Файл: Варганова Алина Вадимовна группа 209 пнк1122А1 Преподаватель Ледовская Инна Викторовна Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.02.2024

Просмотров: 29

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация «Национальный социально-педагогический колледж»




Специальность:

44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Детская литература с практикумом по выразительному чтению

Практическое задание 4


Выполнил:

Варганова Алина Вадимовна

группа 209 ПНК-11/22А-1

Преподаватель:

Ледовская Инна Викторовна

Практическое занятие 4

Цель занятия: закрепление знаний о детской литературе с практикумом по выразительному чтению, совершенствование навыков её практического применения.

Задание 1. Максимальное количество баллов – 5

Изучите самостоятельно народные и авторские сказки, которые могут быть включены в различные программы по литературному чтению для младших школьников.

Заполните таблицу, согласно ее структурному содержанию: укажите название программы (не менее 2-х программ) и её автора, перечислите рекомендованные сказки для прочтения с детьми (не менее 7-ми сказок) разных классов в начальной школе.

 

Название программы, автор

Класс

Название сказок

Классификация сказок

  1. «Школа России»

1-4 классы

Авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М.

1

 «Гуси-Лебеди»: Русская народная сказка

«Елка» М.М. Зощенко;

«Цветик-Семицветик», «Дудочка и кувшинчик» В. Катаева;

«Серебряное копытце» П.П. Бажова;

«Лисичкин хлеб», «Берестяная трубочка» «Еж» М. Пришвина;

Л. Н. Толстой «Стрекоза и Муравьи»: басня в прозе

К. Д. Ушинский «Ветер и солнце»

К. И. Чуковский «Краденое солнце», «Телефон»

 На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

2

 Русская народная сказка «Царевна Лягушка»

Б. Заходер «Веселые стихи», «Птичья школа»

Л.Н. Толстой «Котенок», «Два товарища», «Булька»

 1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

3

 Пушкин “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”

М.Лермонтов “Ашик-Кериб”

П.Ершов “Конёк-Горбунок”

И.Крылов “Волк и журавль” “Квартет”

В.Одоевский “Городок в табакерке”

А.Чехов “Мальчики”

В.Гаршин “Сказка о жабе и розе”

С.Аксаков “Аленький цветочек”

    1. Волшебны

  1. Бытовые

  2. О животных

4

 Список книг на лето при переходе в 4 класс «Школа России»

Отечественная литература

1. А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде»,

2. Д. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

3. А. П. Чехов «Каштанка»

4. А. П. Гайдар «Голубая чашка», «Военная тайна», «Честное слово»

5. К. Паустовский «Тёплый хлеб»

6. Н. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»

7. Б. И. Житков «Что я видел»

 1. Волшебны

2. Бытовые

3. О животных

«Начальная школа XXI века»

Авторы: Вербицкая М. В., Оралова О. В., Эббс Б., Уорелл Э., Уорд Э.

1

 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Алёнушкины сказки». Ш. Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Спящая красавица».

П.П. Бажов «Серебряное копытце». В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница

А.Н. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»

 1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

2

 Р. Киплинг «Рики-тики-тави». Л.Лагин «Старик Хоттабыч.» Е. Шварц «Сказка о потерянном времени». Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы». С. Прокофьева «Ученик волшебника». В. Голявкин «Рассказы». Ю. Коваль. «Приключения Васи Куролесова».

 1. Приключения

2. Волшебные сказки

3. Бытовые сказки

4. О животных

3

 Свифт Д. «Путешествие Гулливера» Солженицын А.И. «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи» Твен М. «Приключения Тома Сойера», «Дик Бейкер и его кот» Толкиен Д. «Фермер Джайлс из Хема», «Кузнец из Большого Бутона» Толстой А.К. «Илья Муромец»

 1. Приключения

2. Волшебные сказки

3. Бытовые сказки

4. О животных

4

 Отрывки из «Повести временных лет», «Повести о Никите Кожемяке», «О Кирилле и Мефодии», «Наставления Ярослава Мудрого славянам», Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», В.П. Катаев «Сын полка», А.И. Куприн «Скворцы»

  1. Волшебные сказки

  2. Бытовые сказки

  3. О животных


 

После заполнения таблицы, ответьте письменно на следующие вопросы:

  1. Каково назначение сказок по каждой программе?

