Файл: Практическое задание Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т д.). Психопрофилактика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 22

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Практическое задание


  1. Дайте характеристику методам специальной психологии (методам профилактики, методам воздействия и т.д.).

Психопрофилактика — это система мероприятий по устранению фак­торов, вредно влияюших на психику человека, и использование факто­ров, оказывающих на психику положительное влияние.

Важная задача психопрофилактики заключается и в ранней диагно­стике психических заболеваний, и их лечении на начальной стадии.

В специальной психологии психопрофилактика понимается как система мероприятий, направленных на предотвращение нарушений психического развития, их раннюю диагностику и коррекцию, пре­дупреждение рецидивов таких нарушений. Соответственно различа­ют первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренаталь-ном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обес­печивая условия наибольшего психологического комфорта для фор­мирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, лич­ностные кризргсы и способствует созданию благоприятной обстанов­ки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обуче­ние. Предупреждение нарушений психического развития ребенка осуществляется через работу с его семьей, учителями и обществом в целом.

В психопрофилактических мероприятиях первичного уровня уча­ствует широкий круг специалистов. Особая роль психолога состоит в разработке и проведении психопрофилактических мер в различ­ных социальных кругах. Большое внимание необходимо уделять психологической экспертизе условий жизни, обучения и воспитания ребенка (контролю и улучшению психологического климата его развития). Важно иметь представление, в каком стиле воспитывает­ся ребенок, за что он поощряется и наказывается, предоставляется ли ему самостоятельность, каковы отношения между его родителя­ми. Существенно, не вызывают ли у ребенка чувство неполноценно­сти оценки учителей, следует также знать об отношении к ребенку сверстников, о его положении в школьном коллективе. Первичная профилактика подразумевает психологическое консультирование и социотерапию в широком смысле этого слова.

Вторичная психопрофилактика как метод специальной психоло­гии состоит в раннем выявлении отклонений психического разви­тия, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждаю­щая усиление отклонения и вторичные нарушения. Работа с детьми, пока они находятся в раннем возрасте, и с их семьями весьма эффек­тивна и позволяет предупредить тяжелые формы нарушений разви­тия. В настоящее время такой работе придается большое значение, система ранней помощи детям с отклонением развития активно вне­дряется в практику.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод она осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в раз­личных видах его обучения и социализации. При этой профилакти­ке учитываются особенности личности ребенка. Специалисты при­лагают усилия по поиску оптимальных способов психологической поддержки и при необходимости проводят психокоррекцию, при­нимая в расчет текущую ситуацию и уровень достижений ребенка. Имеются в виду достижения в познавательной сфере, самоактуали­зации, жизненном самоопределении, социализации. Третичная про­филактика предотвращает декомпенсацию в семейных отношениях, облегчает получение образования и выбор профессии. В успешных случаях индивид приспосабливается к своему дефекту, у него не фор­мируются патологические черты характера.

Специальная психология разрабатывает преимущественно проб­лемы вторичной и третичной психопрофилактики. Это связано с раз­ными причинами, среди которых — позднее обращение родителей за помощью, несвоевременное выявление биологического дефекта и на­чальных отклонений в психическом развитии

2. Понятие «психологическое воздействие» в науке окончательно не оп­ределено. В разных научных источниках оно имеет различные смы­словые оттенки, что зависит от представления автора о системе взаи­моотношений субъекта и объекта воздействия.

Обратимся к определениям этого понятия в психологии. Г. А. Ко­валев под воздействием в самом общем смысле понимает «процесс... который реализуется в ходе взаимодействия двух или более равно-упорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках) и состоя­нии хотя бы одной из этих систем» {Ковалев Г. А, 1989, с. 45).

С этим определением в целом согласуется определение, которое предлагает Г. А. Балл: «Воздействие предмета В на предмет А — это событие, состоящее в том, что предмет В (возможно, совместно с предметами С, D и др.) вызывает или предотвращает изменение пси­хологических характеристик и проявлений индивида — реципиен­та А, в том числе относящихся к его деятельности (и поведению в целом), к его сознанию (и бессознательной сфере психики), к его личности» (Балл Г. Л., Бургип, 1994, с. 57).

