Файл: Методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу в соответствии с предлагаемой им тематикой.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Вариант

Первая буква Вашей фамилии

1

А Л Х

2

Б М Ц

3

В Н Ч

4

Г О Ш

5

Д Р Щ

6

Е П Я

7

Ж С Э

8

З Т Ю

9

И У

10

Ф К

Методические указания по выполнению и оформлению контрольной работы

Студенты заочной формы обучения выполняют контрольную работу в соответствии с предлагаемой им тематикой.

Контрольная работа включает в себя написание реферата и решение трех задач.

Контрольная работа должна иметь следующую структуру: титульный лист, план, введение, основная часть, заключение, решенные задачи, список использованной литературы.

Объем реферата (без задач) – до 15–18 страниц формата А4. Контрольная работа выполняется в электронном виде в текстовом редакторе. Шрифт – размер 14 Times New Roman, интервал – 1,5. Поля – левое – 2,5 см, остальные – 2,0 см.

Каждый структурный элемент контрольной работы должен начинаться с новой страницы. Если основная часть контрольной работы состоит из нескольких параграфов (пунктов), то каждый из них также следует начинать с новой страницы.

В целом, контрольная работа оформляется в соответствии с общими требованиями, предъявляемыми к текстовым документам.

Вариант 6.

Социальное обеспечение лиц, пострадавших от радиационных воздействий

Введение

Формирование в Российской Федерации социально-ориентированной экономики рыночного типа вызывает необходимость совершенствования государственной системы социального обеспечения, её усиления. Среди граждан, охваченных этой системой, действующее законодательство выделяет такую категорию, как пострадавшие от радиационных воздействий.

Деятельность государства по преодолению последствий ядерных инцидентов, по социальному обеспечению облученных лиц потребовала создания специальной системы правового регулирования в данной сфере, ее совершенствования и развития.


Техногенные (экологические) аварии на ядерных объектах военного и гражданского назначения (особенно Чернобыльская катастрофа), необходимость социальной защиты пострадавших людей вызвали появление ряда нормативно-правовых актов. Предметом правового регулирования данных нормативно-правовых актов являются отношения по предоставлению гражданам мер социальной защиты, социального обеспечения.

Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 14.07.2008) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699..

Предоставление социального обеспечения

Право граждан на получение льгот и компенсаций предусмотрено ст. 3 Закона № 1244-1, которая устанавливает, что «гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.

При наличии у гражданина Российской Федерации права на возмещение вреда и меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, по различным основаниям ему возмещается вред, и предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные по всем имеющимся основаниям. При этом одинаковый вред возмещается, а одинаковые меры социальной поддержки предоставляются гражданину Российской Федерации только по одному из оснований по его выбору.

Если гражданин имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки по настоящему Закону и одновременно на такое же возмещение вреда и меры социальной поддержки по иному нормативному правовому акту, возмещение вреда и меры социальной поддержки независимо от основания, по которому они устанавливаются, предоставляются либо по настоящему Закону, либо по иному нормативному правовому акту по выбору гражданина, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное».



Одним из субъектов правоотношений по социальному обеспечению является гражданин (категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, также перечислены в ч.1 ст.13 Закона № 1244-1 от 15.05.1991), а другим - государство в лице его органов, наделенных государством соответствующими полномочиями. Отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения в виде льгот и компенсаций выступает государство. При этом пострадавший гражданин как физическое лицо (или его семья) является правопритязающей стороной, обладающей гарантированным правом на получение льгот и компенсаций, а государственный орган (например, муниципальное управление социальной защиты) - обязанной стороной, который не может отказать в назначении выплат компенсаций или предоставлении льгот, перечисленных в Законе.

В том случае, если радиационный ущерб причинен и (или), риск его причинения увеличился вследствие умысла потерпевшего, то в компенсациях и льготах потерпевшему должно быть отказано, либо размер их должен быть уменьшен по решению суда. И даже в случае неправомерного поведения гражданина, пострадавшего от чернобыльской катастрофы, государственный орган не имеет права в одностороннем порядке лишить его выплаты льгот и компенсаций, предусмотренных Законом. Отказ в выплате льгот и компенсаций решается в суде ч.2 ст.13 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 14.07.2008) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 21. Ст. 699..

Обеспечение по реализации правоотношений государство-чернобылец осуществляется за счет специальных средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете по различным программам. Несмотря на экономические трудности, государство ежегодно предусматривает в федеральном бюджете на следующий финансовый год выделение средств на преодоление последствий чернобыльской катастрофы, включающие выплату компенсаций и льгот гражданам, подвергшимся воздействию радиации Письмо Минфина РФ от 28.04.2004 № 02-07-14/2105 «О перечне расходов по предоставлению льгот и выплате компенсаций, предусмотренных Законом РФ «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и Федеральным законом «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», финансируемых за счет средств федерального бюджета»..


