Файл: Практическое задание Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.). Психопрофилактика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 22
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание
-
Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).
Психопрофилактика — это система мероприятий по устранению факторов, вредно влияюших на психику человека, и использование факторов, оказывающих на психику положительное влияние.
Важная задача психопрофилактики заключается и в ранней диагностике психических заболеваний, и их лечении на начальной стадии.
В специальной психологии психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, предупреждение рецидивов таких нарушений. Соответственно различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.
Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренаталь-ном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризргсы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.
В психопрофилактических мероприятиях первичного уровня участвует широкий круг специалистов. Особая роль психолога состоит в разработке и проведении психопрофилактических мер в различных социальных кругах. Большое внимание необходимо уделять психологической экспертизе условий жизни, обучения и воспитания ребенка (контролю и улучшению психологического климата его развития). Важно иметь представление, в каком стиле воспитывается ребенок, за что он поощряется и наказывается, предоставляется ли ему самостоятельность, каковы отношения между его родителями. Существенно, не вызывают ли у ребенка чувство неполноценности оценки учителей, следует также знать об отношении к ребенку сверстников, о его положении в школьном коллективе. Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.
Вторичная психопрофилактика как метод специальной психологии состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждающая усиление отклонения и вторичные нарушения. Работа с детьми, пока они находятся в раннем возрасте, и с их семьями весьма эффективна и позволяет предупредить тяжелые формы нарушений развития. В настоящее время такой работе придается большое значение, система ранней помощи детям с отклонением развития активно внедряется в практику.
Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализации. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка. Специалисты прилагают усилия по поиску оптимальных способов психологической поддержки и при необходимости проводят психокоррекцию, принимая в расчет текущую ситуацию и уровень достижений ребенка. Имеются в виду достижения в познавательной сфере, самоактуализации, жизненном самоопределении, социализации. Третичная профилактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не формируются патологические черты характера.
Специальная психология разрабатывает преимущественно проблемы вторичной и третичной психопрофилактики. Это связано с разными причинами, среди которых — позднее обращение родителей за помощью, несвоевременное выявление биологического дефекта и начальных отклонений в психическом развитии
2. Понятие «психологическое воздействие» в науке окончательно не определено. В разных научных источниках оно имеет различные смысловые оттенки, что зависит от представления автора о системе взаимоотношений субъекта и объекта воздействия.
Обратимся к определениям этого понятия в психологии. Г. А. Ковалев под воздействием в самом общем смысле понимает «процесс... который реализуется в ходе взаимодействия двух или более равно-упорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках) и состоянии хотя бы одной из этих систем» {Ковалев Г. А, 1989, с. 45).
С этим определением в целом согласуется определение, которое предлагает Г. А. Балл: «Воздействие предмета В на предмет А — это событие, состоящее в том, что предмет В (возможно, совместно с предметами С, D и др.) вызывает или предотвращает изменение психологических характеристик и проявлений индивида — реципиента А, в том числе относящихся к его деятельности (и поведению в целом), к его сознанию (и бессознательной сфере психики), к его личности» (Балл Г. Л., Бургип, 1994, с. 57).
Близкое определение дано в работе Т. С. Кабаченко, которая под психологическим воздействием понимает «изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроения за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей» (Кабаченко 7! С, 1986, с. 13).
В контексте специальной психологии важно разобраться, воздействие или взаимодействие реально происходит, когда специалист корректирует отклонение развития ребенка. Для этого определим основные признаки психологического воздействия:
-
это одна из сторон единого процесса взаимодействия;
-
влияние рассматривается как одностороннее, включенное в состав целостного взаимодействия;
3) результат состоит в изменении психических характеристик или состояния адресата воздействия (Доценко Е. JI., 2000). Необходимо учесть, что в обыденном употреблении слова «воз действие» заложен целевой смысл: воздействовать — значит произ водить изменения.
В данном случае специалист, воздействующий на ребенка с отклонением развития, решает, что нужно сделать для нормализации психического развития ребенка, как способствовать положительной динамике. Его намерение мыслится как психологическое воздействие
Когда же непосредственно проводится работа с ребенком или семьей, психологическое воздействие, несомненно, обретает характер взаимодействия, превращается в двусторонний процесс.
