Файл: Осуществление власти народа рф через органы исполнительной власти.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Референдум как высшая форма непосредственного волеизъявления граждан представляет собой акт утверждения государственно-властных решений путем всенародного голосования. Конституцией Российской Федерации предусмотрено принятие федерального конституционного закона о референдуме.

На референдум Российской Федерации выносится вопрос о принятии новой Конституции Российской Федерации, если Конституционное Собрание принимает решение о вынесении на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации; проект нормативного акта либо вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Референдум Российской Федерации не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории России, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

Референдум Российской Федерации ведется на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Любой участник референдума Российской Федерации обладает одним голосом. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме лично. Участие в референдуме считается свободным, контроль волеизъявления гражданина не допускается. В ходе референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Право принятия решения о проведении референдума принадлежит Президенту Российской Федерации. Референдумы в субъектах Федерации и местные референдумы ведутся по решению соответствующих представительных органов власти.

16 марта 2014 г. состоялся общекрымский референдум о статусе республики, согласно официальным результатом которого подавляющее большинство проголосовавших высказалось за присоединение к России. 17 марта на территории Крыма была в одностороннем порядке провозглашена Республика Крым (включавшая в себя Севастополь как город с особым статусом) с временным статусом суверенного государства, обратившаяся к России с просьбой о принятии в состав федерации.

18 марта 2014 г. был подписан межгосударственный договор о принятии независимой Республики Крым в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов Федерации – Республики Крым и города федерального значения Севастополя. Договором был предусмотрен переходный период по 1 января 2015 г., в течение которого требовалось урегулировать вопросы интеграции Республики Крым и города Севастополя в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти России, а также вопросы исполнения воинской обязанности и несения военной службы на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.


21 марта 2014 г. Президент России В. Путин подписал Федеральный конституционный закон о вхождении Крыма в состав Российской Федерации и образовании новых субъектов федерации. После вхождения Республики Крым в состав России на её территории продолжала действовать Конституция Автономной Республики Крым, принятая Верховной Радой АРК 21 октября 1998 г. и вступившая в силу 11 января 1999 г. 11 апреля 2014 г. на внеочередном заседании Госсовета РК была утверждена Конституция Республики Крым.

2.3. Иные формы непосредственной демократии в субъектах Российской Федерации.

Институты прямой демократии позволяют гражданам страны участвовать в определении задач и деятельности местного самоуправления и органов государственной власти. С помощью этих учреждений усиливается и контроль граждан за деятельностью этих органов. Следует отметить, что институты прямой демократии значительно менее регламентированы в конституциях республик, чем в актах некоторых областей и регионов Российской Федерации.

В свою очередь, эти документы регулируют все институты прямой демократии с более или менее подробной информацией. Они содержат отдельные главы, посвященные прямой демократии. В ряде региональных и региональных документов эти учреждения довольно широко регулируются.

К примеру, глава 3 Устава региона Смоленская область «Институты непосредственной демократии. Избирательная система Смоленской области», глава 3 Устава региона Архангельская область «Институты непосредственной демократии на территории Архангельской области», глава 6 Устава региона Алтайский край «Непосредственное участие жителей Алтайского края в решении важных вопросов государственного значения», глава 3 Устава региона Амурская область «Непосредственное участие граждан в осуществлении государственной власти», глава 2 Устава региона Волгоградская область «Человек, гражданин и государственная власть. Институты народовластия», глава 5 Устава региона Челябинская область «Институты непосредственной демократии на территории области» [26].

Невозможно не заметить, что в некоторых уставах субъектов Российской Федерации, невзирая на довольно громкие названия соответствующих глав данных уставов, институтам непосредственной демократии уделяется явно недостаточное внимание. Например, глава 3 Устава региона Смоленская область именуется «Институты непосредственной демократии. Избирательная система Смоленской области». Но среди форм осуществления непосредственной демократии (статья 19) называются только референдум и выборы.


К примеру, в таком регионе как Волгоградская область это областная Дума и глава администрации, в регионе Калининградская область – областная Дума, ее председатель и глава администрации, а в регионе Вологодская область – Законодательное собрание [26].

В некоторых уставах субъектов страны есть положения об обсуждении населением важных вопросов их жизни. Следует отметить, что инициатором таких обсуждений могут быть различные органы власти, хотя в большинстве случаев ведущая роль в этом вопросе принадлежит законодательному органу государственной власти субъекта Российской Федерации. Важные вопросы жизни субъекта страны, проекты правовых актов выносятся на обсуждение населения.

Одной из форм непосредственной демократии является гражданская либо народная инициатива. Это новая форма прямого волеизъявления граждан по различному закрепляется в уставах субъектов Российской Федерации.

К примеру, в Уставе региона Красноярский край предусмотрено, что «граждане могут, к примеру, осуществлять краевую народную инициативу в соответствии с законом края путем внесения проектов правовых актов на рассмотрение Законодательного Собрания, Губернатора и Правительства края». В Уставе региона Калужская область сказано, что граждане региона «имеют право на правотворческую инициативу, которая подлежит обязательному рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления, а результаты рассмотрения — официальному опубликованию» [26].

