Файл: Общая характеристика и классификация видов и способов топографических съемок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Портативные спутниковые приемники, распространение которых уже имеет массовый характер, позволяют определять их местоположение с различной точностью – от десятков метров до нескольких миллиметров. Однако следует иметь в виду, что в закрытых помещениях, глубоких оврагах приемоиндикаторы не работают.

Благодаря своим свойствам – глобальность, оперативность, всепогодность, оптимальная точность, отсутствие необходимости видимости между определяемыми пунктами – спутниковые системы позиционирования нашли широкое применение в сгущении геодезических сетей, исследовании сейсмической активности и вулканизма и т.п.

В географических исследованиях и картографировании спутниковые системы позиционирования позволяют определять местоположение исследуемого объекта, производить трассирование контуров, регистрировать траекторию движения (пешком, на автомобиле, катере и других видах транспорта), строить орографические профили, проводить крупномасштабные съемки. Однако спутниковое позиционирование не может полностью заменить геодезию, которая располагает рядом практических способов получения координат недоступных объектов. Сочетание традиционных геодезических измерений и современных спутниковых технологий представляется наиболее рациональным.

При проведении топографической съёмки местности с использованием приёмоиндикаторов на каждой узловой точке снимаются показания прибора и данные заносятся в полевой журнал, на основе которого создается топографический план местности.
2. Методика формирования картографических знаний и умений при изучении школьного курса топографии.
Картографические компетенции, формируемые в школьном курсе географии, можно объединить в две группы:

- использование картоидов (карт и картосхем, топографических карт, планов местности, глобусов, рельефных карт, профилей местности, блок-диаграмм) для познания пространственного размещения, структуры (состава), взаимодействия и динамики изучаемых географических объектов и явлений, а также для пространственной ориентации в конкретных условиях местности;

- составление картоидов для изучения природных, экономических и социальных объектов и явлений.

В практике преподавания географии традиционно сложилась триада целеполаганий, касающихся картографических компетенций учащихся - они должны понимать, читать и знать карту.

Понимать карту - значит усвоить основополагающие её свойства как главного картографического произведения. Для этого существуют специальные темы в начальном курсе географии, знакомящие школьников с планом местности и географической картой - их элементами, видами, методами построения и анализа. Именно при изучении данного раздела у учащихся формируется понятие о карте как о модели поверхности участка местности в форме уменьшенного, обобщённого изображения поверхности Земли на плоскости.

2.1. Формирование практических навыков учащихся при работе  с  контурными географическими  картами
Комплекс действий по чтению географической карты основывается на следующих практических умениях учащегося: разбираться в условных знаках картографической сетке; определять расстояния, координаты, географическое положение; использовать карты различных проекций и масштабов; устанавливать взаимосвязи географических объектов.

Для этого школьники обучаются следующим приёмам работы с картоидами:

I. Описание - это качественная характеристика изображённых явлений, позволяющая получить общее, поверхностное, не затрагивающее структуру и внутренние взаимосвязи представление об объекте. Так, учащиеся могут дать описание реки по типовому плану, используя карту, демонстрирующую исток и устье, особенности и характер течения, специфику речной долины.

II. Анализ размещения и динамики географических объектов, отображённых на карте. Анализ размещения связан с нахождением географических координат заданного географического объекта или обратным учебным действием - определением объекта по его географическим координатам. Географические координаты являются одним из основополагающих понятий, закладываемых в курсе географии. На их основе, так же, как и на знаниях сторон горизонта, базируется умение ориентироваться в пространстве. Для формирования знаний о градусной сетке на глобусе и географической карте, о географических координатах необходимо опираться на математические знания школьников, а закрепление теоретических знаний осуществляется посредствам практических заданий.

III. Картометрия и морфометрия. Картометрия как совокупность операций, связанных с использованием картографического изображения и математической основы карты для измерения координат, длин, углов, площадей, объёмов, форм.

IV. Географическая экспертиза, представляющая собой оценку изучаемой территории при помощи её картографических изображений для определённых целей деятельности в заданной проблемной ситуации. Элементарным видом экспертизы, осуществляемой в школьной географии при помощи карт и глобуса, является оценка географического положения рассматриваемого природного или экономического объекта, которая в качестве составных компонентов предусматривает:


- определение местонахождения объекта относительно других, соседних к нему объектов, по сторонам горизонта;

- вычисление географических координат объекта или крайних точек территории;

- определение протяжённости объекта в субширотном или субмеридионалном направлениях.

V. Одним из направлений применения картографического метода в школьной географии в нестандартных учебных ситуациях являются задания, связанные с элементами картографического и топографического моделирования и проектирования.

