Файл: Тема 2 основные формы правовой жизни и их взаимосвязь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обязательство может быть принято только свободным человеком. Зависимый и несвободный человек только выполняет обязанности, на него возлагаются обязанности, и поэтому они не становятся его правами.

Предметом обмена в групповой правовой жизни – это социальные роли. Только в абстрагировании множества условий, факторов и обстоятельств, в непосредственном взаимодействии двух лиц можно найти ранее указанный механизм столкновения претензий и компенсации своих взаимных обязательств. В группе нет таких «дистиллированных» отношений, в ней есть сложная связь людей, и она опосредована ролями, поскольку социальная группа – это не что иное, как дифференциация ролей. Совокупность отдельных претензий с разным успехом, конечно, может определять только место человека в группе, но главная роль в этом процессе всегда принадлежит существующей ролевой структуре в группе.

Особенность ролей, структурирующих социальные группы, заключается в том, что они действуют как независимые элементы отношений и поэтому могут передаваться от одного к другому по разным причинам, особенно потому, что у них есть все свойства собственности, хотя и временные, то есть они могут быть одержимы, использованы и устранены. Роли отличаются от качеств тем, что их нельзя передать другому человеку, их можно только рассматривать или нет.

В социальной группе как специфическом объединении, требующем высокого уровня внутригруппового порядка, основная задача заключается не в представлении и реализации претензий, а в формировании правовых отношений, которые по своей динамике характеризуют правовую жизнь группы. И в этом отношении она значительно более конкретна, ситуативна, чем жизнь социальной группы. Но каждое конкретное правоотношение возникает в рамках уже установленных, устоявшихся и структурированных правоотношений, а также – и это самое главное - в рамках определенных правовых основ, характерных для конкретной группы, источник которых, как правило, неизвестен. Другими словами, стремление к стабильности, порядку в правовой жизни группы гораздо сильнее, чем к модернизации внутригрупповых правовых отношений.


3. Общественная правовая жизнь: элементы и содержание

Общественно-правовая жизнь основана на закономерностях и зависит от факторов и условий, лежащих в ее основе.

В общественно-правовой жизни наиболее важными элементами являются люди и нормы-требования в их формальной безопасности с точки зрения интересов, которые одинаково важны для всех.


Субъектами общественно-правовой жизни являются лица в их правофиксированном функциональном воплощении права (лица).

В больших сообществах, а в современном обществе их гораздо больше, чем раньше, человек имеет возможность не вступать во многие правозначимые отношения, что можно судить как о его свободе. На уровне этих сообществ каждая отдельная правовая жизнь – это уже нечто второстепенное, и главное, что объединяет всех членов сообщества. Из-за анонимности большого количества отношений формальное право имеет гораздо большее значение, чем в ограниченных группах. Тем не менее механизмы общественно-правовой жизни не ослабевают, они только меняются. Важно только, чтобы сходства существовали на основе четкого разделения функций и мест.

В небольших социальных сообществах, как правило, все их члены вступают во все отношения, поэтому ролевая черта почти не связана с индивидуальностью. Чем более ограничена группа, тем более универсальными являются ее отношения для каждого члена группы.

Субъектами обмена в общественно-правовой жизни являются правовые формы, т.е. (применяемые к правовой жизни) права и обязанности, закрепленные в нормах, требованиях, запретах и т. д., полностью отделенные от индивидуальных отношений, подчиненные или делегированные лицам

Основные формы правовой жизни различаются также степенью конкретизации форм обмена обязательствами, степенью ситуативности. Общая взаимозависимость здесь такова: чем сильнее формирующая (формальная) составляющая правовой жизни, тем меньше задействуется правовая жизнь – права и обязанности, ситуативные. И наоборот: чем ситуативнее юридическая жизнь в той или иной форме, тем менее важна формирующая составляющая.

С этой точки зрения разница между общественно-правовой жизнью и всеми другими формами заключается в том, что она не ситуативна. Она, конечно, переменно, потому что она значительно, но сильно подчиняется схемам и представляет собой стабилизированные обменные процессы (нормы, требования, правила). Формальные отношения между людьми более важны в публичной юридической жизни, поскольку они сами по себе могут быть основой равноправия и элементарной праведности.

В результате сложность общественно-правовой жизни более очевидна, чем реальна; ощущение ее сложности возникает главным образом из реального простора множества очень монотонных (однородных), бесконечно повторяющихся правоотношений действий.



  1. Международная правовая жизнь: субъекты и основные элементы

Международная правовая жизнь может характеризоваться такими признаками, как условие правовой жизни с помощью правовых правил поведения и соответствующих правовых последствий; тесная связь с экономической и политической жизнью. В то же время не стоит забывать, что международное право является неотъемлемой частью международной жизни и что международное право, в свою очередь, создается координацией воли других стран. Она может быть адаптирована к национальным условиям только с помощью определенных национальных механизмов.

Международная правовая жизнь имеет определенные признаки, не связанные с национальным правом. Международно-правовую жизнь нельзя назвать частью духовной сущности народа. Она отражает ценности, которых хочет достичь мировое сообщество в целом. Поскольку интересы мирового сообщества не могут быть едиными, следует отметить, что категория «международной правовой жизни» более абстрактна, чем, например, национальная правовая жизнь.

В то же время абстракция термина «международная правовая жизнь» на этом этапе минимизируется такими процессами, как глобализация и унификация.

