Файл: Осуществление власти народа рф через органы исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ

(РПА МИНЮСТА РОССИИ)»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)

КАФЕДРА

_________________________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему:

Осуществление власти народа РФ через органы исполнительной власти

Работу выполнил студент

________________________

(группа, курс, форма обучения)

___________________________________

(Ф.И.О. полностью)
Руководитель курсовой работы

__________________________________

(должность, ученая степень, ученое звание)

___________________________________
__________________________________

(Ф.И.О. полностью)

Санкт-Петербург

20___
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………2

Глава 1. Конституционные основы народовластия в Российской Федерации …………….…………………………………………………………..5

1.1 Понятие народовластия ………………………….…..…………………….5

1.2 Механизм осуществления народовластия ……………………..………....…8

1.3 Конституционные формы осуществления власти народа в России….....10

Глава 2. Развитие конституционных принципов народовластия в законодательстве субъектов Российской Федерации ………………………...16

2.1 Народ как источник власти в субъектах Российской Федерации ……..…16

2.2 Выборы и референдумы в субъектах Российской Федерации …………...18

2.3 Иные формы непосредственной демократии в субъектах Российской Федерации………………………………………………………………………..25

Заключение……………………………………………………………..………..33

Список использованной литературы …………………………..……………...34

Приложения

Введение

Народовластие – это власть народа. Буквальный перевод с древнего греческого δημοκρατία «демократия». Актуальность темы представляется исключительно важной: установление народовластия, или реальной демократии, считается для Российской Федерации первоочередной задачей [28, C. 58].


Конституция Российской Федерации четко определила новые республиканские приоритеты государственного развития России, и еще установила самые высшие демократические стандарты прав и свобод российских граждан, равные европейским странам [1].

В постиндустриальную эпоху могут добиться процветания только свободные люди, посредством свободы личности, реализующие собственные творческие возможности. Демократия – это форма политической организации общества, которая обеспечивает максимум личной свободы, ограничивая ее только правами и свободами других людей [28, C. 58].

Народовластие, является одним из главных решающих устоев конституционного строя. В этой норме, прежде всего, раскрывается само понятие народовластия. Во-первых, оно дается в органической связи с понятием «суверенитет народа», во-вторых, только с народом связано употребление термина «источник власти». Только она делает власть государства легитимной, правомерной. Это главное положение понимается так, что все полномочия по осуществлению государственной власти, а именно законодательство, исполнительно-распорядительная деятельность, правосудие. Должностные лица и институты государства приобретаются в разной форме в результате выражаемой воли народа только свободно.

Под демократией обычно понимается форма политического строя, базирующаяся на признании народовластия, а значит прав, свобод и равенства, людей. Демократия подразумевает подчинение меньшинства большему числу, выборность основных органов государственной власти, наличие широких прав и политических свобод граждан, а основное – действенных средств и условий их реализации и соблюдения.

Демократия как база конституционного строя подразумевает осуществление народом своей власти непосредственно, а еще через органы местного самоуправления и государственной власти [28, C. 59].

Власть в демократическом государстве постоянно исходит от народа, но непосредственным носителем государственной власти выступает государство в лице соответственных органов, которым народ делегирует осуществление собственных прав по управлению государством и обществом.

Осуществление народовластия исполняется в разных формах: через общественные организации и политические партии, систему государственных органов, институты непосредственной демократии. Единство, взаимосвязь и функционирование данных форм представляют собой динамику политической системы России.


Глава 1 Конституционные основы народовластия в Российской Федерации

Конституция закрепляет положения, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство. В Главном законе зафиксированы основные формы народовластия. В частности, формы непосредственной демократии – свободные выборы и референдум, а также формы представительной демократии – осуществление народом власти через единую систему органов публичной власти, построенную по принципу разделения властей. За гражданами и их объединениями закреплено право на объединение, которое гарантирует участвовать и влиять на формирование органов публичной власти, представлять интересы в парламенте.

Принцип народовластия значит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Демократия связана с юридическим равенством граждан, равноправием их перед законом. Неизменными признаками демократии являются – свобода средств массовой информации, наличие независимой судебной системы, наличие демократического законодательства [23, C. 37].
1.1. Понятие народовластия

Власть − это есть отношение господства подчинения, при которых воля и действия одних лиц преобладает над волей и действиями остальных лиц. Главная черта власти всегда состоит в возможности одних людей, групп лиц, коллективов господствовать над иными людьми, над их волей и действиями, возможность властвующих повелевать и принуждать подвластных следовать их воле. Важен и другой аспект понятия власть. Оно содержит указание на сильный характер власти. Власть – это проявление воли на целенаправленные действия по руководству либо управлению кем-либо и чем-либо [23, C. 39].

