Файл: Тема 2 основные формы правовой жизни и их взаимосвязь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Общим атрибутом для всех форм правовой жизни является обмен облигациями. Это означает, что различия в правовых формах жизни проявятся, если они будут установлены по отношению к каждой из них:

1) субъекты обмена;

2) предметы обмена;

3) степень конкретности обмена.

Субъектами обменных процессов в правовой жизни всегда являются непосредственно или, в конечном счете, люди. Таким образом, различия в правовых формах жизни обусловлены качеством, с которым люди вступают в процессы обмена (в обмен на обязательства).

Факторы, отражающие качество жизни, могут лежать в основе выявления результатов деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

В то же время несоблюдение этих факторов может лежать в основе ответственности заинтересованных государственных органов.

Содержание концепции правовой жизни может быть определено негативным образом, то есть путем выделения особенностей правовой жизни по сравнению с другими формами социальной жизни: экономической, политической, моральной, религиозной, эстетической, исторической и т.д. Другими словами, понимание правовой жизни состоит в том, чтобы понять, что такое правовая жизнь, что не является правовым и не может быть законным. Разграничивая границы правовой жизни с общественной жизнью в других формах, тем самым можно различать сферу правовой жизни.

Правовая жизнь не может быть отделена от всех других форм социальной жизни одним-единственным параметром (критерием). Например, то, что отличает правовую жизнь от политической, может связать ее с нравственной жизнью. Правильный методологический подход состоял бы в том, чтобы рассматривать различия юридической жизни отдельно друг от друга и на основе того, что для них важно. В своей совокупности все формы составляют социальную жизнь в целом, они взаимосвязаны и не могут полностью развиваться без другой.

Нравственная жизнь (сфера нравственной реализации) связана с поиском идеальных, определенных подходящих условий и требований, предназначенных для защиты общества от дикости. Правоая жизнь, с другой стороны, не привязана к таким правилам и директивам, не нуждается в идеальных моделях; она фокусируется на оптимальных и реальных условиях. Оптимальным состоянием может быть соразмерность прав и обязанностей. Конечно, идеальными являются элементы содержания публичного правосознания, но они являются духовными ориентирами, в которых религиозные, моральные, эстетические и другие компоненты сочетаются различными способами, определяемыми рядом факторов. Идеалы правовой жизни, по крайней мере, в современном обществе, - это прежде всего моральные идеалы.


О религиозной жизни можно сказать почти то же самое, что и о нравственной жизни. Но в отличие от нравственной жизни, она связана не только с желанием достичь совершенных состояний, но и с «потусторонними» состояниями, с «вдохновенными» воплощениями, которые позволяют человеку противостоять реальности и даже выходить из нее. Этот компонент содержит качественное различие между религиозной и правовой жизнью.

В другом аспекте различают правовую и экономическую жизнь, поскольку обе являются сферами реальной деятельности людей. Разница здесь в том, что экономическая сфера – это сфера социального материального производства, а правовая сфера – это сфера непроизводительной социальной деятельности людей. Управлять можно вне закона, но экономика – это система правил общественного производства, и все правила нетехнического характера всегда имеют определенные юридические эквиваленты (или аналогичные).

Различие между правовой и политической жизнью лучше всего устанавливать на основе особенностей их подданных. Правовая жизнь – это деятельность индивидуализированных субъектов, будь то организация, группа, человек. Даже государство персонифицировано. Однако в политической жизни отдельных тем нет и быть не может. Здесь субъектами являются классы, социальные слои, партии, то есть субъекты – объединения (сообщества). Это коллективная жизнь. Между двумя людьми не может быть политических отношений, отношения могут быть только между группами, и не какими-либо, а только социальными отношениями.

Если правовая жизнь – это обмен правами и обязанностями, то политическая жизнь – это обмен властью или властью над вами (включая обмен обещаниями, намерениями, действиями и т.д.

Правовая жизнь намного более духовна, чем экономическая и политическая жизнь.

Все рассмотренные формы социальной жизни схожи в одном – они имеют нормативный и мотивирующий характер. Но есть форма социальной жизни, которая не обладает такой особенностью, но с которой тесно связаны все формы жизни. Речь идет об эстетической жизни. Независимая (изолированная) жизнь в эстетической форме присуща лишь очень небольшой части людей (людей искусства), но как часть человеческой жизни во всех ее социальных формах она всегда была присуща человечеству, начиная с первобытного (или даже протообщества) общества. Ритуалы, ритуалы, магические действия, работа, общение, война и т.д. - все имело яркие эстетические формы (образные и символические), которые обрамляли функционально разнообразную жизнь сообщества. Эти формы сейчас не менее важны.


Эстетическая форма наименее важна для политической жизни. В зависимости от степени важности эстетической формы, религиозная и юридическая жизнь являются наиболее похожими. Но если в религиозной жизни эстетическая форма предназначена для обновления чувственно не воспринимаемого мира абстрактного -духовного, священного, священного, то в юридической жизни эстетическая составляющая предназначена для символизации полностью рациональных и практически своевременных процессов. Речь идет, в частности, о значении внешней формы в юридически значимой деятельности, начиная с появления должностного лица (судьи, сотрудника органов внутренних дел) и заканчивая процессуальной стороной правоотношений, законодательством, судебными решениями и т.д.

Существуют различия между формами социальной жизни по другим причинам и свойствам, но они не выражают эти различия более существенно, чем указанные.

