Файл: Роль права в построении информационного общества.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.02.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования

«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

ЭССЕ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Теория государства и права

ТЕМА : Роль права в построении информационного общества.

Выполнил(а):

Ионин Илья Александрович

ЮН-1621(2)

Проверил(а):

_____________________________

(ученая степень, звание, Ф.И.О. преподавателя)

_____________________________

(дата)

Омск 2022 г.
Процессы развития современного общества затрагивают многие его стороны, в том числе связанные с информатизацией, модернизацией и переходом к информационному обществу, которое невозможно представить без широкого информационного обмена и информационных систем. 

Конец XX и начало XXI века характеризуется новым этапом научно-технической революции - внедрением информационных коммуникаций во всех областях жизни (ИКТ) - необходимой основы для перехода к информационному обществу, которое оказывает огромное влияние на все аспекты нашей жизни.

Несмотря на то, что в последние годы Россия достаточно серьезно отстает в своем развитии от Запада почти во всех сферах, информационная революция не обошла стороной и нашу родину. С каждым годом доступ в сеть все больше распространяется по регионам, и, вполне возможно, что в ближайшее десятилетие Россию можно будет смело называть информационным государством. 

Сегодня Интернет предоставляет огромные возможности как рядовому пользователю, так и крупным предприятиям. Теперь через Интернет можно совершать покупки, пользоваться электронной почтой, общаться, заключать договоры, обмениваться различной информацией. Вполне очевидно, что такой колоссальный пласт взаимоотношений между не может оставаться без внимания со стороны института права, и со временем возникает такая наука, как «информационное право», изучающая правовое регулирование в информационной сфере.  

Цель моего эссе – показать важность этого сравнительно нового аспекта права в информационном обществе и государстве. 

«Информационное право - совокупность доктринальных положений юридической науки, правовых норм Российской Федерации, образующих самостоятельный массив национального права, норм международного законодательства, а также состояние правового сознания субъектов права в области информационной деятельности и отношений, связанных с информационными ресурсами, функционированием информационных систем и сетей в условиях применения современных информационных технологий, направленных на обеспечение безопасного удовлетворения информационных потребностей граждан, их организаций, государства и общества в целом, обеспечение адекватной реакции юридической системы на нарушение установленных законодательством правил в области информации и информатизации». 


Как мы видим из определения, информационное право призвано обеспечить правовую основу для информационного общества и стремительно развивающихся информационных технологий. В целом, создание информационного государства невозможно без реализации информационного права, поэтому роль права в этой сфере чрезвычайно высока. Поэтому рассмотрим систему информационного права в России подробнее. 

Информационное право в нашей стране берет свое начало в 1992 году, когда был учрежден Комитет информатизации при Министерстве связи РФ, в чьи полномочия входила разработка как государственной политики, так и законодательных актов в информационной сфере. В 1994 на базе основе Комитета при Министерстве связи РФ был организован Комитет при Президенте РФ по политике информатизации, а функции его были аналогичны функциям предшественника. Наиболее важным событием в данном периоде было создание комплекса законодательных актов, регламентирующих правовые отношения в сфере информации. 

Особо важным стал Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», в котором определялись государственные функции в информационной сфере. В том же 1995 году была одобрена «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих информационных ресурсов», определяющая основные направления разработки нормативных и законодательных актов в отношении действий, связанных с информацией, а именно: акцент на вопросы защиты авторских прав на информацию и на обеспечение равных условий для создания информационных ресурсов.  

В целом, информационная политика государства в эти годы была нацелена на создание единого информационного пространства и на обеспечение населения конституционных прав на свободный доступ к информации. Особо важную роль сыграло принятие «Концепции государственной информационной политики», которая, выступив основным организующим процесс создания информационного общества документом, заложила основы юридической государственной политики в секторе информации. В данной Концепции была заявлена необходимость создания информационного права, которое выступало бы в роли нормативно-правового фундамента развивающегося информационного общества, а свое логическое продолжение Концепция получила в виде Доктрины информационной безопасности РФ. 

Данная Доктрина, принятая в 2000 году, по сути, четко обозначила все существующие на тот момент в России направления создания информационного права, а также регламентировала основные задачи государства в сфере информационного правопорядка в РФ. Более того, в Доктрине получила развитие идея национальной информационной безопасности РФ, что также является достаточно знаменательным фактом, говорящим о том, что Россия, фактически, начала подготавливаться к созданию действительно открытого, но в то же время безопасного, информационного общества. Стоит заметить, что в Доктрине среди методов обеспечения информационной безопасности были

регламентированы и правовые методы тоже, что, разумеется, в аспекте нашего предмета является наиболее важным фактом. Правовые методы, согласно Доктрине, состоят из создания нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере информационного обмена, а также из методических документов по обеспечению информационной защиты РФ. 

Следующим этапом создания информационного общества в России стало принятие в 2002 году федеральной программы «Электронная Россия», рассчитанной на 8 лет, цель которой – обеспечить открытость и прозрачность деятельности государственных органов, а также обеспечить свободный и общий доступ к государственным информационным ресурсам. 

На сегодняшний день в России несколько источников информационного права. Прежде всего, это Конституция РФ. Также источниками информационного права являются: международно-правовые нормативные акты, нормативно-правовые акты в составе информационного права и нормативные акты других отраслей права. 

К сожалению, совокупность правовых норм являет собой еще недостаточно систематизированный массив юридических предписаний, дозволений, запретов, а также рекомендаций для субъектов, действующих в информационной сфере.  

В качестве примера можно привести отсутствие единого кодификационного акта – информационного кодекса РФ. Нормы информационного права активно воздействуют на всю информационную сферу общества, которая как объект правового регулирования. 

По мнению В.А. Копылова, изначально подразделена на пять предметных областей:  
1) создания и распространения исходной и производной информации;  
2) формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг;  
3) реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации;  
4) создания и применения информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;  
5) создания и применения средств и механизмов информационной безопасности. 

Областей информационной сферы с каждым годом становится больше, а в сам предмет информационного права включаются собственно информационные отношения, а также тесно связанные с ними сопутствующие отношения. Отталкиваясь от различных подходов, касающихся предметной области информационного права, сегодня можно выделить следующие общественные отношения, составляющие предмет информационного права:  


1) связанные с международным информационным обменом;  

2) связанные с реализацией основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере;  

3) в сфере организации и деятельности СМИ;  

4) в Интернете, а также в области связи и массовых коммуникаций;  

5) в сфере электронного документооборота;  

6) в сфере электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий;  

7) в сфере обработки персональных данных;  

8) в сфере библиотечного дела, архивного дела;  

9) в сфере обеспечения информационной безопасности России;  

10) связанные с рассмотрением информационных споров.  

Среди перечисленных необходимо выделить отношения, связанные с информационной безопасностью и Интернет, пристальное внимание которым уделяется как на национальном, так и на международном уровнях. 

Несомненно, что информационное право требует своего дальнейшего развития. Как зарубежные страны, так и наша страна находятся еще в самом начале пути процесса информатизации общества, о чем свидетельствуют многочисленные проблемы с компьютерными преступлениями, компьютерным пиратством в среде Интернет и другое, а также попытки на самом высоком уровне выработать и принять общие положения в этой сфере. В динамичном процессе развития общества, его информатизации и модернизации информационное право играет важную роль и как учебная дисциплина с таким же названием.  

В настоящее время активно идет процесс формирования информационного права. Действует информационное законодательство – основной источник информационного права, неуклонно растет и количество нормативных правовых актов в этой области. Грамотное применение источников информационного права затруднено не хваткой специалистов в сфере информационного права. Правоохранительные органы также нуждаются в специалистах, подготовленных в области информационного права. Процессы информатизации и модернизации общества также вызывают острую потребность в квалифицированных юристах, обладающих знаниями в области информационного права.  


Представленная мною выше основная информация об информационном праве в России ясно дает понять, что эта отрасль юриспруденции в нашей стране уже достаточно сильно развита, несмотря на ставшие традиционными проблемы пиратства и мошенничества в Сети.  С моей точки зрения, именно информационное право в будущем станет ключевой ветвью юриспруденции, так как объемы информационного с каждым годом возрастают в геометрической прогрессии. И именно поэтому необходимо уже сейчас адаптировать существующую правовую систему к новой информационной революции, которая не заставит себя ждать.