Близкое определение дано в работе Т. С. Кабаченко, которая под психологическим воздействием понимает «изменения психологиче­ских характеристик личности, групповых норм, общественного мне­ния или настроения за счет использования психологических, соци­ально-психологических закономерностей» (Кабаченко 7! С, 1986, с. 13).

В контексте специальной психологии важно разобраться, воздей­ствие или взаимодействие реально происходит, когда специалист кор­ректирует отклонение развития ребенка. Для этого определим основ­ные признаки психологического воздействия:

  1. это одна из сторон единого процесса взаимодействия;

  1. влияние рассматривается как одностороннее, включенное в состав целостного взаимодействия;

3) результат состоит в изменении психических характеристик или состояния адресата воздействия (Доценко Е. JI., 2000). Необходимо учесть, что в обыденном употреблении слова «воз­ действие» заложен целевой смысл: воздействовать — значит произ­ водить изменения.

В данном случае специалист, воздействующий на ребенка с от­клонением развития, решает, что нужно сделать для нормализации психического развития ребенка, как способствовать положительной динамике. Его намерение мыслится как психологическое воздействие

Когда же непосредственно проводится работа с ребенком или семьей, психологическое воздействие, несомненно, обретает характер взаи­модействия, превращается в двусторонний процесс.

При психокоррекции психологическое воздействие осуществляет­ся во взаимодействии специалиста, с одной стороны, и клиента (ре­бенка) или клиентов (семьи) — с другой стороны. Специалист при­нимает решение о способе воздействия, но само воздействие может состояться лишь при активности реципиента. Именно поэтому в спе­циальной психологии подчеркивается важность мотивации ребенка и семьи для успешной психокоррекции, а также необходимость пре­дотвращения негативизма в процессе психокоррекционной работы.
2. Опираясь на лекцию «Нарушенное развитие – дизонтогенез: этимология, параметры и закономерности» заполните таблицу, кратко охарактеризовав закономерности дизонтогенеза:


Закономерности дизонтогенеза

Краткая характеристика

Функциональная локализация нарушения

Частный-нарушение отдельных функций гнозиса, праксиса, речи;

Общий-нарушение регуляторных систем.

Время поражения

  1. Хронологический момент поражения;

  2. Длительность периода развития в онтогенезе;

  3. Неустойчивость психических функций в сензитивные периоды развития

Взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом

Первичный дефект- нарушения биологического характера (ДЦП, поражения органов чувств, корковых зон).

Вторичный дефкт-нарушения аномального характера (мышление, воображение, моторика).

Нарушения межфункциональных взаимодействий в аномальном развитии

Явления временной независимости функции, ассоциативные и иерархические связи.

Асинхрония развития

Ретардация-незавершенность отдельных периодов развития (ЗПР). Акселерация отдельных функций (изолированное развитие речи при РДА, раннее сексуальное влечение). Ретардация и аксклерация (раннее развитие речи и недоразвитие сенсорной и моторной сфер при РДА).





  1. Опишите депривационные феномены.

Депривационные феномены представляют собой моногообразные изменения состояния здоровья, различные варианты нарушений нормального хода возрастного психического развития вследствии блокировки значимых психофизиологических потребностей человека.. Выделяют несколько видов депривации: сенсорно-перцептивная, коммуникативная, эмоциональная. Недостаточность общения, эмоциональной поддержки, самореализации, уважении пагубно сказываются на психическом развитии. При блокировке сенсорной депривации обнаруживается нарушение восприятия в виде иллюзий и галлюцинаций. Коммуникативная депривация пртекает чаще в дошкольном возрасте в замкнутом семейном кругу, с ближайшими родственниками, что усугубляет и без того сложную ситуацию развития детской психики.


  1. Напишите небольшое эссе на тему сурдопсихологии.

Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха и особенности психики взрослых с такими же нарушения­ми изучает сурдопсихология — отрасль специальной психологии.

