Файл: Теоретикометодологические основы формирования воображения у детей дошкольного возраста с зпр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


В этом возрасте у здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Позитивное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4 - 5 лет нацелен на следование образам. Отклонения от образов в процессе овладения ими возможны, но и они носят обыгрывающий, часто случайный характер.

К 4 - 5 годам в процессе воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и планирует следующий шаг. Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку называя события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпича и из снега и т.п.).

Третий этап в развитии воображения дошкольника - возраст 6 - 7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.

Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. С другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещаемому воображению. И в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. А творчество ребенка носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Познавательное воображение претерпевает качественные изменения.

Дети 6 лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурной игры и элементами художественного творчества. А возможность выбора проявляется в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, в поисках самой идеи, замысла. В этом возрасте появляется новая возможность использование образа при выполнении заданий на воображение. В этом возрасте впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения - план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. А выполнение заданий на дорисовывания с предшествующим речевым планированием, дети дают многошаговый план произведения.


Все эти три этапа развития воображения как опосредованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются, к сожалению, меньшинством детей.

Таким образом, подход к изучению воображения как к возможности осмысления ребенком своей деятельности позволяет, с одной стороны, выделить особую значимость этого процесса для психического развития, а с другой — перенести логику его развития на все виды и формы деятельности в младшем школьном возрасте.
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР

Заключение
Список использованной литературы
1. Арановская - Дубовис Д.М., Заика Е.В. Идеи А.В. Запорожца о развитии личности дошкольника// Вопросы психологии - 2015.

2. Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. – 2011. - №1(49)- с.14.

3. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте . - М - 2015.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М - 2011.

5. Глухов В.П. Особенности творческого воображения у детей дошкольного возраста с ОНР // Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. ‑ М., 2015

6. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с ОНР в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушениями речи.‑М., 2017

7. Детская психология / под ред. Коломинского Я.Л., Панько Е.А. и др. - Минск - 2018.

8. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников. // Вопросы психологии - 2018, № 6 .

9. Дьяченко О.М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопросы психологии - 2017, № 1.

10. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психологическое развитие дошкольников. - М - 2014.

11. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. – М., 2014.

12. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. – М., 2009.

13. Калягин В.А. Логопсихология: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: «Академия», 2017.

14. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. - М - 2019.

15. Люблинская А.А. Детская психология. - М - 2017.

16. Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 2012. – 95с.

17. Мастюкова Е. М. Ребёнок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 2012. – 95с.


18. Мухина В.С. Детская психология. / под ред. Венгера Л.А. - М - 2015.

19. Мухина В.С. Психология дошкольника. - М - 2015.

20. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. – М., 2014.

21. Неудельман М.М. Методы исследования воображения аномальных детей. Курс лекций. - Вып. 1 - М - 2018.

22. Обухова Л.Ф., Возрастная психология. – М., 2009.

23. Общая психология / под ред. Петровский А.В. - М - 2006.

24. Основы теории и практики логопедии. /Под ред. Р. Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2018. – 367с.

25. Правдина О. В. Логопедия. – М.: Просвещение,2013. – С. 22 – 64.

26. Практикум по возрастной и педагогической психологии / сост. Даниловой Е.Е., под ред. Дубровской И.В. - М - 2008.

27. Проблемы логопедии и принципы анализа речевых и неречевых процессов у детей с недоразвитием речи. Дефектология, 2008. – №4. – С. 7.

28. Психология дошкольника. Хрестоматия сост. Урунтаева Г.А. - М - 2007.

29. Психология под ред. Крутетского В.А. - М - 2014.

30. Психолого-педагогическое изучение детей с недоразвитием речи Дефектология. 2013. – №2. – С. 7 – 14.

31. Рубинштейн С.Л., Основы общей психологии. – С.-Пб., 2008.

32. Рыжова, Н. В. Ресурсы изобразительной деятельности в развитии творчества у детей с общим недоразвитием речи Рыжова Н. В. Логопед. - 2017. - N 3. - С. 59-75.

33. Сочетание нарушений познавательной и речевой сфер в структуре дефекта детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 1994. – №2. – С. 9 – 10

34. Хватцев М. Е Логопедия М, 2009

35. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детском возрасте. - М - 1995.