Файл: Осуществление власти народа рф через органы исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2 Развитие конституционных принципов народовластия в законодательстве субъектов Российской Федерации

2.1.Народ как источник власти в субъектах Российской Федерации

Согласно Конституции Российской Федерации, система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, автономных областей устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя страны и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, которые установлены федеральным законодательством [1].

Разработка конституционных принципов власти самого народа происходит как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъектов страны. Анализ законодательства российских субъектов в области прямого осуществления власти показывает, что регионы страны прошли важный путь в этом направлении.

В пункте 1 статьи 10 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных т.е представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что непосредственно «депутаты законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избираются гражданами страны, проживающими на территории ее субъекта и которые обладают в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом». Таким образом, депутаты законодательного представительного органа государственной власти субъекта России наделяются полномочиями гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта страны, выражают интересы данных граждан и несут перед ними ответственность. Таким образом, определение депутатов законодательного представительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации как представителей населения субъекта России является правомерным.

В соответствии со статьей 4 данного федерального закона, "систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: «законодательный орган субъекта страны; высшее должностное лицо субъекта; высший исполнительный орган субъекта; иные органы государственной власти субъекта страны, образуемые в соответствии с конституцией или уставом субъекта». Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Данная норма развивает конституционное положение о праве граждан России участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей применительно к организации государственной власти в субъектах Российской Федерации.


Может быть, негативная судебная практика принуждает субъекты Российской Федерации осмотрительнее подходить к вопросу развития конституционных принципов народовластия в законодательстве регионов. Часто это просто приводит к ошибкам и трудностям. К примеру, статья 38 Устава такого субъекта как Брянская область посвящена регулированию народной законодательной и правотворческой инициативы. Согласно пункту 1, «народонаселение данной области имеет право выступить с народной законодательной инициативой или в соответствии с уставом муниципального образования — с правотворческой инициативой». Таковым образом, инициатором народной инициативы является население Брянска. А меж тем, согласно статье 3 Устава, население этой области составляют не только граждане России, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства, которые проживают или временно пребывают на ее территории. Навряд ли предоставление права народной законодательной инициативы хоть каким иностранным гражданам и лицам без гражданства считается правомерным. При этом отдельная статья Устава посвящена народовластию. Согласно пункту 1 статьи 4, источником власти в Брянской области в пределах компетенции области как субъекта Российской Федерации является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а еще через органы государственной власти Брянской области и органы местного самоуправления. О каком именно народе здесь идет речь, никак не поясняется [26].
2.2. Выборы и референдумы в субъектах Российской Федерации.

К институтам прямого осуществления власти народа в субъектах Российской Федерации относятся выборы и референдумы, память депутатов и должностных лиц, собрания (собрания) граждан, петиции, народные инициативы, обращения, обсуждение вопросов местной жизни, опросы, митинги и демонстрации и ряд других.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации полномочия субъектов страны в сфере избирательного законодательства содержатся в следующем [1]:

1) в защите избирательных прав граждан;

2) в определении конкретной схемы организации избирательного процесса, а именно система избирательных комиссий, установление компетенции данных комиссий, особенностей избирательной системы, установлении конкретных избирательных процедур.


Эти задачи решаются на основе и в соответствии с гарантиями избирательных прав граждан, установленными федеральными законами.

Практика проведения выборов показывает, что процессуальные подходы к организации выборов на разных уровнях во многом схожи, хотя и не лишены важных особенностей. Это включает в себя возможность объединить региональные акты в единый всеобъемлющий документ. Большинство избирательных законов субъектов Российской Федерации буквально повторяются на местах. В избирательном кодексе субъекта Российской Федерации можно избежать повторения аналогичных положений при нормировании различных выборов, подчеркивая при этом особенности правового регулирования каждого из них. Некоторые недостатки в действующих избирательных кодексах субъектов РФ (например, в одной статье необходимо раскрыть бесчисленные особенности расчета графика избирательных процедур на разных выборах), хотя и создают определенные трудности для сотрудника правоохранительных органов, не считаются неисправимым недостатком.

Следует отметить, что внесены изменения в федеральное законодательство. Наглядным примером этого является отмена прямых выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, то есть руководителя высшего исполнительного органа государственной власти, и их возвращение.

В сентябре 2004 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин выступил с инициативой изменения порядка наделения полномочиями высших должностных лиц субъектов Федерации, предложив утверждать их в должности решениями законодательных органов по предложению Президента. Выступив по телевидению, Президент логически увязал собственную инициативу с трагедией в Беслане (Северная Осетия). Законопроект об отмене прямых губернаторских выборов был разработан и принят в декабре 2004 года.

В апреле 2012 года, по инициативе действующего на тот момент президента России Дмитрия Анатольевича Медведева, был принят федеральный закон, который предусматривает возвращение прямых выборов глав регионов страны.

