Файл: Урока Тема Родной край частица Родины Цель.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методическая разработка урока окружающего мира

«Родной край – частица Родины»

2 класс УМК «Начальная школа ХХI века»

Автор разработки:

Никитина Наталья Юрьевна

учитель начальных классов


Технологическая карта урока


Тема

Родной край – частица Родины

Цель


Познакомить обучающихся с природой своей страны, республики, района, жителями и их достижениями.

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Планируемые результаты

Предметные: научить использовать карты для получения информации; называть и показывать на карте свою страну, край, её столицу, свой муниципальный район;

научить различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, края, населенных пунктов;

различать флаг, герб страны, края, района и называть характерные особенности.

Личностные: уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Задачи урока

1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут.

2. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Родной край».

3. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала.

4. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине.

5. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса.

6. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление;

7. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю.

Тип урока

Открытие новых знаний

Учебно-методический комплекс

- учебник «Окружающий мир» для 2-го класса Н.В.Виноградова Часть 1. Стр. 132-134

- карта России, карта Приморского края, карта города

- презентация к уроку

Основные понятия

Родина, «малая Родина»

Организация пространства

Парная, фронтальная, индивидуальная работа

Межпредметные связи

окружающий мир, чтение

Домашнее задание

Стр.132-134. Узнай какие памятные места (достопримечательности) есть в твоем родном городе. Почему улицы получили такие названия?






Планируемый результат

Предметные умения

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).


Умение различать характерные особенности разных населенных пунктов: город, село.

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность
учителя


Деятельность обучающихся

Формирование УУД

I. Организационный момент.

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяет
готовность обучающихся к уроку.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача.


Подготовка класса к работе.

Дети читают хором:

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем вместе мы трудиться,

Чтобы хорошо учиться.


Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

II. Актуализация знаний и пробное учебное действие.


Беседа. Работа в группах.

Учитель: На адрес нашего класса поступило письмо.

« Дорогие ученики 2 класса! Мы знаем, что вы хорошо знаете разные части света и крупные страны мира. Мы решили рассказать немного о себе. Отгадайте, откуда мы.

Наша родина – самый маленький континент, на нём расположена лишь одна страна. Климат у нас жаркий. Большая часть населения живёт в городах, расположенных на побережье. Находящиеся вдали от побережья земли – это засушливые районы. Наш материк - родина необычной группы животных - сумчатых. Славится национальный парк Какаду. В нем обитают 75 видов рептилий, более 10 тыс. видов насекомых и 2 тыс. видов растений. Заповедник знаменит также наскальными рисунками аборигенов. 2000 г. Олимпийские игры в Сиднее (столица нашей родины). Побережье - лучшее место на земле для занятий серфингом и дайвингом. Друзья, расскажите нам о своей стране.

  1. В какой стране вы живёте (дайте полное название).

  2. Назовите столицу.

  3. Назовите природные условия и что выращивают в вашей области.

4. Какие народы населяют страну?

Нам и им очень хочется узнать о вас и вашей стране как можно больше.»

(Дети делятся на три группы и определяют, что здесь описана Австралия)

Учитель: Да, прежде чем писать ответ, мы повторим знания о Родине с прошлого урока.

-Что значит для вас слово «Родина»?

- Как называется наше государство?(ответы детей)

-Какой город является столицей нашей большой Родины – России? (Москва)

- Кто назовет государственные символы Российской Федерации?

- В каком крае живем мы?

- Какой город является столицей нашего края?

- Назовите государственные символы нашего края? (Слайды 2-8)

- Какие природные условия, и что выращивают в нашем крае?

- Какие народы населяют нашу страну, наш край?

– Ребята, на все ли вопросы мы сумели ответить?

– Можем мы теперь написать письмо нашим друзьям?



Дети делятся на три группы и определяют, что здесь описана Австралия

Отвечают на вопросы учителя.
(Вывешивается табличка: Родина, ответ детей)

Просматривают презентацию.

Отвечают на вопросы учителя.
Слушают заранее подготовленные учащимися стихотворения о Родине, отвечают на вопросы.
Зачитывают варианты ответа на письмо.

Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации;осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов).

Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая оценка содержания презентации, формирование чувства гордости за свою родную страну.


III. Постановка учебной задачи.


Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока.

Проблемная ситуация: 

В руках у учителя узелок с горсткой земли.  Разворачивает узелок и спрашивает:

-Как вы думаете, что это такое?

-Откуда эта земля?

- Некоторые люди, уезжая навсегда из родных мест, берут с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего?

- Из поколения в поколение передавалась любовь русского народа к своей земле. Отношение к Родине народ выражал в пословицах и поговорках.

- Вы творчески поработали самостоятельно и подобрали материал о Родине.

- Какие сведения вы нашли?

- А как вы думаете, почему Родину называют матерью?

- А разве можно маму не любить, обижаться на нее, бросить ее?

- Какие чувства вы испытываете к маме? А как вы думаете как мы должны относиться к своей Родине?

- Мы должны гордиться, что живём в России. 


Отвечают: земля

Высказывания обучающихся.

Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям.


Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение.

Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов.


Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнений отношения человека к матери и Родине.

Регулятивные: умение высказывать свое предположение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: осознание своей этнической принадлежности

IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации.


Постановка задач и целей урока.

- Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю.

- Ребята, как вы понимаете слово край?

- Где мы можем узнать толкование слова край?

- Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему название.

-  Действительно, тема нашего урока «Родной край», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами.

Побуждение к высказыванию своего мнения.

