Файл: Методические рекомендации по использованию проектной методики и разработан творческий проект Найди свой стиль.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кто такой успешный выпускник? Кого хочет видеть сегодня работодатель? Специалиста, который занял определенное значимое место в обществе и достиг высот в учебной деятельности, научился самостоятельно уметь определить ближнюю и дальнюю перспективу, может самостоятельно наметить план действий, осуществить его и оценить, проанализировав, что удалось и что - нет. Такие выпускники уже обладают проектным типом мышления, а значит мы на правильном пути.
Глава 3. Методическое обоснование технологии использования проектной методики на учебных и внеучебных занятиях производственного обучения
3.1 Методические рекомендации использования проектной методики на уроках производственного обучения
Метод проектов – способ организации познавательно-трудовой деятельности обучающихся с целью решения проблем, связанных с проектированием, созданием и изготовлением реального объекта (продукта труда).
Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность студентов. Самостоятельная творческая работа выполняется студентами или их группой под руководством преподавателя [15]. В образовательной области «Профессионально обучение» метод проектов – это комплексный процесс, формирующий у студентов общеучебные умения, основы технологической грамотности, культуры труда и основанный на овладении ими, способами преобразования материалов, энергии, информации, технологиями их обработки.
Метод проектов позволяет активно развивать у обучающихся основные виды мышления и творческие способности, стремление самому созидать и осознавать себя творцом при работе с «непослушными» инструментами и «неподатливыми» материалами, «умными» конструкциями и «технологическими» системами [14].
У студентов должна выработаться и закрепиться привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций. Они должны у себя сформировать способность оценивать идеи исходя из реальных потребностей, материальных возможностей и умений выбирать наиболее технологичный, экономичный, отвечающий требованиям дизайна способ изготовления объекта проектной деятельности (продукта труда).
Метод проектов – это комплексный обобщающий процесс рационального сочетания репродуктивной и продуктивной деятельности, позволяющий комбинировать и соединять формальные знания с практическим опытом [14].
Проектная деятельность основана на более гибкой организации процесса обучения студентов. В результате проектной деятельности полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, выполняются и осваиваются ими не только конкретные трудовые действия, но и в системе решаются разнообразные конструкторско-технологические и технические задачи [7].
Приоритетной педагогической задачей в процессе обучения является не репродуктивное – строго последовательное соблюдение этапов, а вооружение обучающихся целостной культурой организации проектной деятельности, развитие у них способности к генерации идей, их анализу, самостоятельному принятию решения, формированию своего мнения, позиции, взаимодействию и диалогу в процессе решения совместных задач. Логика выполнения проектов основывается на включение обучающихся во все этапы проектной деятельности, коллективную и индивидуальную работу, сотрудничество в группах.
Совместное разрешение внутригрупповых проблем сближает студентов, придает общественную значимость решаемым проблемам. Через приобретаемый опыт происходит знакомство с производством, маркетингом, предпринимательством, миром профессий, налаживаются и выстраиваются связи теоретических знаний с практическими умениями [22].
С целью выделения систем действий преподавателя и студентов предварительно важно определить этапы разработки проекта [41], которые представлены в таблице 1.
Обязательное требование - каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт.
Таблица 1 Системы действий преподавателя и студентов на разных стадиях работы над проектом
Стадии | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов |
1. Разработка проектного задания | Преподаватель отбирает возможные темы и предлагает их студентам | Студенты обсуждают и принимают общее решение по теме |
1.1. Выбор темы проекта | Преподаватель предлагает студентам совместно отобрать тему проекта Преподаватель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися | Группа студентов совместно с преподавателем отбирает темы и предлагает группе для обсуждения Студенты самостоятельно подбирают темы и предлагают группе для обсуждения |
1.2. Выделение подтем и тем проекта | Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора Преподаватель принимает участие в обсуждении со студентами подтем проекта | Каждый студент выбирает себе подтему или предлагает новую Студенты активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый студент выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль) |
1.3. Формирование творческих групп | Преподаватель проводит организационную работу по объединению студентов, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности | Студенты уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды |
1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы | Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу | Отдельные студенты группы принимают участие в разработке заданий. Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением группой |
1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности | Преподаватель принимает участие в обсуждении | Студенты в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д. |
2. Разработка проекта | Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность | Студенты осуществляют поисковую деятельность |
3. Оформление результатов | Преподаватель консультирует, координирует работу студентов, стимулирует их деятельность | Студенты вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами |
4. Презентация | Преподаватель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов других студентов или параллельную группу, родителей и др). | Докладывают о результатах своей работы |
5. Рефлексия | Оценивает свою деятельность по качеству оценок и. активности студентов | Подводят итоги работы, высказывают пожелания, коллективно обсуждают оценки за работу |
Проектный метод предполагает принципиально новый подход: «Подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами это можно было бы выполнить».
