ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.02.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Методическая разработка урока окружающего мира
«Родной край – частица Родины»
2 класс УМК «Начальная школа ХХI века»
Автор разработки:
Никитина Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
Технологическая карта урока
Тема | Родной край – частица Родины |
Цель | Познакомить обучающихся с природой своей страны, республики, района, жителями и их достижениями. Формировать УУД: - Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умениеоформлять свои мысли в устной форме;слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний:отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: научить использовать карты для получения информации; называть и показывать на карте свою страну, край, её столицу, свой муниципальный район; научить различать главные достопримечательности, особенности климата и рельефа, известных людей своей страны, края, населенных пунктов; различать флаг, герб страны, края, района и называть характерные особенности. Личностные: уметь проводить самооценкуна основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. |
Задачи урока | 1. Расширить представления детей о Родной стране, Родном крае, в котором они живут. 2. Актуализировать личностный смысл обучающихся к изучению темы: «Родной край». 3. Содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого материала. 4. Создать благоприятные условия для развития нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости, патриотизма, уважения к родному краю, Родине. 5. Создать условия для развития у школьников позитивного интереса. 6. Развивать любознательность, эрудицию, культуру общения, речь, мышление; 7. Воспитывать правила бережного отношения к окружающему миру, прививать любовь к родному краю. |
Тип урока | Открытие новых знаний |
Учебно-методический комплекс | - учебник «Окружающий мир» для 2-го класса Н.В.Виноградова Часть 1. Стр. 132-134 - карта России, карта Приморского края, карта города - презентация к уроку |
Основные понятия | Родина, «малая Родина» |
Организация пространства | Парная, фронтальная, индивидуальная работа |
Межпредметные связи | окружающий мир, чтение |
Домашнее задание | Стр.132-134. Узнай какие памятные места (достопримечательности) есть в твоем родном городе. Почему улицы получили такие названия? |
Планируемый результат | Предметные умения | Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД). |
Умение различать характерные особенности разных населенных пунктов: город, село. | Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Познавательные: умение структурировать знания; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); построение логической цепи рассуждений, доказательств; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. |
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
I. Организационный момент. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала: проверяетготовность обучающихся к уроку. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пусть нам сегодня сопутствует удача. | Подготовка класса к работе. Дети читают хором: Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Будем вместе мы трудиться, Чтобы хорошо учиться. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. |
II. Актуализация знаний и пробное учебное действие. | Беседа. Работа в группах. Учитель: На адрес нашего класса поступило письмо. « Дорогие ученики 2 класса! Мы знаем, что вы хорошо знаете разные части света и крупные страны мира. Мы решили рассказать немного о себе. Отгадайте, откуда мы. Наша родина – самый маленький континент, на нём расположена лишь одна страна. Климат у нас жаркий. Большая часть населения живёт в городах, расположенных на побережье. Находящиеся вдали от побережья земли – это засушливые районы. Наш материк - родина необычной группы животных - сумчатых. Славится национальный парк Какаду. В нем обитают 75 видов рептилий, более 10 тыс. видов насекомых и 2 тыс. видов растений. Заповедник знаменит также наскальными рисунками аборигенов. 2000 г. Олимпийские игры в Сиднее (столица нашей родины). Побережье - лучшее место на земле для занятий серфингом и дайвингом. Друзья, расскажите нам о своей стране.
