тайны».

И. Н. Кузнецов – автор учебных и учебно-методических пособий: «Научное исследование», «Методика подготовки и защиты диссертации», «Научные работы: методика подготовки и оформления», «Диссертационные работы (магистерские, кандидатские и докторские диссертации)», «Технология делового общения», «Риторика», «Научные работы».
  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30

Методика информационно-аналитической работы

  1. Логика процесса исследования


Опираясь на систему методологических принципов, исследователь определяет:

– объект и предмет исследования;

– последовательность их решения;

– применяемые методы. Можно условно выделить два характерных уровня научного исследования:

а) эмпирический;

б) теоретический.

Эмпирический уровень исследования связан с получением и первичной обработкой исходного фактического материала. Обычно разделяют: факты действительности и научные факты.

Факты действительности– это события, явления, которые происходили или происходят на самом деле, это различные стороны, свойства, отношения изучаемых объектов.

Научные факты– это подвергнутые анализу факты действительности, проверенные, осмысленные и зафиксированные в виде логических суждений.

Эмпирический этап состоит из 2 ступеней (стадий) работы:

первая стадия – это процесс добывания, получения и фиксации фактов;

вторая стадия – это первичная обработка и оценка фактов в их взаимосвязи, то есть включает в себя:

– осмысление и строгое описание добытых фактов в терминах научного языка;

– классификация фактов и выявление основных зависимостей между ними.

В ходе этого этапа исследователь осуществляет:

– критическую оценку и проверку каждого факта, очищая его от случайных и несущественных деталей;

– описание каждого факта научным языком;

– отбор из всех фактов типичных, наиболее повторяющихся и выражающих основные тенденции развития;

– классификацию фактов по видам изучаемых явлений, по их существенности, приводит их в систему;

– вскрывает наиболее очевидные связи между отобранными фактами, т. е. на эмпирическом уровне исследует закономерности, которые характеризуют изучаемые явления.

Теоретический уровень исследования связан с глубоким анализом фактов, проникновением в сущность исследуемых явлений, с познанием и формулированием в качественной и количественной форме законов, т. е. с объяснением явлений.

Далее на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных событий или изменений в изучаемых явлениях и вырабатываются принципы действия, рекомендации о практическом воздействии на эти явления.


Великий первооткрыватель периодического закона Д. И. Менделеев так говорил о задачах научного исследования:

«Изучать» – значит:

– не просто добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно;

– измерять все, что подлежит измерению;

– определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;

– находить закон;

– составлять гипотезы о причинной связи между изучаемыми явлениями;

– проверять гипотезы опытом;

– составлять теорию изучаемого.

Теоретический уровень исследования включает в себя ряд последовательных стадий работы, на которых научное знание облекается в определенные формы, существуя и развиваясь в них и посредством их.

Связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами является постановка проблемы. Это значит:

– определить известное и неизвестное, факты, объясненные и требующие объяснения; факты, соответствующие теории и противоречащие ей;

– сформулировать вопрос, выражающий основной смысл проблемы, обосновать его актуальность и важность для науки;

– наметить конкретные задачи, последовательность их решения и применяемые при этом методы.

Главная задача исследователя – выявить причины явлений, законы, ими управляющие. Поэтому и основной разновидностью гипотезы является предположение о причине, об условиях, о законе возникновения, существования, развития изучаемых явлений.

Доказательство—следующая необходимая стадия и форма, в которой существует и развивается далее научное знание.

Доказательство осуществляется прежде всего практическим путем, но в данном случае речь идет о логическом, теоретическом доказательстве – его суть состоит в подтверждении или опровержении выдвигаемых положений теоретическими аргументами.

Итак, научное исследование в каждом цикле совершает движение от эмпирии к теории и от теории к проверяющей ее практике.

Этот процесс включает определенные стадии и характерные формы, в которых существует и развивается научное знание:

получение и описание фактов – постановка научных проблем;


выдвижение гипотез новых идей и положений;

формирование теории, органическое включение в нее доказанных положений.

Завершение каждого цикла есть одновременно и начало нового цикла, ведущего к дальнейшему развитию и обогащению теории.
    1. 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30