Файл: Осуществление власти народа рф через органы исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 19

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
К механизму осуществления народовластия относятся еще и государственные и другие организации и учреждения, никак не связанные с производством, к примеру учебные, здравоохранения и прочие, а также предприятия, непосредственно занятые в сфере производственной деятельности [28, C. 65].

Граждане, участвующие в их деятельности, имеют возможность активно влиять на создание основ общественной и государственной жизни, вырабатывать рекомендации органам власти, сопоставимые с решением конкретных проблем общества.

Механизм народной власти включает также средства массовой информации, которые играют важную роль в формировании общественного мнения и обнародуют общезначимые цели, задачи и принципы их функционирования и развития.

Фундаментальную роль в реализации демократии играют политические партии, общественные организации и движения.

Приведенные выше институты власти народа имеют в обществе разный удельный вес и значение. В обществе с малоразвитой демократией на первое место выдвигаются управленческие институты, что ведет к утверждению в нем черт авторитарного либо тоталитарного государства [28, C. 66].
1.3. Конституционные формы осуществления власти народа в России

Власть может осуществляться в двух основных формах: непосредственно теми, кто имеет власть; или их собственными избранными уполномоченными представителями. Этим объясняется название существующих форм осуществления власти – прямая власть и представительная власть. Эти формы правления существуют на двух уровнях – национальном и местном.

Прямое осуществление власти народом означает, что власть принадлежит не только ему, то есть всему обществу или каждой группе населения, не только реализуется самим собой, но и немедленно осуществляется всеми членами этого общества или группы. Это происходит в отсутствие поддержки какого-либо организма, но также изолировано от состава этого общества, то есть группы.

Формы народовластия Российской Федерации представлены в виде схемы и приведены в приложении 1.

Такая форма осуществления власти в качестве представителя означает осуществление воли народа коллегиальными органами или отдельными лицами, выступающими в качестве представителей этого народа или его части и принимающими решения от его имени. В то же время представительство также имеет возможность быть прямым, прямым, если компетентный орган избирается самой компанией или ее частью, или косвенным, если компетентный орган избирается не самой компанией, а органом, который он избирает.


Проблема участия народа в осуществлении власти тесно связана с понятием реальной демократии. Конституция Российской Федерации предоставила гражданам широкие политические права и свободы, создала демократический режим для осуществления власти и возможностей по-настоящему использовать предоставленные права и свободы. При этом в нашем обществе иногда наблюдается отчуждение некоторых граждан от участия в референдумах, выборах и переход к решению проблем общественно-политической жизни путем митингов, демонстраций и забастовок.

В зависимости от того, как представительство полностью и точно выражает волю и интересы представляемых лиц, оно имеет возможность быть подлинным, реальным и вымышленным воображаемым.

Институты непосредственного народовластия т.е. формы прямой демократии. Законодательство страны называет и другие виды прямого волеизъявления граждан. Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что высшим выражением власти народа считается референдум и свободные выборы. Можно перечислить следующие институты непосредственной демократии [1]:

– референдумы (республиканские, всероссийские, остальных субъектов Российской Федерации и местные);

– обсуждение гражданами на федеральном, региональном либо местном уровне наиболее важных вопросов общественной и государственной жизни (консультативный референдум);

– общие собрания граждан по месту работы либо по месту жительства (сходы, конференции и т. п.);

– свободные выборы народных представителей (Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, депутатов представительных органов субъектов федерации и народных представителей местного самоуправления);

– осуществление правосудия с участием присяжных заседателей судами;

– участие народа в управлении своими предприятиями, всех форм производственной деятельности;

– контроль граждан и их объединений за деятельностью органов местного самоуправления и государственной власти, должностных лиц государственного аппарата и депутатов;

– деятельность отдельных групп граждан, объединенных в партии, общественные организации, массовые народные движения и различные формы общественной деятельности, к примеру советы, комитеты и др.

