Файл: Теоретикометодологические основы формирования воображения у детей дошкольного возраста с зпр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 7

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание:
Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР

1.2. Особенности формирования воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР

Заключение

Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования. По свидетельству отечественных и зарубежных исследователей число детей с отклонениями в психофизиологическом развитии постепенно растет.

К категории детей с ограниченными возможностями относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.

В рамках психолого-педагогической классификации трудности, которые испытывают эти дети в процессе обучения, могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, воображения, негрубыми недостатками речи, нарушениями моторики, ограниченным запасом знаний об окружающем мире.

Особую категорию составляют дети с ЗПР. Данные психологических исследований свидетельствуют о том, что развитие памяти, внимания, мышления у детей с ограниченными возможностями изучены достаточно хорошо, а проблема развития воображения детей данной категории не уделяется должного внимания.

Проблема детей с ограниченными возможностями всесторонне изучалась в исследованиях М.С. Певзнер (1966), Г.Е. Сухаревой (1965, 1974), И.А. Юрковской (1971), В.В. Ковалева (1973), К.С. Лебединской (1975), М.Г. Рейдибойма (1977) и других ученых.

В психолого-педагогических исследованиях были изучены психологические особенности детей, особенности формирования у них различных представлений, знаний и навыков.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями осознается как одна из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем.

Актуальность
нашего исследования обусловлена тем, что изобразительная деятельность, как способ формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР недостаточно освещен в науке и практике. В связи с этим возникает противоречия:

- между необходимостью использования изобразительной деятельности, как способа формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР и недостаточной научной и методической разработкой этой проблемы

-между необходимостью применения педагогических условий, способствующих формированию воображения у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с изобразительной деятельностью и недостаточностью разработанности данного вопроса в современной науке и практике.

Разрешение данных противоречия и составило проблему нашего исследования: которая состоит в определении педагогических условий формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе ознакомления с изобразительной деятельностью.

Цель – изучить процесс формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Задачи:

1. Изучить общую характеристику воображения

2. Выявить особенности воображения в дошкольном возрасте

3. Определить психолого-педагогическую характеристику детей с ограниченными возможностями здоровья

4. Выявить специфические особенности воображения детей с ограниченными возможностями здоровья

5. Дать рекомендации по развитию творческого воображения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Объект исследования – дети дошкольного возраста с ЗПР.

Предмет исследования - изобразительная деятельность,как способ формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что процесс формирования воображения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе ознакомления с изобразительной деятельностью будет более эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

1.Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе формирования воображения

2. Выявлении эффективных форм и методов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в формировании воображения с помощью изобразительной деятельности


3. Разработке рекомендаций по развитию творческого воображения у детей с ЗПР.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, наблюдение за учебно-воспитательным процессом, педагогический эксперимент, метод анализа педагогического эксперимента, статистические методы обработки данных.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе разработаны и апробированы рекомендаций по развитию творческого воображения у детей с ЗПР. Результаты данного исследования могут быть рекомендованы педагогам дошкольных образовательных организаций, психологам, родителям и использованы для информационно-просветительской деятельности среди родителей в ДОО.

Структура и объем работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с ЗПР
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.


6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
1.2. Особенности формирования воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР
Отечественными психологами Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, А.В. Запорожцем, В.А. Крутецким, А.К. Марковой, А.В. Петровским, С.Л. Рубинштейном, Д.Б. Элькониным и другими были выявлены и научно обоснованы психологические характеристики и психологические новообразования основных возрастных периодов развития ребенка, формирующиеся в русле ведущей для каждого конкретного периода деятельности. «Развитие новообразования в стабильном возрасте представляет собой исходный момент для всех динамических изменений»,— отмечал Л.С. Выготский. Следовательно, изучение закономерностей возникновения и развития психологических особенностей и качеств личности ребенка внутри ведущей деятельности и посредством ее, установление возрастной преемственности этих особенностей служит «ключом» к пониманию закономерностей развития всех психических процессов ребенка, в том числе и воображения.

Согласно периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, воображение является центральным психологическим новообразованием дошкольного возраста.

Развивая представление о том, что у ребенка воображение более развито, чем у взрослых, некоторые исследователи рассматривают воображение в качестве источника присущих дошкольнику видов деятельности. Критикуя такую позицию, B.C. Мухина утверждает, что развитие воображения не причина, а результат овладения игровой, конструктивной, изобразительной и другими видами деятельности [8].


Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5 - 3 годам. В этом возрасте происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда - направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения обращение к предметам - заместителям [1]. С другой - влияние своего личного "Я" переживание своей отделенности от окружающего мира [9].

В этом возрасте можно четко выделить два типа воображения. Это познавательное воображение - когда ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты (кормление детей в детском саду или дома, укладывание их спать, прогулка и т.д.), и аффективное воображение, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания.

А режиссерская игра, которая была выявлена в исследовании Е.М. Гаспаровой, широко проявляется в домашних условиях и очень часто связана именно с аффективным воображением. Именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний ребенок пока не осознается ребенком, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба Яга, Змей Горыныч и т.д.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).

Второй тип защиты личности с помощью воображения - это создание воображаемой ситуации. В случае угрозы образу "Я" ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа "Я" в тех случаях, когда он не может согласовать образ"Я" с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п.

Второй этап в развитии воображения - возраст 4 - 5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образы, которым ребенок должен следовать. А уровень творческого воображения в этом возрасте снижается.