4. Какие народы населяют страну? Нам и им очень хочется узнать о вас и вашей стране как можно больше.» (Дети делятся на три группы и определяют, что здесь описана Австралия) Учитель: Да, прежде чем писать ответ, мы повторим знания о Родине с прошлого урока. -Что значит для вас слово «Родина»? - Как называется наше государство?(ответы детей) -Какой город является столицей нашей большой Родины – России? (Москва) - Кто назовет государственные символы Российской Федерации? - В каком крае живем мы? - Какой город является столицей нашего края? - Назовите государственные символы нашего края? (Слайды 2-8) - Какие природные условия, и что выращивают в нашем крае? - Какие народы населяют нашу страну, наш край? – Ребята, на все ли вопросы мы сумели ответить? – Можем мы теперь написать письмо нашим друзьям? | Дети делятся на три группы и определяют, что здесь описана Австралия Отвечают на вопросы учителя. (Вывешивается табличка: Родина, ответ детей) Просматривают презентацию. Отвечают на вопросы учителя. Слушают заранее подготовленные учащимися стихотворения о Родине, отвечают на вопросы. Зачитывают варианты ответа на письмо. | Познавательные: общеучебные – извлечение необходимой информации из просмотренной презентации;осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о Родине; логические – осуществление поиска существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта, из фильмов). Личностные: самоопределение; нравственно-эстетическая оценка содержания презентации, формирование чувства гордости за свою родную страну. |
III. Постановка учебной задачи. | Организует обучающихся на исследование проблемной ситуации. Подводит к формулировке задач урока. Проблемная ситуация: В руках у учителя узелок с горсткой земли. Разворачивает узелок и спрашивает: -Как вы думаете, что это такое? -Откуда эта земля? - Некоторые люди, уезжая навсегда из родных мест, берут с собой горсть земли. Как вы думаете, для чего? - Из поколения в поколение передавалась любовь русского народа к своей земле. Отношение к Родине народ выражал в пословицах и поговорках. - Вы творчески поработали самостоятельно и подобрали материал о Родине. - Какие сведения вы нашли? - А как вы думаете, почему Родину называют матерью? - А разве можно маму не любить, обижаться на нее, бросить ее? - Какие чувства вы испытываете к маме? А как вы думаете как мы должны относиться к своей Родине? - Мы должны гордиться, что живём в России. | Отвечают: земля Высказывания обучающихся. Человек тоскует по Родине, которую он покинул, по родному языку и друзьям. Дети представляют подготовленные пословицы и поговорки, объясняют их значение. Отвечают: Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит своими водами и, как мать защищает нас от врагов. | Познавательные: общеучебные – осознанное речевое высказывание в устной форме; формулирование ответов на вопросы учителя; логические – проведение сравнений отношения человека к матери и Родине. Регулятивные: умение высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формирование готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: осознание своей этнической принадлежности |
IV. Постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации. | Постановка задач и целей урока. - Сегодня мы отправимся в путешествие не в дальние страны, а по Родному краю. - Ребята, как вы понимаете слово край? - Где мы можем узнать толкование слова край? - Как вы думаете, о чем будет сегодняшний урок? Дайте ему название. - Действительно, тема нашего урока «Родной край», т.е. часть страны, где проживаем мы с вами. Побуждение к высказыванию своего мнения. – На какие вопросы вам предстоит сегодня ответить? - Что бы вы как путешественник хотели рассмотреть в родном крае, о чём узнать? (Чем в нашем крае можно гордиться? Чем богат наш край?) - Постараемся найти ответы в ходе нашего путешествия. - Итак, отправляемся в путешествие, а что нам для этого понадобится? (В путь мы, как истинные путешественники, возьмем карту и наши знания, и постараемся все рассмотреть повнимательнее и запомнить). | Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока. Дети высказываются: подумать над значением, спросить у взрослых, услышать по телевизору, найти в словаре, интернете, в толковом словаре - Край есть у стола, у леса, - Край – место, где мы живём, - Страна или часть страны, область, район Вывешивается табличка: Родной край Высказывания обучающихся. Определяют, какие знания понадобятся, чтобы выполнить это задание. | Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; определение общей цели Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
V. Реализация построенного проекта учебной деятельности. Построение обучающимися нового способа действий. Применение нового способа действия. | Организует обучающихся на исследование. В большой стране у каждого человека есть свой уголок — город, деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина, родной край. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина. Проводит беседу по вопросам: - Как называется район, в котором мы с вами живём, наш родной край? - Кто попробует показать на карте. где расположен наш город? (Слайд 9) - Может кто-то знает его историю? Партизанск находится в южной части Приморского края, в 36 километрах от залива Находка Японского моря. Граничит с Партизанским, Шкотовским и Анучинским районами. Протяженность с севера на юг 45км, с запада на восток 33км. Территория города – 1288,6 кв. километра. В черте партизанского городского округа находится сам город Партизанск, села Тигровый, Углекаменск, Авангард, Казанка, Бровничи, Хмельницкое, Мельники, Залесье, Серебряное, железнодорожная станция Фридман, железнодорожный разъезд Красноармейский. Партизанск – город, каких в России тысячи, относится к числу городов малых. Он даже не на всякой карте обозначен. Но мы-то знаем: это НАШ РОДНОЙ город, часть Приморского края, со своей необычной природой, историей, революционными и трудовыми традициями, экономикой и культурой. Партизанск - город с более чем вековой историей. Официально годом его основания считается 1896 год, а днём празднования – последнее воскресенье августа – в День шахтёра. Почему выбран этот день, вполне объяснимо - город появился благодаря открытию залежей каменного угля. Физминутка | Рассматриваюткарту Приморского края, отвечают на вопросы Отвечают на вопросы. Выполняют физминутку. | Познавательные: общеучебные – формулирование ответов на вопросы учителя; построение полных речевых высказываний; логические – дополнение и расширение имеющихся знаний и представлений о Родине, Родном крае; Коммуникативные: формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: проявление интереса к новому учебному материалу, уважение к чувствам одноклассников, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край. . |