Представительная форма осуществления власти. В соответствии с ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации «народ осуществляет свою власть через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В данной формулировке выражена суть самого представительства и его назначение. Здесь следует отметить три важных аспекта [1].


Митинги, уличные шествия, демонстрации, паломничества и т.д. рассматриваются как способ для граждан напрямую выразить свою позицию и свою деятельность. Эти формы выражения чувств и требований общественности также влияют на определение и реализацию внутренней и внешней политики государства.

Во-первых, Конституция Российской Федерации отчетливо характеризует суть представительства. Формулировка «Народ осуществляет свою власть… через органы государственной власти и органы местного самоуправления» означает, что народ не передает свою власть, а остается субъектом власти и исполняет ее через представительные органы.

Во-вторых, в данной формулировке содержится указание на то, что власть народа осуществляют представительные органы государственной власти, к коим относятся Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, а еще органы государственной власти субъектов Федерации.

В-третьих, власть народа исполняется не только через органы государственной власти, но и через представительные органы местного самоуправления, являющегося важной формой самоуправления народа. Следственно, важная черта представительной системы России состоит в том, что она включает в себя не только представителей – депутатов федеральных и региональных субъектов страны законодательных органов власти, но и выборных органов местного самоуправления. Такая разветвленная система представительных органов характеризует демократический характер власти.

Представительные органы, составляющие основу государственного аппарата, формируют и избирают федеральные, региональные и местные органы исполнительной власти, определяют основы их организации и деятельности; формируют федеральные суды и прокуратуры.

Представительный характер органов, через которые осуществляется народовластие, проявляется в том, что эти органы создаются на основе общего, равноправного и прямого избирательного права; представительные органы работают под прямым контролем граждан и при их широком участии в их деятельности.

Суверенитет многонационального народа нашей страны основан прежде всего на укреплении принадлежности каждой власти к народу и каждому гражданину как политической основы общественной жизни. Экономической основой демократии считается разнообразие форм собственности, одинаково признанных и защищаемых государством, а также свобода хозяйственной деятельности и разнообразие организационных и правовых форм производства. Закрепление этих важнейших экономических принципов в Конституции Российской Федерации ставит всех граждан России в одинаковое экономическое и социальное положение и дает им равные права и возможности участвовать в управлении государственными и общественными делами.


Таким образом, представительная демократия – это система государственных институтов, избираемых непосредственно народом на основе всеобщих, равных и прямых выборов в тайные выборы, посредством которых народ осуществляет свою власть.

Важным условием суверенитета российского народа является полнота и реальность социальных и политических прав и свобод граждан, необходимых им для активного участия в осуществлении власти. Эти условия включают право граждан объединяться для защиты своих собственных интересов и свободу деятельности общественных объединений.

Полнота и реальность социальных и политических прав и свобод в сочетании с тем же правом граждан на их осуществление являются ярким выражением индивидуальной свободы. Индивидуальная свобода является важной основой суверенитета народа.

Еще одним существенным условием осуществления суверенитета народа является равенство всех граждан, гарантирующее им равные шансы на участие в ведении дел общества и государств.

К основам полновластия народа, единства его государственной воли относится равенство всех наций и народностей страны, получившее правовое закрепление в федеративном устройстве Российской Федерации. Всем им конституционно гарантировано равное и свободное политическое, экономическое и духовное развитие. Вышеназванные основы народовластия считаются одновременно и гарантиями, обеспечивающими его реальность.

Наравне с этим есть ряд специальных гарантий полновластия народа. К их числу относятся:

– демократическая избирательная система, которая дает возможность гражданам свободный выбор своих представителей в органы государства;

– конституционные принципы деятельности органов государственной власти, обеспечивающие эффективное сочетание непосредственной и представительной демократии;

– обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединений соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а также ответственность за их нарушение;

– правовой статус депутатов и других представителей народа, который обеспечивает им возможность выражать и утверждать волю и интересы избирателей, волю и интересы всего народа;

– выборность и сменяемость руководящих работников государственных и общественных органов;


– запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное модифицирование основ конституционного строя.