В Уставе региона Волгоградская область содержатся положения о гражданской и законодательной инициативе. Под гражданской инициативой имеется ввиду право избирателя на обращение к депутату областной Думы с предложением о принятии либо изменении областного закона. Под законодательной инициативой граждан понимается право определенного числа избирателей представлять областной Думе проекты законов, а также иные предложения для их принятия в законодательном порядке. Согласно статьи 29 Устава региона Амурская область, народная правотворческая инициатива может осуществляться гражданами путем внесения на рассмотрение в Законодательное Собрание проектов законов области. В Совет предложения могут вноситься от имени не менее процента граждан, которые обладают активным избирательным правом. Однако это обедняет само значение правотворческой инициативы, так как подразумевает, что неполно оформленный законопроект может быть не допущен до обсуждения [26].


Конечно, конституции и уставы ни в коем случае не могут единообразно регулировать институты прямой демократии. Для наиболее широкого и полного применения институтов прямой демократии они должны быть углублены законодательными органами, прежде всего в законы субъектов Российской Федерации. В этих законах институты прямой демократии должны регулироваться более точно, чем в актах. Вы должны четко определить процедуру принятия решений регионального характера населением.

Следует отметить, что такие законы уже приняты в значительном количестве субъектов России. Это, к примеру, Закон Калужской области «О народной правотворческой инициативе» от 6 мая 1996 года [26]. Однако даже самое детальное законодательное регулирование институтов непосредственной демократии само по себе не является гарантией активного использования таких институтов гражданами. Немаловажной является и информационная открытость для граждан органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Поэтому очень важной является деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации по практическому разъяснению в том числе через средства массовой информации вопросов участия граждан в непосредственном осуществлении власти.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина. Некоторые субъекты Российской Федерации опередили здесь федеральный центр. Поэтому субъекты страны вправе осуществлять собственное правовое регулирование в сфере информационной открытости органов местного самоуправления и органов государственной власти. К примеру, Устав региона Архангельская область в число институтов непосредственной демократии содержит обсуждение гражданами важных вопросов государственного значения, а также гласность в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. В регионе Калининградская область принят Закон «О порядке предоставления информации органами государственной власти Калининградской области». В данном законе на региональном уровне предпринята попытка урегулировать отношения, которые возникают при предоставлении информации органами государственной власти региона. В целом указанный закон Калининградской области считается довольно проработанным и создает достаточные условия для получения сведений о деятельности областной государственной власти. Но к числу главных недостатков этого закона относится то, что его действие распространяется только на органы государственной власти данного региона – Калининградской области. Таким образом, органы местного самоуправления, действующие в Калининградской области, выведены из сферы действия указанного закона. Может быть, это было связано с опасениями, что в случае распространения закона также и на органы местного самоуправления областной законодатель выйдет за пределы своей компетенции.


На практике это может привести к тому, что закон субъекта Российской Федерации наложит дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, которые не поддерживаются финансовыми и материальными ресурсами. Но следует помнить, что здесь говорится о делегировании отдельных полномочий государству. Если только органы местного самоуправления не обязаны информировать о решениях государственных органов, что само по себе, вероятно, нежелательно. Если органы местного самоуправления обязаны законом субъекта Российской Федерации информировать о своих решениях, то это полностью входит в их компетенцию, установленную Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Федеральное законодательство определяет субъекты местного самоуправления. А информирование о решениях в пределах своей компетенции является прямой обязанностью органов местного самоуправления. Ряд федеральных законов обязывает органы местного самоуправления непосредственно информировать о принятых решениях. К примеру, в Земельном кодексе Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Но в некоторых субъектах Российской Федерации законодательные гарантии прав граждан являются формальными и не могут в должной мере обеспечить информирование граждан о решениях органов публичной власти. К примеру, Закон Еврейской автономной области от 21 декабря 1999 года № 152-ОЗ «О гарантиях реализации конституционных прав граждан о решениях, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления Еврейской автономной области». Этот состоящий всего из пяти статей, две из которых на настоящее время уже утратили силу, закон посвящен исключительно порядку опубликования нормативных правовых актов областных органов государственной власти и органов местного самоуправления, а еще направлению указанных актов в фонды соответствующих библиотек.

Задача создания информационной открытости в работе государственных органов, а еще гарантий предоставления информации для граждан была поставлена Президентом Российской Федерации 20 лет назад в его послании Федеральному Собранию в качестве одного из приоритетных направлений законотворческой деятельности парламента. Президент особо отметил необходимость принятия специального федерального закона, в котором будет закреплен четкий перечень информации, которую государственные органы обязаны сделать публично доступной, что стимулирует, по мнению главы государства, развитие гражданского общества и формирование цивилизованной предпринимательской среды.