Начало систематической разработки проблем сурдопсихологии в нашей стране относится к 30-м гг. XX в., когда была создана теория Л. С. Выготского о структуре детского психического разви­тия, отклоняющегося от нормального. Л. С. Выготским были вве­дены понятия о первичном дефекте и его прямых последствиях (вторичные дефекты). Применительно к рассматриваемой катего­рии детей нарушение слухового восприятия — это первичный де­фект; замедленное сравнительно с нормальным и своеобразное развитие — это вторичный дефект, или вторичные последствия.

В более ранний период (в конце XIX — начале XX в.) изучение отдельных вопросов психологии глухих детей и взрослых осуще­ствлялось в рамках общей психологии и сурдопедагогики, науки о воспитании, образовании и обучении детей с нарушениями слуха.

В 30 — 70-е и последующие годы XX столетия проводилось все­стороннее изучение психического развития детей с нарушениями слуха. Были выделены три группы детей с недостатками слуха:

  • глухие (родившиеся с глубоким нарушением слуха или потеряв­шие слух в раннем детстве);

  • позднооглохшие (потерявшие слух пос­ле овладения речью);

  • слабослышащие, т.е. с частичной потерей слуха (Р. М. Боскис, Т. А. Власова и др.).

 Изучались закономерности пси­хического развития детей с недостатками слуха в тех или иных условиях их воспитания и обучения, прослеживались этапы фор­мирования речи, развития ощущений и восприятия, памяти, во­ображения и мышления, становления черт личности (P.M. Бос­кис, Л.В.Занков, А.Г.Зикеев, К.Г.Коровин, Н.Г.Морозова, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и др.).


В 1930 — 1960-е гг. наибольшее внимание обращалось на разви­тие психики у детей с нарушениями слуха в школьном возрасте. С 1950-х гг. выделились проблемы изучения психических особеннос­тей взрослых людей с недостатками слуха (А. П.Гозова, В. Н.Чулков и др.), а также проблемы развития психики детей в преддошкольном и дошкольном возрасте (Б.Д.Корсунская, Н.Г.Морозова, А.А.Венгер, Г.Л.Выгодская, Э.И.Леонгард и др.). В 1970-е гг. была поставлена, а в дальнейшем получила всестороннее рассмот­рение проблема психического развития детей со сложным дефек­том, имеющих не только нарушения слуха, но наряду с ним и другие первичные нарушения (С.А.Зыков, М.Ф.Титова, Г.П.Бертынь, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова и др.). Необходимо отметить, что один из вариантов сложного дефекта — глубокое нарушение слуха и зрения — изучался психологами и педагогами столь же давно, как и глухота, — начиная с 1930-х гг. в специально создан­ных условиях воспитания и обучения (И. А. Соколянский, А. И. Ме­щеряков и др.).

Методы: К основным методам относятся наблюдение и психологический эксперимент. Наблюдение применяется к большому кругу явлений. Главная целенаправленность и планомерность, необходимо проводить длительные и систематические наблюдения за детьми в разных видах деятельности. Активное вмешательство со стороны исследователя-эксперимент. Главное это постановка цели, планирование, анализ полученных результатов.

В последние десятилетия сурдопсихология стала интенсивно раз­виваться в странах Востока (в Японии, Китае).
5. Опираясь на лекцию «Психологические особенности детей с нарушениями зрения и речи» заполните таблицу, кратко охарактеризовав нарушения зрения и речи.

Нарушения речи и зрения

Краткая характеристика

Нарушения зрения

Снижена скорость восприятия и переработки информации, ослаблена познавательная деятельность окружающего мира. Снижена двигательная активность, рассеяность, утомляемость, медленное развитие речи, несоответствие слов и образов.

Нарушения устной речи

Дефекты произношения, трудности в различии звуков, ограниченный словарный запас и сложность в построении предложений. Низкая самооценка, неуверенность, тревожность, страх речи.

Нарушения письменной речи

Дслексия-частичное (полное) нарушение процесса чтения. Трудность в распознавании букв, слияние букв в слоги, а слогов в слова, искажение в понимании прочитанного. Дисграфия-частичное (полное) нарушение процессов письма. Смешение или пропуск букв, искажение звукосмыслового состава слова и структуры предложения.