Глобализация – это глобальный процесс, который объединяет национальные социально–экономические единицы в единую глобальную экономическую и социальную систему. Социальная, экономическая и политическая жизнь становятся все более важными во всем мире

Международное сообщество – это особая социально-политическая единица со своими собственными интересами, но это не отрицает существование определенных индивидуальных интересов для каждого из его членов, которые должны координироваться с интересами других членов сообщества и сообщества в целом.

Международная правовая жизнь является частью международной правовой жизни. Она объединяет два элемента. Во-первых, он отражает внутриправовую жизнь российского государства и демонстрирует менталитет русского народа. Во-вторых, она существует на международном уровне и поэтому учитывает и отражает международные интересы. Поскольку это часть, ее нужно максимально гармонично сочетать с целым.

Таким образом, международная правовая жизнь характеризуется следующими признаками:

1) является частью международной правовой жизни и своего рода общественной жизни;

2) привязана к национальным и международным правовым нормам;

3) отчасти выражает внутреннюю правовую жизнь Российского государства и демонстрирует менталитет русского народа, частично отражая международные интересы;


4) тесно связана с социально-экономической и политической жизнью не только России, но и международного сообщества;

5) отражает юридическую обоснованность не только в России, но и на международном уровне;

6) отражает отношение к праву как в стране, так и за рубежом (главным образом такого субъекта, как государство);

7) имеет положительные и отрицательные компоненты, а также национальную юридическую жизнь;

8) связана со своей внутренней и внешней политикой.

Основными элементами международной правовой жизни являются соглашения как выражение согласованности ценностей (а не как юридический документ) и коллективные темы.

В отличие от других форм правовой жизни международная жизнь значительно меньше характеризуется масштабами ситуации и особенностями, поскольку, с одной стороны, обращение к абсолютным ценностям и символический характер тем определяют тенденцию к крайней стабилизации, рационализации обменных процессов (непоколебимый мировой порядок); с другой стороны, определенный уровень ситуации и специфики. Согласованные правовые отношения и суверенитет юридических субъектов очень индивидуальны, очень динамичны.

Субъекты международной правовой жизни носят коллективный характер – т.е. это народы (в том числе этнические группы, национальности).

Для определения субъекта обмена в международной правовой жизни необходимо учитывать, что международное право является культурным явлением, для которого сведения о его социальных или политических особенностях совершенно недостаточна. Это означает, что международная правовая жизнь происходит на основе универсальных ценностей, которые широко признаются как существенные элементы культуры вместо выбора опыта, хотя выбор, конечно, имеет определенное, но не крайне важное значение. Таким образом, это юридически значимые ценности, которыми обмениваются в международной правовой жизни.

Международно-правовые нормы, вероятно, являются лишь результатом гармонизации культур, то есть гармонизации лежащих в их основе ценностей. Однако невозможно рационально или политическими средствами говорить о ценностях: совместимы или не совместимы.

Международная правовая жизнь осуществляется в соответствии с общими принципами международного права. Прежде всего, речь идет о сознательном уважении международных обязательств, суверенном равенстве государств и безусловном уважении прав человека.


5. Характер взаимосвязи различных форм правовой жизни

Для более полного и успешного восприятия категории «правовая жизнь» необходимо понять ее взаимосвязь, диалектику взаимоотношений с понятием «правовая система».

Такое различие позволит определить особенности категории «правовая жизнь» как самостоятельной научной концепции.

Правовая система и юридическая жизнь – это все еще разные явления. Правовая система – это всего лишь отражение юридической жизни.

Говоря о различии вышеперечисленных категорий, можно выделить следующее:

1) правовая система является частью правовой жизни, которая в данном случае является более широкой категорией. Ученые справедливо отметили, что «правовая система представляется как аспект юридической жизни, как внутренняя организованная динамическая целостность, состоящая из процессов и действий, ведущих к формированию и совершенствованию правовых явлений и отношений между ними»;

2) правовая система имеет четко формализованный характер с императивно-атрибутивными элементами, основанными на нормативно-упорядоченном характере;

3) правовая система создает условия качественной реализации юридической жизни, обеспечивая ее стабильность, нейтрализуя и смещая негативные правовые явления;

Необходимо разграничивать такие категории как «смысловое поле права», «правовое поле», «правовая жизнь».

Смысловое поле права представляет собой интегративную теоретико-познавательную модель смысла права, аккумулирующего в себе комплекс инструментов для освоения и анализа как правового поля, так и правовой жизни, но в особом ракурсе, под особым углом общенаучной проблемы смысла8.

Через семантическое поле права человек определяет свое место и роль в юридической сфере и в правовой жизни.

Введение правового поля определило сферу действия закона и его границы, указало истоки неправового поля, регулируемого другими социальными регуляторами: моральными нормами, религией, обычаями и т.д.

Правовая сфера призвана обеспечить гармоничное развитие права и других социальных норм.

В каждой из описанных выше форм правовая жизнь протекает в той или иной степени независимо, но, тем не менее, они неразрывно связаны друг с другом. Кроме того, характер их отношений очень сложен, неоднозначен и имеет очень важные черты для каждого конкретного общества в силу своей исторической и культурной оригинальности. Можно с полной уверенностью сказать, что, с одной стороны, они не связаны между собой принципом гендерного вида, с другой стороны, их общая связь является скорее теоретической гипотезой, чем реальностью. В действительности, например, связь общественной и международно-правовой жизни имеет определенные специфические черты и условия, связь коллективной и индивидуальной правовой жизни других, а связь индивидуальной и общественно-правовой жизни других и т.п.