VI. Включение в систему знаний и повторения нового действия. | Обеспечивает формирования целостной системы ведущих знаний учащихся, обеспечение установления внутрипредметных и межпредметных связей. 1. Беседа по вопросам. - Вначале урока мы говорили о символах нашего государства, а какие государственные символы, по вашему мнению, есть у нашего города? Герб. (Слайд 11) «В скошенном слева зелёном и лазоревом полях щита золотое растение женьшень с красными ягодами, сопровождаемое в оконечности золотым камнем». Флаг. (Слайд 12) Флаг Партизанского городского округа представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, разделённое диагонально на верхнее зелёное и нижнее лазоревое поле и включающее в центре фигуры герба Партизанского городского округа — женьшень и каменный уголь. 3.Обеспечивает усвоения знаний на уровне применения их в разнообразных ситуациях. Подводит к формированию понятия «Родной край». - Можно ли сказать, что край, в котором мы живём, это наша родина? - Что можно назвать Родиной? Родина начинается на пороге нашего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерями, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы. И мы все любим свой Родной край. Побуждение к высказыванию своего мнения. -А как мы можем заботиться о своей Родине, Родном крае? (беречь ее природные богатства, быть патриотом, уважать друг друга и законы) 4. Поясняет следующее задание. - Мы сегодня много говорим о родном крае, родном районе, что ещё вам захотелось узнать? (чем можно гордиться: много школ, заводов, красивые дома, главная ценность – люди). - А ещё многие улицы нашего района названы в честь людей, прославляющих нашу Родину, наш край. - Наш район по-своему неповторим, у нас красивая природа, интересная история… (Слайд 13) - Поднимите руку, кому захотелось больше узнать о родном крае? Мы будем продолжать наши исследования, красота родного края может быть запечатлена на фотографиях. Предлагаю вам дома просмотреть фотографии, на которых запечатлён ваш любимый уголок района или место отдыха и на следующем уроке нам рассказать об этом. | Высказывания обучающихся, участие в обсуждении. Оперирование изученными понятиями. Ответы детей: например, чем богат район, кем славится? Достопримечательности. Дети выполняют на доске. | Познавательные: умение структурировать знания; построение логической цепи рассуждений, доказательств. Регулятивные: умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение; во внутреннем плане – исследовать, «что уже знаете, а что ещё нет». Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог. Личностные: формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, осознание своей этнической принадлежности, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения |
VII. Итоги урока. Рефлексия | Инициирование рефлексии учащихся. Организация самооценки учениками деятельности на уроке; фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Учитель(обобщая ответы детей) У каждого есть место, где дышится легко, Живется очень просто, и все с ним заодно. То место, где родился и сделал первый вдох. И сразу в жизнь влюбился, вобрав весны глоток. Проводит беседу по вопросам с целью обобщить полученные на уроке сведения - Что мы называем Родным краем? - Какое чувство вы испытываете, когда говорите о своём родном крае? (Гордость) -А какое желание? (Путешествовать по красивым местам, покататься на транспорте, изучить ближе свой край) - Наш край особенный, но он - часть России, большой и сильной страны. Жители нашего края, как и все россияне, соблюдают народные традиции, честно трудятся на благо страны, охраняют природу. Здесь, как и по всей стране заботятся о детях и пожилых людях, чтят ветеранов войны, труда и знаменитых людей. Мы все обязаны хранить свой край, преумножать его славу и богатства! Самооценка. (Незаконченные предложения) Кружочки Зелёная – мне было легко отвечать на вопросы, вступать в беседу. Жёлтая – я испытывал затруднения, не всегда знал или не мог ответить. Красная – мне было очень трудно, не смог ответить. - Наш родной край – Партизанский район. Очень красивый край, хочется, чтобы мы все им гордились. Продолжите четверостишие: Наш край родной, Мы __________ тобой! | Отвечают на вопросы. Высказывания предположений учащимися. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Личностные: осознание своей этнической принадлежности, творческое самовыражение, формирование чувства гордости за свою родную страну и родной край, формирование личностного смысла учения, понимание значения знаний для человека и принятие его. Познавательные: умение структурировать знания; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную цель и задачи; планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей и поиск средств ее осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, высказывать свое предположение. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; умение принимать на себя ответственность за результат своих действий; формирование умения наблюдать за действиями партнера, готовности слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке. |