При психокоррекции психологическое воздействие осуществляется во взаимодействии специалиста, с одной стороны, и клиента (ребенка) или клиентов (семьи) — с другой стороны. Специалист принимает решение о способе воздействия, но само воздействие может состояться лишь при активности реципиента. Именно поэтому в специальной психологии подчеркивается важность мотивации ребенка и семьи для успешной психокоррекции, а также необходимость предотвращения негативизма в процессе психокоррекционной работы.
2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:
Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).
это одна из сторон единого процесса взаимодействия;
влияние рассматривается как одностороннее, включенное в состав целостного взаимодействия;
Закономерности дизонтогенеза | Краткая характеристика |
Функциональная локализация нарушения | Частный-нарушение отдельных функций гнозиса, праксиса, речи; Общий-нарушение регуляторных систем. |
Время поражения |
|
Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом | Первичный дефект- нарушения биологического характера (ДЦП, поражения органов чувств, корковых зон). Вторичный дефкт-нарушения аномального характера (мышление, воображение, моторика). |
Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии | Явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи. |
Асинхрония развития | Ретардация-незавершенность отдельных периодов развития (ЗПР). Акселерация отдельных функций (изолированное развитие речи при РДА, раннее сексуальное влечение). Ретардация и аксклерация (раннее развитие речи и недоразвитие сенсорной и моторной сфер при РДА). |
-
Опишите депривационные феномены.
Депривационные феномены представляют собой моногообразные изменения состояния здоровья, различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствии блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.. Выделяют несколько видов депривации: сенсорно-перцептивная, коммуникативная, эмоциональная. Недостаточность общения, эмоциональной поддержки, самореализации, уважении пагубно сказываются на психическом развитии. При блокировке сенсорной депривации обнаруживается нарушение восприятия в виде иллюзий и галлюцинаций. Коммуникативная депривация пртекает чаще в дошкольном возрасте в замкнутом семейном кругу, с ближайшими родственниками, что усугубляет и без того сложную ситуацию развития детской психики.
-
Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.
Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушениями изучает сурдопсихология — отрасль специальной психологии.
Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л. С. Выготского о структуре детского психического развития, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были введены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичные дефекты). Применительно к рассматриваемой категории детей нарушение слухового восприятия — это первичный дефект; замедленное сравнительно с нормальным и своеобразное развитие — это вторичный дефект, или вторичные последствия.
В более ранний период (в конце XIX — начале XX в.) изучение отдельных вопросов психологии глухих детей и взрослых осуществлялось в рамках общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха.
В 30 — 70-е и последующие годы XX столетия проводилось всестороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха. Были выделены три группы детей с недостатками слуха:
-
глухие (родившиеся с глубоким нарушением слуха или потерявшие слух в раннем детстве);
-
позднооглохшие (потерявшие слух после овладения речью); -
слабослышащие, т.е. с частичной потерей слуха (Р. М. Боскис, Т. А. Власова и др.).
Изучались закономерности психического развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживались этапы формирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, воображения и мышления, становления черт личности (P.M. Боскис, Л.В.Занков, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, Н.Г.Морозова, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и др.).
В 1930 — 1960-е гг. наибольшее внимание обращалось на развитие психики у детей с нарушениями слуха в школьном возрасте. С 1950-х гг. выделились проблемы изучения психических особенностей взрослых людей с недостатками слуха (А. П.Гозова, В. Н.Чулков и др.), а также проблемы развития психики детей в преддошкольном и дошкольном возрасте (Б.Д.Корсунская, Н.Г.Морозова, А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард и др.). В 1970-е гг. была поставлена, а в дальнейшем получила всестороннее рассмотрение проблема психического развития детей со сложным дефектом, имеющих не только нарушения слуха, но наряду с ним и другие первичные нарушения (С.А.Зыков, М.Ф.Титова, Г.П.Бертынь, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова и др.). Необходимо отметить, что один из вариантов сложного дефекта — глубокое нарушение слуха и зрения — изучался психологами и педагогами столь же давно, как и глухота, — начиная с 1930-х гг. в специально созданных условиях воспитания и обучения (И. А. Соколянский, А. И. Мещеряков и др.).