3.2 Разработка и реализация творческого проекта «Найди свой стиль»
В России с 1994 года проводятся международные конференции по технологическому образованию обучающихся и подготовке преподавателей технологии и предпринимательства, в которых принимают участие специалисты России, Великобритании, Франции, Германии и других стран. За 10 лет существования образовательной области «Технология» два раза в 1997 и 2001 годах преподаватели технологии и предпринимательства стали «Учителями года России», что свидетельствует о творческом характере этой образовательной области [14].
Актуальность метода проектов в наши дни обусловлена прежде всего необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить профессиональные цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта. Не случайно в базисный учебный план внесена новая строчка о проектной деятельности, а один из параметров нового качества образования - способность проектировать [10].
Рассмотрим проектное обучение на примере работы: «Найди свой стиль». Работа над проектом проводилась совместно с группой П 22 студентов 2 курса Курского государственного политехнического колледжа под руководством старшего мастера их классного руководителя – Дурневой В. Я.
Выполняя проекты, студенты участвуют в выявлении потребностей семьи, колледжа, общества в той или иной потребности, продукции и услугах, в оценке имеющихся технических возможностей и экономической целесообразности, в разработке конструкции и технологии продукции, конструировании и моделировании изделия, проявляя в своей деятельности творческий подход.
Из студентов, желающих принять участие в проекте, были созданы 3 группы. Группа №1 рассматривала одежду классического стиля, группа № 2 – фольклорного стиля, группа № 3 – спортивную одежду. При этом, в их задачи входили: сбор информации о различных видах костюма, разработка фор-эскизов, творческих эскизов, рабочего рисунка, конструирование и изготовление костюма, оформление отчета о проделанной работе.
Вся работа выполнялась в несколько этапов (Таблица 2).
Таблица 2 Этапы работы над проектом
Этапы работы | Содержание | Деятельность студентов | Деятельность преподавателя |
Подготовительный | Определение темы и целей проекта. | Обсуждают предмет с преподавателем и получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели. | Объясняет цели проекта, наблюдает. |
Организационный | а) определение источников информации; б) определение способа представления результатов; в) разделение задач (обязанности между членами команды); д) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса. | Вырабатывают план действий. Формируют задачи. | Помогает в анализе и синтезе (по просьбе), наблюдает. |
Исследовательский | Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты: исследование литературных и интернет- источников, опросы, наблюдения. | Выполняют исследование, решая промежуточные задачи. | Консультирует. |
Технологический | Выполнение технологических операций, предусматриваемых технологическим процессом. Самоконтроль своей деятельности. Соблюдение технологической, трудовой дисциплины, культуры труда. | Выполняют эскизные проекты, конструирование, моделирование. Составляют технологические карты. Проводят дальнейшую разработку изделия. | Советует, помогает (по просьбе) ,наблюдает. |
Результаты и выводы | Анализ информации. Формулирование выводов. | Анализируют информацию. Готовят презентацию, отчет. | Наблюдает, направляет процесс анализа (если это необходимо). |
Представление | Возможные формы представления результатов: устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет, презентация. | Отчитываются, обсуждают. | Слушает, оценивает готовые работы студентов. |
Оценка результатов и процесса | | Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения с преподавателем и самооценок. | Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
Методическое представление проекта студентов группы П22.
