Файл: Урок русского языка. Если хочешь много знать, Многого добиться.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




  1. Мотивация.

- Доброе утро! Присаживайтесь. Начинаем урок русского языка.

Если хочешь много знать,

Многого добиться,

Значит, грамотно писать

Должен научиться!

-Откройте тетрадь, запишите число, Классная работа.

Сели правильно, положили тетрадь с наклоном. Проверить посадку и наклон тетради.

2. Чистописание.

- Начинаем минутку чистописания. Скажите, какие согласные звуки образуют пары? ([б] – [п], [г] – [к], [д] – [т], [з] – [с], [в] - [ф], [ж] - [ш], [г'] - [к'], [б'] - [п'], [в'] - [ф'], [з'] - [с'], [д'] - [т']).

А сейчас мы пропишем первую пару в слиянии заглавных и строчных букв (Бб Пп).

3. Самоопределение к деятельности.

На доске записаны предложения:

Пришла осень. Птицы не поют. Они улетели в тёплые края.

- Какой общей темой объединены все эти предложения, записанные на доске? (Осень).

- Прочитайте первое предложение (спрашиваю ученика(цу). О чём говорится в этом предложении? (Об осени).

- Что говорится об осени? (Она пришла).

- Слова «осень пришла» - это основа предложения.

(Аналогично разбираются оставшиеся предложения).

- У каждого главного члена предложения есть своё название. Чтобы отгадать их название, разгадайте шифр, который представлен на доске. Первая цифра показывает номер строки, а вторая – номер столбца.





1

2

3

4

5

6

7

1

п

е

о

д

з

а

ж

2

с

щ

к

у

л

м





Первое слово: 1-1, 1-3, 1-4, 2-5, 1-2, 1-7, 2-7, 2-2, 1-2, 1-2 (подлежащее).

Второе слово: 2-1, 2-3, 1-6, 1-5, 2-4, 1-2, 2-6, 1-3, 1-2 (сказуемое).

- Итак, кто догадался, какая сегодня тема урока? (ответы учеников).

- Какую задачу вы поставите себе на уроке? (находить подлежащее и сказуемое в предложении). Если не отвечают
, то помогать.

- Запомните, ребята, подлежащее и сказуемое составляют основу предложения.

4. Работа по теме урока.

- Откройте учебник на с. 32. Проверим, правильно ли вы определили тему урока? (тему читает ученик(ца).

- Выполним упр. 35 с. 32. В тетради записываем Упражнение 35. Прочитайте задание (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что нужно сделать в этом упражнении? (Сказать, к какому предложению подходит каждая схема).

- Какие предложения подходят к первой схеме? (Птицы летят. Дети играют.)

- Обоснуйте своё мнение (Слова «птицы» и «дети» отвечают на вопрос кто? Это одушевленные предметы, слова «летят» и «играют» отвечают на вопрос что делают? И обозначают действия предметов.

- Какие предложения подходят ко второй схеме? (Ветер дует. Дождь льёт.)

- Докажите (Слова «ветер» и «дождь» отвечают на вопрос что? Это неодушевленные предметы, слова «дует» и «льёт» отвечают на вопрос что делает? И обозначают действия предметов.

- Эти слова – основа предложения? (да, так как они являются подлежащим и сказуемым).
- Прочитайте правило на с. 32 (читает 1 ученик/ученица). Скажите, что такое подлежащее?

- Прочитайте правило на с. 33 (читает другой ученик/ученица). Скажите, что такое сказуемое?

- Самостоятельно прочитайте последнее задание упр. 35 с. 33 (читают про себя). Как вы поняли, что нужно сделать? (Списать любое предложение, подчеркнуть одной чертой подлежащее, второй чертой сказуемое).

- Первый вариант списывает первое предложение (Ветер дует). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.

- Второй вариант списывает второе предложение (Птицы летят). Прочитайте его (читает ученик (ца). Этот обучающийся идет с книгой к доске и записывает его, подчеркивая подлежащее и сказуемое.

- Проверяем. Верно ли записано первое предложение и определены подлежащее и сказуемое? Верно ли записано второе предложение и определены подлежащее и сказуемое?

5. Физкультминутка

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз,

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

6. Закрепление изученного материала.


- Выполним упр. 36 с. 33. Прочитайте стихотворение (читает 1 ученик/ученица).

- О чём это стихотворение? (О дожде).

- Ребята, все ли слова вам понятны?

- Что означает выражение «банный день»? (День, когда люди моются, ходят в баню). Ребята, раньше люди не ходили каждый день мыться. Это происходило 1 раз в неделю (обычно по пятницам). И этот день назывался банным.

- Как можно озаглавить текст? (Банный день).

- Спишите два первых предложения. Найдите в них подлежащее и сказуемое.

- Для начала прочитаем первое предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение? Покажите пальцем в книге.

- Прочитаем второе предложение (читает ученик (ца). Все ли нашли это предложение?

- Разберём первое предложение у доски (вызывается ученик (ца).

- Второе предложение вы списываете и подчеркиваете главные члены предложения самостоятельно.

Проверка (ученик с места читает).

7. Рефлексия.

Детям раздаются карточки с текстом.

Задание: найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.



Наступила золотая осень. Деревья оделись в праздничный наряд. Дует холодный ветер. В воздухе кружатся листья.


Проверка задания (4 ученика читают предложения и называют подлежащее и сказуемое).

Самооценка (оцени себя с помощью сигнальных карточек):

- Красный цвет – без помощи учителя я не могу найти подлежащее и сказуемое в предложении.

- Жёлтый цвет – я ещё не совсем понял, как находить подлежащее и сказуемое.

- Зелёный цвет – я уже понял, как находить подлежащее и сказуемое.


Приложение 1

Индивидуальные задания

1.В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

2. Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.


1.В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.


2. Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

1.В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

2. Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.

1.В каждом предложении подчеркни главные члены.

1. Мрачная туча закрыла небо. 2. В воздухе красиво кружатся разноцветные листья. 3. В болоте квакают неугомонные лягушки. 4. На солнце сверкают капли росы. 5. Неожиданно начался сильный дождь. 6. Деревья оделись в праздничный наряд. 7. Часто дует холодный ветер. 8. Осенью за садом ребята нашли журавля. 9. Солнце светит прямо в окно. 10. Весной в зоопарке появились новые жители.

2. Озаглавь. Спиши, обозначая границы предложений. В каждом предложении подчеркни подлежащее и сказуемое.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь в саду ещё цветут пёстрые астры.


Приложение 2

Групповые задания
1.Детям раздаются карточки с текстом.

Задание: найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.



Наступила золотая осень. Деревья оделись в праздничный наряд. Дует холодный ветер. В воздухе кружатся листья.


2. Составь предложение и запиши его. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Молодые, в, воробушки, по, дороге, саду, прыгали.

1.Детям раздаются карточки с текстом.

Задание: найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.



Наступила золотая осень. Деревья оделись в праздничный наряд. Дует холодный ветер. В воздухе кружатся листья.


2. Составь предложение и запиши его. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Молодые, в, воробушки, по, дороге, саду, прыгали.



1.Детям раздаются карточки с текстом.

Задание: найди и подчеркни подлежащее и сказуемое.



Наступила золотая осень. Деревья оделись в праздничный наряд. Дует холодный ветер. В воздухе кружатся листья.


2. Составь предложение и запиши его. Подчеркни подлежащее и сказуемое.

Молодые, в, воробушки, по, дороге, саду, прыгали.