УМК»Школа России». Одна из важнейших задач начальной школы - формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а) техника чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными, - с другой),

б) понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

УМК «Начальная школа XXIв.формировать представление о слове и предложении: их различие, выделении слов из предложений; характеризовать языковые единицы: предложение, слова, звуки, слоги, буквы;

научить детей читать, отрабатывать механизм чтения и осмысление текста, составлять рассказы разного вида (описание, повествование, рассуждение);

2.      В чём особенности работы со сказкой на занятиях в начальной школе?

Обычно перед чтением сказки проводится небольшая подготовительная беседа (можно спросить, какие сказки бывают, какие читали; организовать выставку сказок).

Перед чтением сказок о животных желательно напомнить, о повадках животных, показать иллюстрацию этих животных.

Если читается сказка о природе, близкой детям, то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

Обычно чтение сказки о животных не требует никакой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных

Сказку читает учитель, но желательно ее рассказывать.

Задание 2. Максимальное количество баллов – 5

Выполните анализ одной детской книги, предназначенной для прочтения в начальной школе (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      название книги, класс обучающихся;

2.      смысл содержания книги и какова возрастная аудитория книги;

3.      ваше мнение об авторе книги и о художнике (при наличии иллюстраций);

4.      ценность книги в качестве учебного материала на уроке литературного чтения (опишите на каком именно этапе и чем определена ценность книги);

5.      предложите альтернативу этой книге, не меняя учебно-воспитательной задачи.


Перечень книг для анализа по установленному плану:

-        Ершов П. П. «Конек-Горбунок»;

-        Тургенев И. С. «Бежин луг»;

-        Григорович Д. В. «Гуттаперчевый мальчик»;

-        Куприн А. И. «Белый пудель»;

-        Андреев Л. Н. «Петька на даче. Ангелочек. Кусака»;

-        Свирский А. И. «Рыжик»;

-        Пришвин М. М. «Лисичкин хлеб»;

-        Катаев В. П. «Цветик-семицветик»;

-        Олеша Ю. К. «Три толстяка»;

-        Лагин Л. И. «Старик Хоттабыч»;

-        Некрасов А. С. «Капитан Врунгель»;

-        Успенский Э. Н. «Стихи и сказки».

 Литературный анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова П.П. 4 класс может использовать, чтобы определить жанр, основная мысль произведения и чему оно учит.

Анализ сказки «Конек-горбунок» Ершова

Автор — Ершов Петр Павлович

Жанр — Волшебная литературная сказка в стихотворной форме

Главные герои:

Иван,

Конек-горбунок,

Царь,

Царь-девица,

Братья Ивана,

Рыба-кит,

Месяц

Главная мысль: любое дело по плечу, если есть у тебя верный друг.

Чему учит сказка «Конек-Горбунок?» Это произведение нравоучает как быть настоящим ценным другом, также учит упорству силе воли и увлеченности. Эта сказка демонстрирует, что нужно дорожить дружбой, приходить на подмогу своим друзьям всегда и во везде. Хороший товарищ всегда может помочь в беде и даже сможет уберечь твою жизнь. Подходит для детей в возрасте 7-10 лет.

Сюжет сказки

Жила была когда-то семья одна и были в семье три сына. Два сына были отрадные толковые молодцы, а младшего все именовали Дураком. Вот, как-то раз, на пшеничном поле завелись воры и отец сыновей стал отправлять каждого сына охранять поле, но старшие сыновья были изнеженные и заснули ночью, и ничего не увидели, а младший сын разглядел ночью красивого коня, который измял пшеницу и поймал его. Конь просил пощады у Ивана и тот пожалел его, отпустил коня и за это конь дал Ивану маленького конька-горбунка, который стал Ивану настоящим и верным другом и помогал ему выполнить самые замысловатые задания царя, а также выручал его из всех опасностей. Благодаря такой настоящей дружбе Ивана-Дурака и Конька-горбунка, Иван стал красавцем и женился на прекрасной царевне.

Отзыв о сказке «Конек-горбунок»

Сказка Ершова очень интересна, она написана в стихотворной форме и читать её легко. В сказке огромнейшее количество волшебства и необычное переплетение сюжетов. Действия в сказке формируются хоть и предсказуемо, по-обычному для сказок сценарию, но подкупают своей красочной живописностью и юмором. За приключениями Ивана и Горбунка следишь с непрерывным вниманием и нарастающим интересом. Конёк-горбунок самый милый и привлекательный герой из всех волшебных персонажей.


