Файл: Роман Преступление и наказание. История создания. Философия и идейнонравственная проблематика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 класс | | |||||||||
| Роман «Преступление и наказание. История создания. Философия и идейно-нравственная проблематика. | |||||||||
Цели: |
| |||||||||
Прогнозируемые результаты: | учащиеся знакомятся с историей создания «Преступления и наказания», формируют представление о жанре произведения, особенностях композиции, сюжета, главного конфликта; комментируют и анализируют идейно-художественное содержание романа, выражают свои мысли по поводу услышанного и прочитанного, обосновывают их. | |||||||||
Тип урока: | комбинированный | |||||||||
Оборудование: | учебник, текст романа, Интернет-ресурсы, презентация | |||||||||
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
|
Эпиграф к уроку: Не помнишь ли, я тебе говорил про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех… Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти… Ф. М. Достоевский (из письма брату Михаилу 9 октября 1859 г.) - Несмотря на то что литературоведы написали множество трудов о романе Достоевского «Преступление и наказание», проанализировали чуть ли не каждое слово, и по сей день это произведение остается сложным и неоднозначным. Кстати, мы будем изучать этот роман в течение семи часов, а в японских юридических учебных заведениях с ним знакомятся около девяноста часов! - Что же есть такого особенного в этом произведении? Попробуем выяснить это сегодня на уроке.
| Приветствуют учителя. Записывают тему урока, эпиграф, формулируют цель и задачи урока. | ||||||||
|
(реализация домашнего задания - составление вопросов по содержанию романа). | Прием «Карусель» Малый круг: внутри группы задают вопросы; Большой круг: лучшие вопросы группа задает всему классу. ФО: «Коллекция стикеров» | ||||||||
|
Замысел «Преступления и наказания» вынашивался писателем шесть лет! Истоки романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» достигают время пребывания писателя на каторге. 9 октября 1859 он из Твери писал брату: «В декабре я начну роман. Не помнишь, я тебе говорил об одной исповедь-роман, который я хотел писать после всех, понимая, что еще самому нужно пережить. На днях я решил писать его немедленно. Все сердце мое с кровью будет вложено в этот роман ». Сначала «преступление и наказание» задумывался писателем в форме исповеди Раскольникова. Но прошло еще шесть лет. За это время были написаны романы «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома», «Записки из подполья». Главные мотивы этих произведений - тема бунта и тема героя-индивидуалиста - потом синтезировались в романе «Преступление и наказание». 8 июня 1865 Достоевский попросил денег у издателя А. Краевского и предложил ему для журнала «Отечественные записки» свою новую работу - роман «Пьяненькие». Но издатель отказал писателю, мотивируя это отсутствием денег в редакции. Находясь за границей, достоевский оставил «Пьяненький» и решил написать повесть, замысел которой стал зерном будущего романа «Преступление и наказание». В сентябре 1865 Достоевский решил предложить повесть журнала «Русский вестник». В письме к издателю М. Каткова автор подробно изложил план своего произведения и определил его главную идею: «Это - психологический отчет одного преступления». Но в процессе работы повесть постепенно перерастает в большой роман, и Достоевский решает пожертвовать всем написанным и начать заново. В середине декабря 1865 первая часть романа была написана, опубликована в января 1866 г. в журнале «Русский вестник». Работа над произведением продолжалась в течение всего 1866 года. Таким образом, мы видим, что первоначальный замысел романа постепенно «разрастался», охватывая более широкий круг проблем.
Задание. - Почему роман Достоевского имеет несколько определений? Объясните каждую из этих характеристик. Составьте таблицу. В левой колонке расположите жанровые характеристики в том порядке, который считаете нужным (от более значимого к менее значимому). В правой колонке таблицы укажите по 2-3 жанровых признака из текста учебника (задание №1, стр.121) Обсуждение выполненной работы (сопровождается показом презентации). - По мнению большинства литературоведов, «Преступление и наказание» (1866) – социально-психологический роман, в котором автор исследует внутренний мир отдельного героя, а также психологию, характерную для разных социальных групп: униженного и оскорбленного городского люда, преуспевающих торговцев, обездоленных крестьян, мелких служащих. Писатель высказывает резко противоположные суждения, исключающие друг друга точки зрения, сталкивает характеры, воплощающие разные идейные принципы. В основе драматического конфликта романа – «внутренняя борьба в душах героев и борьба этих героев, раздираемых противоречиями, между собой» (Ю. В. Лебедев) В центре произведения Достоевского – преступление, идеологическое убийство. Таким образом, «Преступление и наказание» – роман об «идейном убийце» Раскольникове. Писатель прослеживает «психологический процесс преступления». О композиции романа. Литературоведы отмечают двучастность структуры произведения. Часть I – подготовка и совершение преступления. Часть II – влияние этого преступления на душу Раскольникова. Главы внутри каждой части располагаются по степени напряженности страданий (Ю. В. Лебедев). Композиция постепенно осложняется новыми сюжетными линиями.