Методы: К основным методам относятся наблюдение и психологический эксперимент. Наблюдение применяется к большому кругу явлений. Главная целенаправленность и планомерность, необходимо проводить длительные и систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности. Активное вмешательство со стороны исследователя-эксперимент. Главное это постановка цели, планирование, анализ полученных результатов.
В последние десятилетия сурдопсихология стала интенсивно развиваться в странах Востока (в Японии, Китае).
5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.
Нарушения речи и зрения | Краткая характеристика |
Нарушения зрения | Снижена скорость восприятия и переработки информации, ослаблена познавательная деятельность окружающего мира. Снижена двигательная активность, рассеяность, утомляемость, медленное развитие речи, несоответствие слов и образов. |
Нарушения устной речи | Дефекты произношения, трудности в различии звуков, ограниченный словарный запас и сложность в построении предложений. Низкая самооценка, неуверенность, тревожность, страх речи. |
Нарушения письменной речи | Дслексия-частичное (полное) нарушение процесса чтения. Трудность в распознавании букв, слияние букв в слоги, а слогов в слова, искажение в понимании прочитанного. Дисграфия-частичное (полное) нарушение процессов письма. Смешение или пропуск букв, искажение звукосмыслового состава слова и структуры предложения. |
-
Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития
Термином "умственная отсталость" в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.
2. Олигофренопедагогика - одна из отраслей специальной педагогики, разрабатывающая проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей.
3. Разнообразие форм умственной отсталости вызвало необходимость создания их классификаций (Г.Е. Сухарева, М.С, Певзнер, В.В. Ковалев и др.).
В настоящее время наиболее широко используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которой умственная отсталость включает определенные степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития - 10 (1994):
* легкая умственная отсталость - 40-69;
* умеренная умственная отсталость - 35-49;
* тяжелая умственная отсталость - 20-34;
* глубокая умственная отсталость - ниже 20.
Нормой считается показатель - 71 и выше.
. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.
Деменция (от лат. - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга.
У дементных детей, в отличие от олигофренов, наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития.
Олигофрения (греч. - малый + рНгеп ум) - вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы (преимущественно коры полушарий головного мозга). Термин "олигофрения" был введен немецким психиатром Э. Крепелином в 1915 г. Возникновение олигофрении обусловлено главным образом вредными воздействиями на мозг ребенка во внутриутробном периоде его жизни, а также воспалительными, токсическими и травматическими заболеваниями ребенка в течение первого года жизни. По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы:
* дебильность - относительно легкая,
неглубокая умственная отсталость;
* имбецильность - глубокая умственная отсталость;
* идиотия - наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.
Дети с дебильностью (дебилы) не в состоянии овладеть программой общеобразовательной массовой школы ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально- волевой сферы. У таких детей:
недоразвитие аналитики - синтетической функции высшей нервной деятельности; нарушение функции абстрактного мышления; недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями; соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения историки; затруднена последующая профессионально-трудовая деятельность.
Дети, страдающие имбецильностью обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков; имеют глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы;практически необучаемые; недееспособны (установление опеки);до достижения совершеннолетия находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых; некоторая часть детей, страдающих имбецильностью, может овладеть некоторыми знаниями, умениями, навыками (в объеме специально разработанных для них программ); могут работать в специально организованных мастерских.
Краткая характеристика идиотии:
недоступность осмысления окружающего; крайне медленное и ограниченное развитие речевой функции (в ряде случаев эта функция не развивается); тяжелые нарушения моторики, координации движения, ориентировки в пространстве; лежачий образ жизни (у многих); медленное, затрудненное формирование навыков самообслуживания, в том числе гигиенических; недееспособность. Дети-идиоты: не подлежат обучению; находятся (с согласия родителей) в детских домах для глубоко умственно отсталых (необходимая медицинская помощь и уход); по достижении 18-летнего возраста переводятся в интернаты для хроников; при установлении опеки возможно содержание таких детей в семье.