2 апреля 2013 года, по инициативе президента Владимира Владимировича Путина, в закон были внесены поправки, которые дали субъектам страны право заменить всенародные выборы глав голосованием в парламенте по нескольким кандидатурам. При этом прямо говорилось, что принятие таких поправок вызвано решением Кремля не допустить прямых выборов в 6 республиках Северного Кавказа, а именно в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетия, Чечне). В 2013 году от прямых выборов главы из них добровольно отказались 4 республики.


В результате произошедшего в 2014 году присоединения Крыма к Российской Федерации в составе страны были образованы новые субъекты – Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Принятые в том же году Конституция Республики Крым и Устав Севастополя предусматривали избрание глав этих регионов своими парламентами по представлению президента страны. В ноябре 2016 года в устав города Севастополя были внесены поправки, которые вводили прямые выборы губернатора города.

В конце 2014 - начале 2015 года в федеральное законодательство были внесены изменения, согласно которым в автономных округах, входящих в состав областей (Ханты-Мансийский округ, Ямало-Ненецкий и Ненецкий автономные округа), вводятся непрямые выборы глав.

В единый день голосования 11 сентября 2022 года в Российской Федерации пройдут избирательные кампании различного уровня. В том числе выборы 15 глав субъектов страны (14 прямых, а также 1 выборы посредством голосования в парламенте), выборы депутатов 6 законодательных органов государственной власти в субъектах России.

В регионах, где губернаторы уйдут в отставку после 11 июня 2022 года, выборы пройдут в единый день голосования 2023 года.

Довольно показательным примером было и требование федерального законодательства, обязывающее проводить выборы не менее пятидесяти процентов депутатов регионального парламента по пропорциональной избирательной системе. Какие варианты рационального формирования законодательного органа с учетом усиления роли партий могут быть в субъектах Российской Федерации. В других субъектах страны, где предусматривались выборы в законодательный орган представителей коренных малочисленных народов (в первую очередь автономных округов), это было связано с некоторыми проблемами.

Ханты-Мансийский автономный округ – один из первых субъектов страны, который, не дожидаясь директив сверху, приступил к созданию правовых основ защиты интересов ханты и манси. Первые шаги были сделаны принятием Устава автономного округа в 1995 году. Признание специального статуса народностей выражено в записи о том, что автономный округ является исконным местом проживания ханты и манси и носит соответствующее эти народам наименование. Им гарантируются права согласно Конституции Российской Федерации, Уставу автономного округа, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам России.

Необходимо отметить, что Ханты-Мансийский АО – последний среди тех субъектов страны, в которых использовался такой подход к формированию законодательного органа. Ранее аналогичная схема была закреплена законодательством Ямало-Ненецкого и Ненецкого автономных округов; а в Республике Саха-Якутия в местах проживания коренных малочисленных народов
создавались одномандатные округа таким образом, чтобы вероятность избрания представителей этих народов была больше. Однако во всех указанных субъектах Российской Федерации законодательство было изменено, поэтому нормы о квоте представительства коренных народов в составе региональной думы более не действуют. Это произошло вслед за изменением федерального законодательства, а именно данная норма была исключена из Федерального закона «О гарантиях прав коренных народов Российской Федерации» с 1 января 2005 года.

Избирательное законодательство Российской Федерации не позволяет этнических цензов ни для активного, ни для пассивного избирательного права. Преступным в этом смысле было бы требование избрания представителей только из числа коренных народов и самими коренными народами. Таковой подход, правда, известен по опыту Республики Дагестан, где в девяностые годы формировались избирательные округа по этническому признаку. Но данная практика была признана неконституционной и незаконной. Естественно, что в Ханты-Мансийском АО региональный законодатель не использовал этнических цензов, предоставив возможность избирать и быть избранными по многомандатному округу всем гражданам Российской Федерации, обладающим активным либо пассивным избирательным правом. В итоге стала возможна ситуация, когда представителем коренных народов выступают депутаты, которые сами никак не относятся к числу народностей. Да и решение о том, кому представлять ханты и манси принимают никак не они, поскольку являются абсолютным меньшинством в составе избирательного корпуса данного региона. Все это создало предпосылки к тому, что институт квотированного представительства коренных народов становится все менее действенным и заменяется в остальных регионах страны новым институтом уполномоченного по правам коренных народов.

Конституция Российской Федерации именует наравне со свободными выборами высшим непосредственным выражением власти народа и референдум. Законодательное определение референдума дано в Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации». В соответствии со статьей 1 данного закона референдум – всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Волеизъявление исполняется посредством голосования граждан Российской Федерации, которые обладают правом на участие в референдуме. Наряду с общероссийским референдумом предусматриваются также региональные и местные референдумы. Референдум в субъекте Российской Федерации ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта страны среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта России.