Также могу предложить альтернативу этой сказки «Сивка-Бурка». Есть схожесть и отличие этих сказок. «Конек-горбунок» написан в стихах и это авторская сказка, а «Сивка-Бурка» написана в прозе и это народная сказка, небольшая по объему, но не менее интересна.

Задание 3. Максимальное количество баллов – 3

Выполните анализ сказки А.С. Пушкина (книга определяется по выбору студента самостоятельно из предложенного перечня), по следующей схеме:

1.      общая характеристика сказки;

2.      время, место написания;

3.      фольклорная и литературная основа;

4.      главные герои;

5.      основной конфликт;

6.      тема, идея сказки.

Перечень сказок для анализа по установленному плану:

- «Сказка о Мертвой царевне»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о царе Салтане...»;

- «Сказка о золотом петушке»

- «Сказка о Медведихе»;

- «Сказка о рыбаке и рыбке»;

- «Сказка о попе и работнике его Балде». 

 Анализ литературной сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Сказка А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» - один из самых сложных и загадочных пушкинских текстов. У нее мифологические истоки. Эта сказка – самая эпическая из всех, самая монументальная и по своему обличию очень близка к фольклору.

Сказка отвечает специфике возраста юного читателя 7-10 лет. Но также может оказать полезное воздействие и на читателя более старшего возраста. Эта сказка об угнетении.

Это история-притча в стихах, созданная по законам волшебного жанра, это волшебная сказка, построенная на основе бытовой (жизнь простых крестьян).

Мощный поток лиризма идет через всю сказку, насыщая ее сюжет настроениями боли, скорби, иронии, гнева.

Лирическое начало: повествование от лица автора.

Сказовая манера: разговорная речь.

Композиция сказки – замкнутый круг, монотонные повторы возвращают действие к его исходной точке.

«Смилуйся, государыня рыбка…»

«…Воротился старик ко старухе…»

«Воротись, дурачина, ты к рыбке…»

«…Пошёл старик к синему морю…»

«Смилуйся, государыня рыбка» и т.д.

«Сказка о рыбаке и рыбке» — сказка А. С. Пушкина была написана 2 (14) октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения». В рукописи есть пометка: «18 песнь сербская». Эта помета означает, что Пушкин собирался включить её в состав «Песен западных славян». С этим циклом сближает сказку и стихотворный размер.


Изобразительно-выразительные средства. Многоплановая градация: Старик-рыбак не сразу поймал золотую рыбку, чудесный улов описан с использованием градации (“с одною тиною”, - “травою морскою”, -“ с одной рыбкой, … - золотою”).

«Море слегка разыгралось – помутилось синее море – неспокойно синее море - почернело синее море - на море черная буря».

Начало сказки соответствует сюжету из фольклора: бедному человеку улыбнулась удача, произошло некоторое волшебство, сказочное действие.

Пушкинская золотая рыбка относится к особой разновидности сказочных героев – «волшебным помощникам», которые выполняют желания героев. Старик поступает в духе положительных сказочных героев:

«Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово…».

Есть в этой сказке ещё одно действующее лицо – море. Море выступает как полноправный герой сказки. Самым непосредственным образом откликается оно на все сказочные события.

Главные герои

Старик – добрый, нерешительный, покорный, нетребовательный старик, опытный рыбак.

Старуха – жена старика, жадная, ненасытная, сварливая старая женщина.

Золотая рыбка – морская царица, благодарная, щедрая.

В «Сказке о рыбаке и рыбке» море и его властительница учиняют суд над человеческой гордыней. Суд этот жесток, но милостивый. У человека ничего не забирается, ему, наоборот, возвращается то, что было изначально: старуха, захотела быть «владычицей морскою», снова сидит у своего разбитого корыта. Все вернулось на круги своя.

Основным конфликтом в данной сказке является расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса "Золотая Рыбка. Жадность и сгубила бабку.

Идеей произведения Александра Сергеевича Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» является то, что человеческая жадность и неудовлетворенность не знает границ.

Автор на примере старухи показал, что у жадности нет пределов: человеку всегда мало и хочется еще больше. Такой человек никогда и ничем не будет доволен.

Задание 4. Максимальное количество баллов – 3

Прочитайте повесть Л. Н. Толстого «Детство» и представьте развернутый ответ на следующие вопросы:

1.      Каков характер основных событий?

2.      Почему в повести о детстве так мало внешней динамики, приключений? Как это связано с авторским замыслом?

3.      Охарактеризуйте главного героя повести – Николеньку Иртеньева.

4.      Чем обогатило это произведение ваши представления о мире детства, о душе ребёнка?