Заключение

Правовая жизнь – это область человеческой деятельности, в которой право реализуется не столько с помощью механизмов, предписанных самим законом, сколько самым современным и естественным образом, в соответствии с общими законами социальной, групповой или индивидуальной жизни. Это своего рода практическая реализация этих идеальных принципов, установленных моралью, религиозностью, эстетическим восприятием реальности; это канал перехода от идеалов к реальности.

Рассмотренные вопросы позволяют более полно охарактеризовать разницу между правовыми и экономическими, политическими, моральными и религиозными формами жизни, а также позволяет сформировать наиболее полный объем знаний о правовой реальности. Понимание противоречивой природы правовой жизни позволяет взглянуть на эту категорию с разных точек зрения.

Правосознание при этом является сложным, фундаментальным элементом государственно-правовой жизни9.

Ответ на вопрос о том, какая форма права является наиболее фундаментальной, не может быть однозначным, здесь нет единого критерия. Таким образом, с точки зрения прямых эмпирических доказательств, это будет индивидуальная правовая жизнь, а общественно-правовая жизнь представляет собой суммативные и совокупные процессы того, что происходит в обществе в целом, например, правовая практика. Если исходить из того, что правовая форма играет ведущую роль в обществе, то основная правовая жизнь будет в ее форме, органически связанной с этой формой основного права. С этой точки зрения основой является общественно-правовая жизнь, которая наиболее полно и адекватно отражается средствами (государственного) правового права. В современных обществах это, несомненно, самая важная форма права.


Список использованных правовых актов и литературы

  1. Гаврилова Ю.А. Понятия «смысловое поле права», «правовое поле», «правовая жизнь»: проблемы соотношения / Ю.А. Гаврилова // Правовая политика и правовая жизнь. – Саратов, 2013. – № 4. – С. 18.

  2. Гурвич Г.Д. Философия и социология права: Избранные сочинения.– СПб.: Издательство юридического факультета СПГУ, 2004.

  3. Демченко Т.И. Правовое сознание в древнерусской и российской государственно-правовой жизни: автореф. дис. … канд. юрид. наук // Ставрополь, 2012. – С. 5.

  4. Затонский В.А. Правовая активность как способ правовой жизни и объект правовой политики: позитив и негатив В.А. Затонский // Правовая политика и правовая жизнь. – Саратов, 2005. – № 2. – С. 31.

  5. Кухарук Т.В. Правовая система и систематика: автореф. дис. …канд. юрид. наук / Т.В. Кухарук. – СПб., 1998. – С. 10.

  6. Малахов В.П. Правовая жизнь, ее содержание и формы // Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. С.74-90.

  7. Малько А.В., Неважжай И.Д. Правовая жизнь и теневое «право» // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 4. С. 8-16.

  8. Малько А.В. Правовая жизнь: основы теории // Правовая жизнь в современной России: теоретико-методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Саратов, 2005. – С. 43.

  9. Мальцев Г.В. Социальные основания права. – М.: Норма: Инфра-М, 2011.

  10. Михайлов А.Е. Правовая жизнь изменяющейся России: проблемы качества и стратегии развития / А.Е. Михайлов // Ленинградский юридический журнал. – 2008. – № 4. – С. 48.

  11. Шавлохова З.К. Правовое поведение как форма выражения индивидуальной правовой жизни // Проблемы современной юридической теории: Сборник научных статей. – М.: Юрист, 2010. С. 154-164.

  12. Шундиков К.В. Правовая жизнь общества: понятие и феномен // Правовая система России: реализации и проблемы модернизации: сборник научных статей. – СПб.: Изд-во СЗИ РАНХиГС, 2012. С. 61-73.

  13. Шундиков К.В. Синергетический подход в правоведении. Проблемы методологии и опыт теоретического применения / К.В. Шундиков. – М., 2013. – С. 108, 109.

  14. Хижняк В.С. Международно-правовая жизнь современной России и ее Конституция // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2014. № 1. С. 105-111.




1 Малько А.В., Неважжай И.Д. Правовая жизнь и теневое «право» // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 4. С. 8

2 Михайлов А.Е. Правовая жизнь изменяющейся России: проблемы качества и стратегии развития / А.Е. Михайлов // Ленинградский юридический журнал. – 2008. – № 4. – С. 48.


3 Малько А.В., Неважжай И.Д. Правовая жизнь и теневое «право» // Правовая политика и правовая жизнь. 2013. № 4. С. 8.

4 Малько А.В. Правовая жизнь: основы теории // Правовая жизнь в современной России: теоретико методологический аспект / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – Саратов, 2005. – С. 43.

5 Гаврилова Ю.А. Понятия «смысловое поле права», «правовое поле», «правовая жизнь»: проблемы соотношения / Ю.А. Гаврилова // Правовая политика и правовая жизнь. – Саратов, 2013. – № 4. – С. 18.

6 Шундиков К.В. Синергетический подход в правоведении. Проблемы методологии и опыт теоретического применения / К.В. Шундиков. – М., 2013. – С. 108, 109.

7 Затонский В.А. Правовая активность как способ правовой жизни и объект правовой политики: позитив и негатив В.А. Затонский // Правовая политика и правовая жизнь. – Саратов, 2005. – № 2. – С. 31.

8 Гаврилова Ю.А. Понятия «смысловое поле права», «правовое поле», «правовая жизнь»: проблемы соотношения / Ю.А. Гаврилова // Правовая политика и правовая жизнь. – Саратов, 2013. – № 4. – С. 18.

9 Демченко Т.И. Правовое сознание в древнерусской и российской государственно-правовой жизни: автореф. дис. … канд. юрид. наук // Ставрополь, 2012. – С. 5.