ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Самостоятельная работа по теме 1.1.

Цель занятия: закрепление знаний об основных категориях и понятиях философии, роли философии в жизни человека и общества, формирование умений применять их.

Задание 1. Дайте определение философии, перечислите ее функции. Ответ представьте в виде схемы

Философия – это особая форма познания мира (мировоззрение), вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях.

Функции философии:

  • Мировоззренческая функция заключается в том, что система философских знаний помогает сформировать целостную картину мира.

  • Воспитательная и образовательная функции проявляются в том, что система философских знаний активно используются педагогами в процессе формирования личности, а также в процессе самообразования и развития конкретного человека.

  • Функция социальной критики не менее значима, ведь система философских учений активно используется теоретиками и практиками в процессе переоценки и совершенствования существующей в обществе системы связей.

  • Идеологическая функция заключается в том, что философы постоянно участвуют в процессе оформления некого универсального представления о наиболее оптимальном политическом и общественном устройстве.

  • Эвристическая (поисковая) функция философии – это деятельность ученых в направлении поиска и систематизации новых областей теоретического исследования.

  • Футурологическая функция – это система философских учений, основным содержанием которых является поиск ответа на вопрос о том, каким должно быть будущее человечества, как от критики существующего общественного устройства перейти к более совершенным общественным системам.

  • Методологическая функция как процесс формирования системы определенных категорий и принципов познания. Так, в сфере философии науки учеными активно разрабатываются идеалы и нормы современной научной деятельности, способы научного обоснования, роли ценностей в науке и т.д.


Задание 2. Раскройте смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность», используйте философские словари из сети Интернет.

Логика – это наука о формах, приёмах и операциях мышления, позволяющих устанавливать или опровергать истинность определенных утверждений, исходя из заведомо известных фактов.

Философия - особый, научно-теоретический тип мировоззрения, это наука о мире в целом, об общих принципах и закономерностях его бытия и характеризуется систематичностью, полнотой и аргументированностью рассмотрения мировоззренческих проблем, использованием специальных философских понятий и методов

Дискурсивный (лат. dis-cursus — рассуждение) - процесс познания, заключающийся в рассуждении, когда мышление движется от одного понятия к другому, соединяет одно суждение с другим, строит умозаключение. Дискурсивно, напр., всякое понятие, т. к. оно образуется посредством связывания различных уже известных признаков.

Задание 3. Проанализируйте высказывания.

Согласны ли вы (или не согласны) с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:

а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости";

Я не согласна с данным выводом. Я считаю, что нужно допускать и научную философию. Ведь, «Философия» (от древнегреческого любить размышлять) - наука о размышлениях.

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

Я не согласна с данным выводом. Наука и философия имеют общие принципы, эти два столба являются основой для переосмысления человека "здесь и сейчас".

в) "Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости";

С данным выводом я согласна. Никто и ничто не должно подчиняться кому-либо или чему-либо.

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

Я не согласна с данным выводом. Философия и наука должны быть независимыми, хотя и имеют определенные точки соприкосновения.