Файл: Реферат Роль словосочетания в построении предложения Работу выполнил студент 1 курса, группы эбу 12 бо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 109

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет

Колледж профессионального образования

Реферат

Роль словосочетания в построении предложения

Работу выполнил

студент 1 курса, группы ЭБУ 1/2 БО

Родин Михаил Алексеевич

Оглавление

Введение

1. Слово и словосочетание (его грамматические признаки)

2. Словосочетание среди других сочетаний слов

3. Классификация словосочетаний по главному слову

4. Грамматические связи в словосочетаниях

5. Простые и сложные словосочетания

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность данной темы: современный период развития русского языкознания характеризуется разнообразием лингвистических теорий. Особенно интенсивно развивается синтаксис. В последние годы "героем" синтаксиса стал текст, но мы обратим своё внимание на словосочетания, их строение.

В истории русской синтаксической теории роль словосочетаний и предложений в общей системе синтаксических единиц оценивалась и оценивается неоднозначно. Некоторые ученые считали основной единицей синтаксиса словосочетание, а предложение рассматривали как разновидность словосочетания. Другие считали основной синтаксической единицей предложение. Эта точка зрения в настоящее время является господствующей.

Цель исследования: выделить основные признаки словосочетания, сопоставив его со словом (словоформой) и сочетаниями слов, которые можно вычленить из предложения.

1. Слово и словосочетание (его грамматические признаки)

Словосочетание - это соединение двух или нескольких самостоятельных (знаменательных) слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Например: белые березы, готовиться к занятиям, более трудная задача, выполнил вовремя и т.д. Словосочетание состоит из главного и зависимого компонентов, между которыми существуют подчинительные отношения. Иногда к словосочетаниям относят также соединения равных в синтаксическом отношении слов, связанных сочинительными отношениями (брат и сестра; красивый, но дорогой), а также сочетания подлежащего и сказуемого в предложении.

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому.

В словосочетаниях могут выражаться следующие основные значения:


- определительные (атрибутивные): между предметом и его признаком (солнечный день, тетрадь в клетку, яйца всмятку);

- объектные: между действием и предметом, на который оно направлено (стремиться к знаниям, защищать Родину); между действием и орудием действия (стучать молотком) и т.п.;

- обстоятельственные: между действием и местом, временем, причиной совершения действия или проявлением признака (уехать из города, вернуться поздно, отсутствовать по болезни, одет модно).

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончаний, предлогов и порядка слов.

По характеру главного слова словосочетания делятся на:

- именные (с главным словом существительным, прилагательным или числительным): новый дом, очень полезный, пятый с краю.

- глагольные (с главным словом глаголом, причастием или деепричастием): совершить подвиг, покрасневший от смущения, радостно улыбаясь.

- наречные - совершенно секретно, весьма важно, по-весеннему тепло.

- местоименные - мы с тобой, каждый из нас.

Среди словосочетаний выделяются синтаксически неделимые, которые выступают в роли одного члена предложения.

Словосочетание и слово (словоформу) сближают следующие свойства:

а) как и слово, словосочетание не является коммуникативной единицей, оно входит в речь только в составе предложения;

б) как и слово, словосочетание не имеет предикативных значений, интонации сообщения;

в) как и слово, словосочетание выступает как номинативное средство языка, то есть называет предметы, их признаки, действия и т.д.

Рассматривая словосочетание как синтаксическую единицу, более важно отметить, словосочетание отличается от слова более сложной структурой. Оно образуется на основе подчинительной связи между знаменательными словами, включает не менее двух знаменательных слов, одно из них главное (стержневое), а другое - зависимое: знамя полка, боевой дух, добиться победы и т.д.

(Главный компонент словосочетания условно обозначается крестиком.)

Не являются словосочетаниями:

а) сочетания существительных с предлогами: к лесу, около леса, мимо леса, над лесом, вдоль леса, по направлению к лесу и т.д. (это словоформы, или пред-ложно-падежные сочетания);

б) сложные (аналитические) формы слов, так как они не представляют собой соединения двух знаменательных слов и обычно входят в систему форм слова (в парадигму слова), например: буду говорить (форма будущего времени), самый добрый (форма превосходной степени прилагательного), сходил бы (форма сослагательного наклонения) и т.п.


в) фразеологизмы: бить баклуши (бездельничать), точить лясы (болтать) и т.д. по значению словосочетания сближаются со словами, но в отличие от слов они дают развернутое название предметов, явлений и действительности, ограничивая при этом их круг указанием на те или иные отличительные свойства. Например: березовый лист, осиновый лист, дубовый лист, лист лавра и т.д. Зависимые слова, называя какие-то свойства листа, уточняют выражаемое понятие, сужают его объем, дают ему более точное название.

Словосочетания с главным словом - глаголом конкретизируют действие в отношении места, времени, объекта и т.д.: гулять в лесу, гулять перед сном, гулять с товарищем и т.д.

Таким образом, обычно предмет выделяется из ряда ему подобных с помощью атрибутивных (определительных) слов; процесс (действие) раскрывается, уточняется указанием на различные обстоятельства и объекты, сопутствующие ему, и т.д.

Словосочетания по сравнению со словами более конкретны по характеру обозначаемого явления действительности, лишь в некоторых случаях более конкретное и точное название дает слово, а не словосочетание.

2. Словосочетание среди других сочетаний слов

Наиболее ярко специфика словосочетаний как синтаксических единиц обнаруживается при сопоставлении их с сочетаниями слов, которые вычленяются из предложения. Для обозначения различных соединений слов, которые образуются в предложении, в лингвистической и лингвометодической литературе используются следующие названия: "словосочетания", "пары слов", "сочетания слов", "словесные единства", "группы слов", "блоки слов", "кусты" и др.