– На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить?

- Что бы вы как путешественник хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать? (Чем в нашем крае можно гордиться? Чем богат наш край?)

- Постараемся найти ответы в ходе нашего путешествия. 

- Итак, отправляемся в путешествие, а что нам для этого понадобится? (В путь мы, как истинные путешественники, возьмем карту и наши знания, и постараемся все рассмотреть повнимательнее и запомнить).


Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.

Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в словаре, интернете, в толковом словаре

- Край есть у стола, у леса,

- Край – место, где мы живём,

- Страна или часть страны, область, район
Вывешивается табличка: Родной край

Высказывания обучающихся. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание.


Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определение общей цели

Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия.


Организует обучающихся на исследование.

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, родной край. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Проводит беседу по вопросам:

- Как называется район, в котором мы с вами живём, наш родной край?

- Кто попробует показать на карте. где расположен наш город? (Слайд 9)

- Может кто-то знает его историю?

Партизанск находится в южной части Приморского края, в 36 километрах от залива Находка Японского моря. Граничит с Партизанским, Шкотовским и Анучинским районами. Протяженность с севера на юг 45км, с запада на восток 33км. Территория города – 1288,6 кв. километра. В черте партизанского городского округа находится сам город Партизанск, села Тигровый, Углекаменск, Авангард, Казанка, Бровничи, Хмельницкое, Мельники, Залесье, Серебряное, железнодорожная станция Фридман, железнодорожный разъезд Красноармейский.
Партизанск – город, каких в России тысячи, относится к числу городов малых. Он даже не на всякой карте обозначен. Но мы-то знаем: это НАШ РОДНОЙ город, часть Приморского края, со своей необычной природой, историей, революционными и трудовыми традициями, экономикой и культурой.
Партизанск - город с более чем вековой историей. Официально годом его основания считается 1896 год, а днём празднования – последнее воскресенье августа – в День шахтёра. Почему выбран этот день, вполне объяснимо - город появился благодаря открытию залежей каменного угля.
 

Физминутка  


Рассматриваюткарту Приморского края, отвечают на вопросы


Отвечают на вопросы.

Выполняют физминутку.


Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о Родине, Родном крае;

Коммуникативные: формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край.
.


VI. Включение в систему знаний и повторения нового действия.


Обеспечивает формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей.

1. Беседа по вопросам.

- Вначале урока мы говорили о символах нашего государства, а какие государственные символы, по вашему мнению, есть у нашего города?

 Герб. (Слайд 11) «В скошенном слева зелёном и лазоревом полях щита золотое растение женьшень с красными ягодами, сопровождаемое в оконечности золотым камнем».

Флаг. (Слайд 12) Флаг Партизанского городского округа представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, разделённое диагонально на верхнее зелёное и нижнее лазоревое поле и включающее в центре фигуры герба Партизанского городского округа — женьшень и каменный уголь.
3.Обеспечивает усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях.

Подводит к формированию понятия «Родной край».

- Можно ли сказать, что край, в котором мы живём, это наша родина?

- Что можно назвать Родиной?

Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

И мы все любим свой Родной край.

Побуждение к высказыванию своего мнения.

-А как мы можем заботиться о своей Родине, Родном крае? (беречь ее природные богатства, быть патриотом, уважать друг друга и законы)

4. Поясняет следующее задание.

- Мы сегодня много говорим о родном крае, родном районе, что ещё вам захотелось узнать? (чем можно гордиться: много школ, заводов, красивые дома, главная ценность – люди).
- А ещё многие улицы нашего района названы в честь людей, прославляющих нашу Родину, наш край.

- Наш район по-своему неповторим, у нас красивая природа, интересная история… (Слайд 13)

- Поднимите руку, кому захотелось больше узнать о родном крае? Мы будем продолжать наши исследования, красота родного края может быть запечатлена на фотографиях. Предлагаю вам дома просмотреть фотографии, на которых запечатлён ваш любимый уголок района или место отдыха и на следующем уроке нам рассказать об этом.


Высказывания обучающихся, участие в обсуждении.

Оперирование изученными понятиями.


Ответы детей: например, чем богат район, кем славится? Достопримечательности.

Дети выполняют на доске.

Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет».

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край,

осознание своей этнической принадлежности, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения


VII. Итоги урока. Рефлексия

Инициирование рефлексии учащихся.

Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Учитель(обобщая ответы детей)

У каждого есть место, где дышится легко,
Живется очень просто, и все с ним заодно.
То место, где родился и сделал первый вдох.
И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток.

Проводит беседу по вопросам с целью обобщить полученные на уроке сведения

- Что мы называем Родным краем?

- Какое чувство вы испытываете, когда говорите о своём родном крае? (Гордость)

-А какое желание? (Путешествовать по красивым местам, покататься на транспорте, изучить ближе свой край)

- Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей.

Мы все обязаны хранить свой край, преумножать его славу и богатства!

Самооценка. (Незаконченные предложения)

Кружочки

Зелёная – мне было легко отвечать на вопросы, вступать в беседу.

Жёлтая – я испытывал затруднения, не всегда знал или не мог ответить.

Красная – мне было очень трудно, не смог ответить.

- Наш родной край – Партизанский район. Очень красивый край, хочется, чтобы мы все им гордились.

Продолжите четверостишие:

Наш край родной,

Мы  __________ тобой!



Отвечают

на вопросы.
Высказывания предположений учащимися.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, формирование личностного смысла учения, понимание значения знаний для человека и принятие его.

Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение.

Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке.