Файл: Важную роль в формировании морального облика воина играет такое нравственноэстетическое явление, как воинские ритуалы.odt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.02.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Важную роль в формировании морального облика воина играет такое нравственно-эстетическое явление, как воинские ритуалы.
Представляя собой явление социальное, воинские ритуалы находятся во взаимосвязи со всей совокупностью проявлений общественного сознания, обладая при этом специфическими чертами и выполняя присущие только им функции.
Под ритуалом понимается сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами.
Ритуалы эмоционально выражают смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни общества. Это особая форма социального общения.
Идейное ядро ритуала составляют идеология и мировоззрение определенных социальных групп, классов или общества в целом. В ритуалах также находят выражение нравственные идеалы. Ритуалы возникают на основе народного опыта, в котором на первый план выступает эстетическая, наглядно-чувственная сторона.
Испытывая воздействие нравственности, политики, права, религии, философии, ритуалы не поглощаются ими, а, в свою очередь, влияют на общественное настроение, общественное мнение и в определенной степени на другие формы общественного сознания.
Ритуалы принято подразделять на гражданские, бытовые, религиозные и воинские.
Воинский ритуал — это исторически сложившаяся форма поведения военнослужащих при совершении воинских обрядов, торжественных и траурных церемоний. Воинские ритуалы служат закреплению и распространению воинских традиций, они социально обусловлены.
Ритуал по отношению к традиции, обычаю, обряду, церемонии может быть определен как своеобразные обрядово-церемониальные, строго регламентированные, как правило, закрепленные в законах традиционные действия и нормы поведения людей.
В первобытном обществе, не знавшем войн, не могли оформиться и воинские ритуалы. Появились лишь отдельные их элементы — боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при встречах возвращавшихся после вооруженных столкновений соплеменников. Обрядовая сторона военной деятельности первобытного человека была связана с необходимостью лучше подготовиться к вооруженному нападению, повторить приемы борьбы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе.
Строевая подготовка ("муштра") являлись жизненно необходимой частью воинского воспитания в исторических армиях, сражавшихся в условиях ближнего боя. ... Ассирийцы, египтяне, греки, римляне, китайцы — это древние народы, которые первыми поставили военное дело на научную основу. ... Солдаты, регулярно маршируя в монолитной массе, послушной командам командира, незаметно для себя теряли индивидуальность. Происходило утрачивание черт эгоцентризма (обычный, неподготовленный человек, перед тем как подчиниться, будет обдумывать каждое слово своего офицера, и уж тем более, он не будет выполнять опасный для жизни и здоровья приказ).
Как всякое явление общественной жизни, воинские ритуалы отражают две тенденции исторического развития — упрочение прогрессивных элементов, воспитывающих чувство патриотизма, ответственности за выполнение служебного долга, и насаждение карательных акций, призванных добиться слепого повиновения господствующему классу. Следовательно, по своей роли в развитии общества воинские ритуалы делятся на прогрессивные и регрессивные.
Было бы неверно думать, что высокая степень механизации армии и рост мощности боевой техники снимают задачу строевой подготовки или снижают ее роль. Ускоряя ход событий, усложняя взаимодействие и взаимосвязи в боевой обстановке, техника предъявляет все более высокие требования к участникам боя, к четкости, быстроте и точности их действий.
В ходе строевой подготовки офицер сплачивает солдат своего подразделения, прививает им необходимые навыки для быстрых, сноровистых и четких действий как в одиночку, так и совместно с другими. Эти навыки и дают возможность точно понимать и выполнять команды и приказания начальника. Без этих условий командир не сможет управлять подразделением в решать боевые задачи.
Практика строевых занятий с подчиненными дает офицеру, особенно молодому, навыки в командовании, приучая его к четкости и категоричности в отдаваемых им приказаниях. Она приучает офицера управлять людьми, передавать им свою волю, что развивает в нем и необходимые волевые качества — целеустремленность, настойчивость и др.
Значение строевой подготовки состоит и в том, что она воспитывает такие важные для боя качества, как внимательность и выдержка. Офицер в ходе строевой подготовки своего подразделения развивает эти качества не только у солдат, но и в себе самом. Было бы неверно рассматривать строевую подготовку офицера, как фактор, воспитывающий его волевые качества изолированно от строевой подготовки подразделения, которым он командует. Вне связи со строевой подготовкой солдат нельзя понять, для чего она нужна офицеру.
Внимание как произвольный процесс сосредоточения сознания на определенном предмете или явлении представляет собой волевой акт. Дело в том, что для сосредоточения внимания человеку обычно приходится преодолевать непроизвольное внимание, когда то или иное явление, помимо желания человека или часто вопреки ему, врывается в его сознание.
Явления, отвлекающие внимание или, что то же самое, вызывающие непроизвольное внимание, могут быть различного рода. Например, неправильно надетое снаряжение, неудобное положение тела, вызывая болезненные ощущения или какую-то напряженность, невольно отвлекают внимание. Но такие причины сравнительно легко устранить, что обычно и делает всякий организованный человек. Есть, однако, причины, как, например, шум боя, атмосферные явление, которые человек не может устранить и которые врываются в его сознание. В боевой обстановке иногда приходится выслушивать приказ или распоряжение под огнем противника, когда в непосредственной близости падают снаряды или бомбы, взрывы которых невольно привлекают к себе внимание. В таких условиях внимательно выслушать приказ — значит проявить большую силу воли.
Внимание — это не только сосредоточение мысли на предмете, но и готовность приступить к действиям. Эта готовность позволяет своевременно и быстро включить сознание для работы в данном направлении. Состояние внимания обязательно сказывается и на внешности человека — в позе, в выражении лица.
Нужна большая тренировка, чтобы быстро мобилизовать внимание и удерживать его в необходимом напряжении. Внимательность, как всякое умение, воспитывается, развивается. В значительной мере воспитание и тренировка внимательности могут быть достигнуты в ходе строевой подготовки.
Вопрос о внимании усложняется тем, что здесь речь идет о действиях коллектива, к которому каждый должен приноровиться и в котором действия всех должны быть строго согласованы. Согласование этих действий возможно при своевременной мобилизации внимания йа их выполнение, которое достигается предварительной командой.
Иногда можно видеть в простейшем случае — в начале движения или при остановке, как какой-либо солдат отстает или по инерции валится на переднего. Это означает, что солдат не мобилизовал своего внимания по предварительной команде. Требовательный офицер обязательно заметит этого солдата среди сотни других. Из этого факта офицер должен сделать для себя вывод, что если солдат в мирных условиях оказался столь невнимательным к команде, то в бою, например, при рассыпании в цепь, он навряд ли окажется внимательным. Проследить, как каждый солдат выполняет команду, значит тренировать себя в деле контроля и командирской требовательности.
Конечно, в боевой обстановке не приходится равняться так, как это принято на строевых занятиях, но все же и в цепи приходится по кому-то равняться. Поэтому, если солдат был столь невнимательным, что не знает, кто направляющий или какой указан интервал в цепи, то это может привести к ее разрыву или к излишней скученности, к нарушению боевого порядка.
И сам офицер, скажем, командир взвода, в наступлении должен держать себя в руках, чтобы все обдумать, ничего не упустить, чтобы не нарушить даже формы своей команды. А команда эта часто далеко не односложна. Например, передвигая взвод на тот или иной рубеж, он своей предварительной командой отдает как бы боевой приказ, в котором в определенном, предусмотренном уставом порядке перечисляется целый ряд моментов: прекращение огня (курок), предмет, на который надлежит двигаться, рубеж, направляющее отделение и т. д.
Совершенно ясно, что офицер, тренируя на занятиях внимание солдат, должен быть начеку, чтобы, во-первых правильно подавать команды и, во-вторых, замечать малейшее проявление невнимательности у подчиненных. Таким образом, в ходе строевой подготовки тренируется и внимание самого офицера.
Действия коллектива требуют не только усиленного, достаточно натренированного внимания от каждого исполнителя, но также и большой выдержки, свойственной уравновешенным людям и столь необходимой в бою. Так, например, форсируя водную преграду по штурмовому мостику, солдаты должны строго придерживаться известной дистанции. Увеличение дистанции срывает темпы, имеющие здесь решающее Значение, сокращение ёе часто невозможно по соображениям технического характера.
Выдержка воспитывается в любом виде строевых занятий. Даже предварительная команда, возбуждая внимание, вместе с тем заставляет проявлять известную выдержку, чтобы дождаться исполнительной команды. Иногда можно видеть, как плохо обученный солдат приступает к тому или иному действию, не дождавшись исполнительной команды.
Совершенно естественно, что, воспитывая выдержку, темперамент своих подчиненных, офицер тем самым воспитывает и в себе такое качество, как уравновешенность. Это драгоценное качество скажется во всем и всегда: в его отношениях к подчиненным, в отношениях к начальнику, в боевой обстановке. Решая же такую трудную задачу, как улучшение темперамента своих подчиненных, и преодолевая недостатки своего собственного темперамента, офицер закаляет свою волю.
Всем своим видом, энергичным характером команды, которую подает офицер, он должен внушить своим подчиненным, что его требование, выраженное этой командой, абсолютно необходимо, и он не допускает никаких уклонений от него. При этом требуется большая выдержка и от него самого. Даже промежуток времени между предварительной и исполнительной командами свидетельствует об известной выдержке офицера. Время, в течение которого возбуждается внимание подчиненных, чтобы изготовиться к исполнению команды, зависит от опыта, умения командира. Опытный офицер чувствует, достаточно ли времени он предоставил подчиненным для изготовки к исполнению его команды, и не затягивает и не укорачивает его.
Воинские ритуалы воплощают в себе благородные идеалы мужества, стойкости и героизма, единство высоких целей, за которые плечом к плечу борются народ и армия. Они охватывают три основные сферы воинских отношений — сферу боевой деятельности, сферу учебно-боевой деятельности и сферу повседневной деятельности.
Какие же признаки характеризуют воинские ритуалы? Прежде всего эмоциональность, торжественная приподнятость, красота и величественность. Воинский ритуал — это своеобразное зрелище, массовое театрализованное представление. Революционные и боевые традиции, нашедшие свое отражение в воинских ритуалах, не только убеждают, но и вызывают небывалый прилив энергии, необычайное воодушевление, воспринимаются как непосредственные достоверные факты. Гармоническая соразмерность, стройная и целесообразная организация столь же свойственны воинским ритуалам, как и другим явлениям искусства. Широта обобщений, многовековая традиционная основа, неповторимое своеобразие и убедительность живого созерцания обусловливают действенность и эмоциональность воинских ритуалов.
Существенным признаком воинских ритуалов является их своеобразная идеологизация.
Воинские ритуалы отличаются своей социальной широтой. Выражением социальной широты воинских ритуалов является их классовый, национальный и интернациональный характер. Воинские ритуалы служат интересам общенародного государства, воплощают в себе боевые традиции подлинно народной армии, призванной вести только справедливые войны, они сочетают национальные и интернациональные традиции, воспитывают воина — патриота и интернационалиста.
Воинские ритуалы за многовековой период своего развития изменяют содержание, но продолжают сохранять традиционные формы как дань уважения и признательности предшествовавшим поколениям. В этом их устойчивость.
Преемственность воинских ритуалов оказывает заметное влияние на развитие культуры и общества в целом. Преемственная связь между старым и новым является объективной закономерностью общественного развития.
Постоянное развитие и совершенствование советских воинских ритуалов — сложный процесс непрерывного изменения как формы, так и их традиционного содержания, порождаемый коренными изменения-ми, происходящими в Вооруженных Силах.
Ритуал приведения к военной присяге
Основным и нерушимым законом воинской жизни является Военная присяга. Она имеет силу государственного правового документа и является торжественной клятвой воина выполнить свой долг перед Родиной.