Они выражаются в создании топографических и картографических изображений по описанию местности, их преобразовании по заданным условиям и нахождении возможных вариантов размещения географических объектов на определённой территории и их картографировании в построенной модели. Актуальность подобным заданиям придает творческий, активный характер деятельности учащихся при их выполнении, что позволяет разнообразить приёмы работы с геоизображениями на уроках географии и проверить соответствующие теоретические знания и практические умения школьников
2.2 Глазомерная комплексная съёмка…..
Картографы выполняют съёмку местности (наземную, воздушную или космическую) при помощи сложных инструментов, позволяющих точно измерить расстояние. Обыкновенный план местности может начертить любой человек, для этого нужно воспользоваться так называемой глазомерной съёмкой. Приложение 2

Глазомерная съёмка местности - самый простой вид съёмки местности. Все измерения выполняются с помощью простейших приспособлений, заменяющих топографические инструменты. Данный вид сьёмки используется в тех случаях, когда необходимо в короткий срок получить хотя и схематичный, но наглядный и вполне подробный план участка местности. В целях картографирования территорий данный способ в настоящее время не применяется. При проведении глазомерной съёмки понадобятся:

• планшет с листом бумаги;

• компас;

• визирная линейка;

• карандаш;

• резинка для стирания;

• булавка.

При глазомерной съёмке расстояние на местности определяют при помощи шагов. Сначала определённое расстояние откладывают при помощи точного измерительного прибора, например рулетки. Далее, проходя это расстояние обычным шагом, считают их количество. Затем проводятся расчёты. Например, если 150 шагов понадобилось, чтобы преодолеть расстояние в 100 м, то средняя длина шага будет равна 0,65 м (100 : 150 = 0,65 м).


Глазомерную съёмку можно проводить двумя способами: с одной точки или передвигаясь по определённому маршруту. Для проведения любого вида глазомерной съёмки понадобится компас.

Точку (полюс) обычно выбирают в середине территории, которую нужно показать на плане местности, и так, чтобы были видны все объекты. На полюсе будет находиться планшет со всеми необходимыми инструментами.

Затем с помощью компаса определяют направление на север и наносят на план стрелку «север -- юг» и точку в середине листа. Приложение 3.

Визирную линейку прикладывают так, чтобы одним боковым ребром она проходила через нашу точку (полюс), а верхнее ребро направляют на нужный объект. Каждое направление на объекты местности прочерчивается линией. Затем определяется расстояние до них шагами и откладывается такое же расстояние на бумаге, но уменьшенное в масштабе. Масштаб выбирают таким образом, чтобы нужная территория поместилась на плане. Объекты обозначают соответствующими условными знаками. Приложение 4.
Заключение.

В данной работе рассмотрен один из важнейших разделов школьной географии - система картографических знаний и умений. Анализ текущей системы картографических знаний, умений и навыков, подходов к обучению учеников картографической грамотности, выявил, что до сравнительно недавнего времени эта система была устаревшей. Во многих учебно-методических комплексах и учебных программах тенденция к совершенствованию картографического блока географических знаний не прослеживается до сих пор. Устоявшаяся система картографических знаний и умений не в полной мере отражает все современные достижения картографической науки и цели, стоящие перед современным географическим образованием.

Актуальность темы работы предопределена возникновением нового социального заказа, новыми требованиями общества. Безусловно, система картографических знаний и умений должна отражать современное состояние науки. В недавнем прошлом получила развитие такая наука как геоинформатика, что привело к информатизации картографии. Без использования геоинформационных систем невозможно представить себе современную картографию и в системе картографических знаний и умений это также должно учитываться.

К числу приоритетных задач в рамках усовершенствования картографического раздела школьного географического образования следует также отнести ориентацию на развитие практических умений и навыков: умение производить простейшие картометрические работы, создавать элементарные планы местности и умение распознавать географические объекты на глобальных космических снимках. Итогом реализации данных задач на практике должно стать формирование у учащихся картографической грамотности - неотъемлемой части географической культуры.

Список литературы.


  1. “Картография с основами топографии ” Учебно-методическое пособие https://tuvgurep.elpub.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/420/картография%20с%20основами%20топографии.pdf?sequence=1&isAllowed=y

  2. Берлянт, А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы переориентации / А.М. Берлянт// География в школе. - 1990. https://tuvgurep.elpub.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/420/картография%20с%20основами%20топографии.pdf?sequence=1&isAllowed=y

  3. Учебник по Географии https://file.11klasov.net/geography/5klasge/

  4. Топография и ориентирование на месности https://otherreferats.allbest.ru/sport/00618047_0.html