Для этой ступени образования роль проектной деятельности определяется двумя факторами [7]:
В возрасте около 14 лет наступает период, называемый психологами «проектирование будущего». Единственным предметом, где такие размышления могут перейти из разряда «мечтаний» в разряд целеполагания, является образование [2]. Поэтому в это время важно вывести обучающихся через образовательные ситуации на проживание ситуаций социальных, тем более что образ идеального будущего формируется в раннем юношеском возрасте под влиянием успешного настоящего. Поэтому помимо «академического настоящего» у студента должен появиться опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений с тем, чтобы он смог примерить на себя ту или иную социальную роль. Поэтому проектную деятельность обучающегося в этот период можно рассматривать как социальные практики.
С другой стороны, в первые годы обучения в колледже более четко проявляются образовательные интересы обучающихся, связанные с планами на дальнейшую трудовую деятельность. Поэтому проекты могут выполняться на основе расширенной и / или углубленной информационной базы в рамках предметных областей [60].
Проектное обучение студентов колледжа на занятиях производственного обучения состоит из следующих разделов:
-
Методический паспорт учебного проекта. -
Осуществление учебного проекта. -
Подведение итогов. Анализ проделанной работы.
Остановимся на них более подробно.
Методический паспорт учебного проекта.
Данный творческий проект предназначен для осуществления обучающимися политехнического колледжа работы на уроках производственного обучения для профессионального самоопределения. Тема учебного проекта тесно связана с изучением своих склонностей и интересов, познанием методики проектирования, рассмотрением наиболее распространенных стилей одежды, погружением в практику.
Цели проекта:
-
вовлечение каждого участника в активный познавательный процесс; -
систематизировать знания обучающихся о направлениях моды; -
воспитание чувства ответственности при выборе профессии.
Задачи проекта:
-
приобщение к полезной деятельности; -
развитие творческих способностей; -
развитие художественного эстетического вкуса; -
формирование навыков по исследовательской деятельности.
Возраст учащихся: 15-16 лет.
Время работы над проектом: 3-28 марта 2014г.
Режим работы: 15 учебных часов.
Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: личные компьютеры, личные модемы, личные фотоаппараты, библиотека КГПК, интернет - источники.
Дополнительно привлекаемые участники (специалисты): старший мастер – Дурнева В. Я.
Мотивация к познанию, работе: личный интерес студентов, самореализация.
Новые практические приемы: погружение в практику, «примерка» будущей профессии.
Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по истории костюма и моды, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения представления о современных стилях в одежде.
Развитие навыков:
самостоятельной работы с источниками, информационными технологиями;
самостоятельного принятия решения;
коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
мыслительной деятельности при планировании деятельности, работе с источниками информации, анализе, синтезе, структурировании информации;
творческих способностей;
самоанализа и рефлексии.
Осуществление учебного проекта «Найди свой стиль».
Работа построена по типу творческой мастерской, где каждый имеет свое рабочее место, необходимые инструменты и может получить консультацию преподавателя.
Работа над проектом была разбита на шесть этапов:
Этап 1. Подготовка.
Студентам предлагается подготовить творческие эскизы будущих моделей коллекции. Модели должны быть отработанны по всем принципам разработки творческого эскиза. Могут быть представлены различные наглядные пособия из журналов. Преподаватель проводит беседу, рассказывает о истории костюма и моды. Вводный урок проводится с показом презентации «Стили в одежде», разработанной педагогом. Студенты самостоятельно посещают библиотеку колледжа для сбора наибольшего количества информации, определяют цели проекта.
Этап 2. Планирование.
Определив задачи и цели проекта, обучающиеся делятся на три группы:
1-ая группа (4 человека) занимаются изучением классического стиля;
2-ая группа (4 человека) занимаются изучением романтического стиля;
3-я группа (4 человека) занимается изучением спортивного стиля;
В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ существующего положения. Что уже есть и что нужно было бы сделать? Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы педагог помогает в постановке цели, корректирует работу.