Кроме того, финансирование идет как за счет других государственных фондов: медицинского страхования и пенсионного фонда, так и из федерального бюджета. На специальный характер этих средств указывает ст. 5 Закона N 1244-1: «Предусмотренные настоящим Законом возмещение вреда и меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок финансирования расходных обязательств Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

Финансирование расходов по оплате услуг на доставку компенсаций и других выплат, предусмотренных настоящим Законом, производится за счет средств федерального бюджета в пределах 1,5 процента выплаченных сумм компенсаций и других выплат без учета налога на добавленную стоимость.

Размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации».

Следует отметить, что указанные выше признаки правоотношений по Закону № 1244-1 похожи на отношения по социальному обеспечению. Тем не менее, правоотношения по данному Закону имеют и большие отличия от норм социального обеспечения.

Правовые нормы социального обеспечения в большинстве своем содержат льготы и компенсации для граждан, являющихся нетрудоспособными по возрасту (дети, беременные женщины, пенсионеры и т.д.). В то же время подавляющее число граждан, находившихся и находящихся в зоне радиационного влияния вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, являются здоровыми и трудоспособными. Эвакуированные, переселенные, выехавшие в добровольном порядке на другое место жительства и оставшиеся проживать на прежнем месте чернобыльцы, в большинстве своем здоровы и трудоспособны по возрасту и продолжают трудиться на новом месте жительства либо по прежнему месту жительства.

Нормы Закона № 1244-1 содержат в себе льготы и компенсации для граждан, как уже отмечалось, которые являются в большинстве своем трудоспособными. Льготы и компенсации предоставляются трудоспособным гражданам, детям, не ставшим еще трудоспособными по возрасту, трудоспособным пенсионерам и другим категориям, указанным в Законе № 1244-1, за радиационное воздействие в прошлом (26 апреля 1986 г.), в настоящем времени, и за радиационный риск возможного возникновения в будущем времени вреда, причиненного радиационным воздействием. Ведь между моментом вредоносного воздействия радиоактивности на организм человека и наступившими в результате этого последствиями может пройти много времени, которое может исчисляться не только годами, но, если речь идет о генетическом ущербе, и десятилетиями Бычкова К.Ф. Гражданско-правовая ответственность за причинение ядерного вреда: социальная защита // Социальное и пенсионное право. 2007. № 4..


Правоотношения между государством и пострадавшими гражданами в части возмещения вреда здоровью являются правоотношениями по возмещению обязательств, вытекающих из причинения вреда. Правоотношения, регулируемые нормами права социального обеспечения по предоставлению гражданам компенсаций и льгот, вытекают из других юридических фактов, таких как наступление нетрудоспособности по возрасту или болезнь, не связаны с радиационным воздействием.

Возмещение радиационного вреда гражданам, пострадавшим от радиационного воздействия вследствие аварии на Чернобыльской АЭС вытекают из причинения вреда, нанесенного как здоровью, так и имуществу пострадавших граждан вследствие такого юридического факта, и производится путем:

  • - возмещения гражданам материального ущерба за утраченное имущество;

  • - возмещения вреда, причиненного здоровью граждан;

  • - предоставления льгот и компенсаций за причиненный вред имуществу и здоровью, а также за возможный риск наступления вреда здоровью в будущем.

Если говорить об отличительных особенностях норм возмещения радиационного вреда от норм социального обеспечения, то объем и характер возмещаемого радиационного вреда, причиненного пострадавшим гражданам, по Закону № 1244-1 значительно больше, чем объем и характер возмещаемого вреда (нерадиационного или условно можно назвать его обычным), предусмотренного ст. 1085 ГК РФ.

Перечень видов возмещения вреда, меры социальной поддержки, социальные гарантии, компенсации и льготы указаны в ст. ст. 14 - 42 Закона № 1244-1. Указанные гарантии, компенсации и льготы регулируются не только этим Законом, как уже отмечалось, но и другими федеральными законами и нормативными правовыми актами, их можно разделить на следующие группы.

  • 1. Компенсации и льготы, связанные с возмещением вреда, имуществу и здоровью.

  • 2. Жилищно-бытовые льготы.

  • 3. Льготы, связанные с трудовыми отношениями.

  • 4. Социально-бытовые льготы.

  • 5. Налоговые и кредитные льготы.

  • 6. Страховые льготы.

  • 7. Пенсионные льготы.

  • 8. Компенсации и льготы детям и подросткам в возрасте до 18 лет.

  • 9. Льготы беременным женщинам.

Вред, причиненный гражданам в результате аварии на Чернобыльской АЭС, является радиационным, что следует, прежде всего, из самого названия Закона № 1244-1. Этот Закон распространяет свое действие на граждан, которым причинен радиационный вред имуществу и здоровью. Радиационный вред, причиненный чернобыльской катастрофой, подпадает под понятие радиационного вреда, данного в Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб от 21 мая 1963 года, которую ратифицировала Российская Федерация.