В отличие от предложения сочетания слов не являются коммуникативными единицами: они вычленяются из предложения как единицы более низкого уровня. Сочетания слов не обладают интонационной законченностью.

Сочинительные сочетания (сочиненный ряд слов, однородные члены предложения) образуются из слов с формальной не подчинённостью. В состав словосочетаний и других сочетаний слов сочинительные сочетания входят как цельный структурно-семантический компонент (блок однородных членов). Например: (Лес и поле) зазеленели. В этом предложении одно предикативное сочетание. Первый его компонент составляет сочиненный ряд слов. Это выражено грамматическими средствами - окончанием глагола-сказуемого в форме множественного числа.

Из предложения мягкий и пушистый снег падает на землю, можно вычленить следующие словосочетания: мягкий и пушистый снег, падает на землю. Нельзя вычленить мягкий снег и пушистый снег, хотя можно рассматривать эти словосочетания как "строительный материал" для предложения.


В отличие от предикативных сочетаний словосочетания не имеют модально-временного плана, а в отличие от сочинительных - образуются на основе подчинительной связи из слов с формальной подчиненностью.

Эти два подхода определяют и трактовку словосочетаний в грамматической литературе: одни ученые (В.В. Виноградов и др.) рассматривают как словосочетания лишь те сочетания слов, которые соединены подчинительной связью; другие - называют словосочетаниями все сочетания слов, которые образуются в составе предложения и вычленяются из него.

Этими подходами обусловлены и различные определения словосочетания. По традиции все сочетания слов, вычленяемые из предложения, назывались словосочетаниями. В соответствии с этим словосочетание определялось как соединение двух и более слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Такое емкое определение понятия словосочетания встречается и в современной грамматической литературе.

Иное определение словосочетания дал В.В. Виноградов. Он рассматривает типы словосочетаний как "...исторически сложившиеся в языке формы грамматического объединения двух и больше знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия".

В соответствии с этим определением словосочетание сопоставляется со словом и с предложением.

Словосочетание связано с лексикой (словом) номинативным характером, с морфологией (частями речи) - тем, что способность слова к распространению определяется его принадлежностью к той или иной части речи. Изучать номинативные и морфолого-синтаксические свойства словосочетаний можно и вне предложения, но синтаксические свойства словосочетаний обнаруживаются в предложении. Поэтому при изучении словосочетания в синтаксисе нужно уделять больше внимания функциональному аспекту - словосочетанию в предложении.

Таким образом, в словосочетании перекрещиваются разные уровни языковой системы: лексика, морфология и синтаксис. Поэтому словосочетание можно определить, как лексико-грамматическое единство - сочетание двух (и более) знаменательных слов, связанных между собой подчинительной связью.

3. Классификация словосочетаний по главному слову

Эта классификация характеризует морфолого-синтаксические свойства словосочетаний. Словосочетание отличается от других сочетаний слов тем, что способность к распространению (к сочетанию с другими словами) зависит от принадлежности главного слова к той или иной части речи, а также от лексического значения слова и его стилистической окраски. Способность слова к распространению называется его валентностью, сочетательные свойства слова называются его валентными свойствами. Уже со времен "Российской грамматики" М.В. Ломоносова учение о словосочетании и его видах связано с учением о частях речи.


Изучение словосочетаний - органически связывается с изучением частей речи, поэтому в схемы словосочетаний включаются названия частей речи.

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, различаются следующие типы словосочетаний:

I. Словосочетания именные, которые в свою очередь делятся на:

а) субстантивные - словосочетания с именем существительным в роли главного слова: теплый день, крыша дома, старик в очках, свидание наедине, желание нравиться и т.д.

б) адъективные - словосочетания с прилагательным в роли главного слова: красный от смущения, очень любознательный, всем известный, давно известный и т.д.

в) словосочетания с именем числительным в роли главного

слова: два студента, двое друзей, первый по списку и т.д.

II. Словосочетания с местоимением в роли главного слова.

В качестве главного слова непредикативных словосочетаний могут выступать неопределенные местоимения: кто-то, кто-нибудь, что-то, что-нибудь, кое-кто, кое-что, некто, нечто и др. Например: кто-то из студентов, кто-нибудь другой, что-то важное, что-нибудь интересное, каждый из нас, любой из слушающих и т.д.

Остальные местоимения в роли главного слова непредикативного словосочетания встречаются редко, так как местоимения по своему категориальному значению наиболее абстрактны среди частей речи и "не любят" конкретизации.

III. Словосочетания глагольные. Они образуют самую большую группу словосочетаний, так как у глагола самые богатые валентные свойства. Спрягаемый глагол может подчинять одновременно до семи слов. Правда, валентные свойства глагола редко реализуются полностью в одном предложении.

Глагол почти без ограничений сочетается с наречиями, инфинитивами, деепричастиями и существительными в разных падежах с предлогом и без, например: читать книгу, стремиться к знаниям, читать вслух, громко читать, скрыться в лесу, хотеть путешествовать, говорить, улыбаясь и т.д.

К глагольным словосочетаниям относятся и словосочетания с причастиями и деепричастиями в роли главных слов: почерневший от пыли, вспоминая о прошлом и т.д. У таких словосочетаний можно выделить две начальные формы: почернеть от пыли - почерневший от пыли, вспоминать о прошлом - вспоминая о прошлом.

IV. Словосочетания наречные (или адвербиальные) - с наречием в роли главного слова: очень весело, далеко от родных, откуда-то из темноты и др.

V. Словосочетания с категорией состояния в роли главного слова: больно руку, очень больно, мне грустно, трудно с тобой, хорошо дома, хорошо в лесу и т.п.