Особое место среди всех видов власти занимает власть народа непосредственно или подавляющая ее часть – демократия, что означает признание народа источником власти.

Понятие народ − категория социальная и политическая. Это население страны, жители данного государства, которые составляют социальную его общность. С юридической точки зрения «народ» отождествляется с понятием «граждане», то есть всей совокупностью людей, участвующих в управлении делами общества и государства и составляющих их политическую общность [23, C. 39].

Власть – это функция любого организованного сообщества людей, любой социальной структуры. Но каждое
общество отличается своей собственной силой, свойственной ему. Выбор той или иной формы власти определяется социально-экономическими особенностями общества, степенью развития его институтов, то есть уровнем его цивилизации.

Народовластие характеризуется единой волей всего народа и, следовательно, независимой, то есть суверенной волей. И именно поэтому имеет смысл поговорить о народном суверенитете, который занимает центральное место не только в национальной юридической науке, но и в мировой юридической науке.

Народовластие по содержанию представляет собой сложный общественно-политический и правовой феномен современной жизни. Он имеет свой собственный фактический, юридический и процессуальный аспекты. Конституция Российской Федерации посвящает многонациональному народу России право собственности на власть, то есть демократию, ее фактическое содержание, правовые характеристики и формы осуществления власти.

Национальная власть, то есть народная власть, как правило, состоит из суверенной воли народа на референдуме и приобретает политический и правовой характер. Народ самостоятельно определяет организационные и правовые формы реализации собственной власти, а также органы, осуществляющие власть от его имени. Его власть не зависит от влияния партий или политических групп страны.

Реальное содержание народовластия состоит из таких характеристик, как единство власти народа, господство власти, полнота власти, ее неограниченность и неотъемлемость. Единство власти означает, что суверенный народ, как совокупность всех граждан страны, рассматривается как его единственный источник в обществе. Единство власти основано на общей суверенной воле народа, согласованных политических и общественных интересах. Примат народной власти выражается в том, что, устанавливая основной закон, народ определяет основы конституционных отношений. Правовое превосходство власти народа объективируется в примате закона над другими правовыми актами. Полнота власти народа означает, что народ непосредственно или через представительные органы осуществляет весь объем власти, принадлежащей ему.

Неотъемлемая природа власти почти всегда означает, что народ никому не передает свою суверенную волю и право каким-либо образом управлять общественными и государственными делами. Он сам исполняет их в различных формах, ни одна часть общества, ни одна организация и ни один индивид не может произвольно присвоить себе исключительную власть в государстве.


Неограниченный суверенитет народа заключается в том, что воля народа непосредственно охватывает все без исключения сферы общественной жизни.

Юридическое свойство народовластия представляет собой право народа [23, C. 41]:

– право на собственность и на свободу экономической деятельности;

– на свободно избранную экономическую основу собственного существования;

– пользование достижениями духовной жизни и свободу творчества;

– участие в политической жизни, свобод идеологической и политической позиции.

Процессуальное содержание самого народовластия имеет место быть в праве народа осуществлять принадлежащую ему власть непосредственно через институты прямой демократии либо через своих представителей в органах государственной власти и местного самоуправления.
1.2. Механизм осуществления народовластия

Механизм народовластия – это в некотором роде организованная система, пронизанная внутренним единством и взаимозависимостью различных политических, правовых и общественных институтов, организаций и учреждений, через которые народ выполняет и защищает свою собственную волю.

Главными институтами народовластия являются: институты прямой демократии, к примеру референдум, выборы; институты, реализующие мандат народа на осуществление власти в стране – народное представительство. К ним относятся [28, C. 64]:

– представительные т.е. законодательные органы, которые выполняют важную функцию законодательного закрепления воли народа;

– институты управления – правительство и различные правительственные ведомства, учреждения и администрации на местах, представляющие правительство;

– институт президентства: президент в данном случае выступает как глава государства, который призван олицетворять и обеспечивать государственную целостность, единство и эффективное функционирование всех государственных органов; выборных органов местного самоуправления;

– институты правосудия и юстиции;

– институты контроля и надзора – прокурорский надзор, контрольные инспекции и др.;

– институты муниципального местного самоуправления – мэрии, префектуры, старостаты и т. п.

В демократическом обществе народ осуществляет свою власть напрямую, а также через всеобъемлющий механизм, объединяющий бесчисленные организации граждан.