  1. Дайте характеристику нарушениям интеллектуального развития

Термином "умственная отсталость" в отечественной специальной педагогике обозначается стойко выраженное снижение познавательной деятельности, возникшее на основе органического поражения центральной нервной системы, которое может быть различным по тяжести, локализации и времени наступления.

2. Олигофренопедагогика - одна из отраслей специальной педагогики, разрабатывающая проблемы обучения, воспитания и социальной адаптации умственно отсталых детей.

3. Разнообразие форм умственной отсталости вызвало необходимость создания их классификаций (Г.Е. Сухарева, М.С, Певзнер, В.В. Ковалев и др.).

В настоящее время наиболее широко используется классификация Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в соответствии с которой умственная отсталость включает определенные степени снижения интеллекта в зависимости от коэффициента интеллектуального развития - 10 (1994):

* легкая умственная отсталость - 40-69;

* умеренная умственная отсталость - 35-49;

* тяжелая умственная отсталость - 20-34;

* глубокая умственная отсталость - ниже 20.

Нормой считается показатель - 71 и выше.

. Виды умственной отсталости, деменция и олигофрении.


Деменция (от лат. - безумие, слабоумие) - стойкое ослабление познавательной деятельности в результате органических или функциональных нарушений деятельности головного мозга.

У дементных детей, в отличие от олигофренов, наступлению нарушения в деятельности мозга предшествует период нормального развития.

Олигофрения (греч. - малый + рНгеп ум) - вид недоразвития психической деятельности, в основе которого лежат остаточные явления перенесенного органического поражения центральной нервной системы (преимущественно коры полушарий головного мозга). Термин "олигофрения" был введен немецким психиатром Э. Крепелином в 1915 г. Возникновение олигофрении обусловлено главным образом вредными воздействиями на мозг ребенка во внутриутробном периоде его жизни, а также воспалительными, токсическими и травматическими заболеваниями ребенка в течение первого года жизни. По степени выраженности дефекта олигофрению делят на 3 группы:

* дебильность - относительно легкая,
неглубокая умственная отсталость;

* имбецильность - глубокая умственная отсталость;

* идиотия - наиболее тяжелая, глубокая умственная отсталость.

Дети с дебильностью (дебилы) не в состоянии овладеть программой общеобразовательной массовой школы ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально- волевой сферы. У таких детей:

недоразвитие аналитики - синтетической функции высшей нервной деятельности; нарушение функции абстрактного мышления; недостаточное развитие способностей к установлению и пониманию временных, пространственных и причинно-следственных отношений между объектами и явлениями; соматические нарушения, общая физическая ослабленность, нарушения историки; затруднена последующая профессионально-трудовая деятельность.

Дети, страдающие имбецильностью обладают определенными возможностями к овладению речью, усвоению отдельных несложных трудовых навыков; имеют глубокие дефекты восприятия, памяти, мышления, коммуникативной функции речи, моторики и эмоционально-волевой сферы;практически необучаемые; недееспособны (установление опеки);до достижения совершеннолетия находятся в специальных детских домах для глубоко умственно отсталых; некоторая часть детей, страдающих имбецильностью, может овладеть некоторыми знаниями, умениями, навыками (в объеме специально разработанных для них программ); могут работать в специально организованных мастерских.

Краткая характеристика идиотии:

недоступность осмысления окружающего; крайне медленное и ограниченное развитие речевой функции (в ряде случаев эта функция не развивается); тяжелые нарушения моторики, координации движения, ориентировки в пространстве; лежачий образ жизни (у многих); медленное, затрудненное формирование навыков самообслуживания, в том числе гигиенических; недееспособность. Дети-идиоты: не подлежат обучению; находятся (с согласия родителей) в детских домах для глубоко умственно отсталых (необходимая медицинская помощь и уход); по достижении 18-летнего возраста переводятся в интернаты для хроников; при установлении опеки возможно содержание таких детей в семье.