- Исследуйте идеи произведения с помощью текста, учебников, дополнительной литературы в группах. Задание: I группа определяет философские идеи романа «Преступление и наказание»; II группа определяет социальные идеи произведения; III группа определяет психологические идеи произведения; IV группа определяет морально-этические идеи романа. Сообщение о результатах работы групп I группа. Доказывает недопустимость теории агрессивного индивидуализма: «тварь я дрожащая или право имею». Длинные и одинокие размышления о ходе человеческой истории убедили бывшего студента-юриста в том, что исторический прогресс основывается на насилии, страданиях, жертвах и невозможен без этого. Человечество делится на два неравных «разряды» - на людей «обычных» и «необычных». Он даже написал об этом статью в газете. «Наполеоновский миф» становится частью теории Раскольникова, а имя Наполеон - символом власти, «сильной личности». Власть нужна герою, чтобы освободить мир от зла, насилия, спасти Сонечку, мать, сестру, сирот Мармеладовых и тысячи им подобных. Идя на преступление, Раскольников хочет еще и выяснить, к какому разряду принадлежит он сам: «Смогу ли я переступить или не смогу? … Существо я дрожащая или право имею?» Дальнейшая история этого героя доказала пагубность и для личности, и для общества агрессивного индивидуализма, основой которого является пренебрежение к морали, эгоцентризм, проповеди «вседозволенности». II группа. К причинам, которые толкнули Раскольникова на преступление, бесспорно, принадлежат невыносимые лишения, полуголодное существование в каморке, невозможность оплатить обучение в университете, постоянное унижение. Но на вопрос Сони: «Ты был голоден! Ты ... чтобы матери помочь? Да? »- герой отвечает неуверенно и почти отрицательно: «Нет, Соня, нет, - бормотал он, обернувшись и опустив голову, - я не был так голоден ... я действительно хотел помочь матери, но ... и это не совсем верно ... » Он объясняет Сони, его положение не было таким уж безвыходным, можно было найти какую-то работу (« Уроки случались, во полтинник предлагали. Работает же Разумихин ») Раскольников, по его словам, обозлился, душа его взбунтовалась, потому что была «поражена» не только личными страданиями, но и бедой и несчастьями окружающего мира. Способ борьбы с социальным злом Раскольников видит в том, чтобы получить личную власть, а потом уже делать благородные дела по своему усмотрению. Эта теория была обречена на поражение, вместо власти герой получил угрызения совести и отчуждения от общества. За убийства процентщицы мир не стал лучшим, наоборот: в нем прибавилось невинных жертв - таких, как Лизавета и ее еще нерожденный ребенок. III группа. Достоевский считал, что социальная обусловленность характера, определенность его условиями существования как основной принцип реализма не исчерпывает всей сложности проблемы личности. Характер следует объяснять еще и психологически. Раскольников от природы добрый, отзывчивый, великодушный. Последние деньги он отдает семье Мармеладовых. Помогал бедному товарищу, ухаживал его отца. Вместе с тем он чрезвычайно уязвим, самоуверенный, с пораженной гордостью. Достоевский считал, что в тенденции обвинять во всем «среда», обстоятельства, а не человека, является недооценка личности, ее унижения. Поэтому Раскольников противостоит «страшном миру» не только как его «продукт», его жертва, но и как активная, психологически сложная личность. Многие герои Достоевского имеют раздвоенное «я», для них характерны болезненное воображение, «метания», сомнения души, и писатель пытается в этом разобраться. IV группа. В морально-этическом плане Раскольников принципиально отличается от своих литературных предшественников - пушкинского Германа из «Пиковой дамы», бальзаковского Растиньяка, Жюльена Сореля из романа Стендаля «Красное и черное», которые также испытывали «внутренний бунт», несправедливость общества, но заботились при этом свои интересы - карьеру, благополучие. Героя Достоевского побуждает идея сожаления к униженных и оскорбленных. «Не бывать этому миру» - говорит он и приходит к мысли о «переступания» через «кровь». Такая всепоглощающая идея, которую автор назвал «идеей-страстью», «идеей-чувством», руководит человеком и обществом в переломные моменты их существования. Она выбивает личность из колеи, обнаруживает крайности, противоречия. Наказывая «зло» (процентщицу), Раскольников лишает жизни и невинного человека (Лизавету), и это свидетельствует о том, что одно зло нельзя ни прекратить, ни преодолеть другим злом. Заполнение таблицы «Идеи произведения Ф. Достоевского" Преступление и наказание "»
| Заслушивают сообщение учителя, составляют в тетради опорную схему. Работают с учебником, составляют концептуальную таблицу по предложенному заданию. Обсуждают выполненное задание, сопоставляют итоги работы с презентационным материалом. Используя дополнительные материалы, определяют основные идеи романа, обосновывают свою точку зрения. Итогом работы становится таблица «Идеи произведения Ф. Достоевского "Преступление и наказание "» | ||||||||
|
Интерактивное упражнение «Микрофон» Продолжите предложение:
| Осуществляют рефлексию урока, продолжая предложенные предложения (можно предложить групповую рефлексию - каждая группа предлагает свои версии) | ||||||||
Домашнее задание |
| Записывают домашнее задание. |