Файл: башкирский государственный университет факультет психологии.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Память
Мавлонова Мадинабону Джура кизи
Выполнила
студентка 3 курса заочной формы обучения
Направление подготовки 44.03.03
Специальное (дефектологическое)
образование
Направленность( профиль)
Олигофренопедагогика
Руководитель
Юсупова Г.Х Кондидант .псих.н.
Уфа 2023
1 Нарушение Памяти
Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать информацию, полученную в процессе восприятия окружающего мира.
Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное) – одно из самых распространенных расстройств, знакомое практически каждому человеку и способное существенно ухудшить качество жизни. По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли.
2 Методы исследования памяти
Метод заучивания
Такой метод часто применяется в школе: «Или же заставляют заучивать путем частого повторения более богатый по объему материал до полного его усвоения, как это делается в школе (метод заучивания)».[1] Испытуемому предлагается заучить один ряд элементов (фигуры, буквы, слова и т.д). Затем предлагается воспроизвести материал. Если есть ошибки, то экспериментатор еще раз проговаривает ряд, и так, пока испытуемый не воспроизведет ряд безошибочно. Количество повторений, которое требуется испытуемому для первого безошибочного воспроизведения всех элементов ряда в любом порядке, служит показателем запоминания. При этом становится возможным построить кривую забывания: на абсциссе откладывают число проб, а на ординате — число элементов, правильно воспроизведенных при каждой пробе.[2]. Благодаря этому методу возможно проследить динамику процессов запоминания, а также процесс забывания различного материала
Метод узнавания
Данный метод является разновидностью метода заучивания. Испытуемому предлагается материал некоторое количество раз. Через некоторое время экспериментатор просит воспроизвести заученный материал с помощью воспроизведения или узнавания. Число правильно воспроизведенных каждым испытуемым элементов составляет показатель его запоминания; число правильно идентифицированных элементов — показатель его узнавания
Метод предвосхищения (антиципации)
Испытуемому зачитывается один или несколько раз предлагаемый материал (бессмысленный ряд слогов, слов, фигур и т. д.) После этого испытуемому нужно произнести материал в том порядке, в котором ему его представляли. После только воспроизведение материала испытуемым, который должен соблюдать порядок воспроизведения. Если какой-то элемент (например, слог) забывается, то экспериментатор его подсказывает. Процедура проводится до тех пор, пока испытуемый безошибочно произнесет материал. Какая бы разновидность этой методики ни применялась, получают 4 следующих показателя: 1) общее время заучивания; 2) количество повторений, необходимых для достижения критерия усвоения (n); 3) число ответов, правильно антиципированных в каждой пробе (m); 4) число ошибок в каждой пробе (p). Количественным критерием эффективности является так называемый коэффициент воспроизведения (Кв). Кв {\displaystyle =m\div (N\times 100)} {\displaystyle =m\div (N\times 100)}, где N — общее количество стимулов. Поскольку испытуемый называет вслух каждый элемент, экспериментатор может зарегистрировать ответные реакции и получить данные не только о ходе запоминания, но и о характере допущенных ошибок.
3 Описание несколько методик исследования
-
Десять слов. А.Р. Лурия. Испытуемому зачитывают десять одно-двухсложных слов, затем он их повторяет в любом порядке 5 раз. Данные вносят в таблицу. Спустя 20-30 минут просят воспроизвести слова для проверки ретенции. (Например: лес, хлеб, стол, окно, вода, брат, гриб, конь, игла, мед. Или: гора, роза, кошка, часы, вино, пальто, книга, окно, пила).
-
Пиктограммы А.Р. Лурия. Испытуемый должен запомнить 15 слов. Для облегчения воспроизведения он должен сделать карандашом рисунок, имеющий смысловую связь со стимульным словом. Никаких записей, пометок делать не разрешается. После окончания работы можно попросить повторить слова, затем повторить их через 20-30 минут. Использовать методику можно для исследования памяти у детей, а также лиц с невысоким интеллектом.
3. Воспроизведение рассказов. Испытуемому читают рассказ, он воспринимает его на слух или читает рассказ сам. Затем он воспроизводит рассказ устно или записывает. Психолог при анализе учитывает, все ли смысловые звенья воспроизведены, что опущено, не отмечается ли конфабуляций, интерферирующего эффекта. Для запоминания наиболее предпочтительны рассказы: "Галка и голуби", "Муравей и голубка", "Логика", "Колумбово яйцо", "Вечный король" и др.
4. Исследование зрительной ретенции (тест А. Л. Бентона). Используется пять серий рисунков. В трех сериях предлагается по 10 карточек равной сложности, в двух – по 15 карточек. Карточку в течение 10 секунд предъявляют испытуемому, затем он должен воспроизвести увиденные фигуры на бумаге.
Список литературы
1 .https://mc-paracels.ru/articles/article?id=22
2.https://ru.wikipedia.org/wiki/Классические_методы_исследования_памяти_Эббингауза
3.https://hr-portal.ru/article/metody-issledovaniya-pamyati-2