Файл: Национальноосвободительное движение Сырыма Датулы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел долгосрочного планаКолонизация и народно-освободительная борьба

Дата

Школа-лицей №59 города Нур-Султан ФИО учителя Бейсембаева Гульмира Амирхановна

Класс:7 «Л» класс

Количество присутствующих: отсутствующих:

Тема урока:

Национально-освободительное движение Сырыма Датулы

Исследовательский вопрос: Какие права казахов Младшего жуза пытался защитить Сырым Датов?

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

7.3.1.5 – определять причины и последствия национально-освободительной борьбы казахского народа против колониальной политики


Цели обучения

  • Определяют причины и последствия восстания в Младшем жузе




Цель урока

Все учащиеся:

Могут объяснить понятие «восстание»

Большинство учащихся

могут определять причины и цели восстания в Младшем жузе;

Некоторые учащиеся

дают оценку национально-освободительного восстания

Критерии оценивания

  • Объясняют, что такое восстание, его отличие от революции

  • Определяют не менее 3 причин восстания;

  • Называют итоги восстания;

  • Указывают его значение

Ценности

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, национального самосознания, готовности служить интересам общества.

  • Воспитание уважения к окружающим, формирование навыков сотрудничества между учащимися групповой и парной работе, академической честности

Языковые цели

Лексика и терминология, специфичная для предмета

Слушают и обсуждают работы (навык слушания и говорения);

Работа с раздаточным материалом (навык чтения).

Работа в парах при проведении исследования материалов информационных текстов, карт, предоставление отчет результатов своей работы перед классом (навыки чтения, письма, аудирования и устных высказываний).

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Восстание, казачество, национально-освободительное движение, царская колонизация, движущая сила, батыр.

Полезные выражения для диалогов и письма:

Причинами национально-освободительного восстания являются: во-первых..., во-вторых..., в-третьих....

Историческая значимость восстания в истории Казахстана заключается в ...

Навыки использования ИКТ

Развитие у школьников учебных и интеллектуальных навыков через использование ИКТ.

Межпредметные связи

Всемирная история (описывают вазимоотношения Россииской империи и Казахского ханства в XVIII в.), география (рассматривают территории охвата восстания).

Предыдущее обучение

Учащиеся ранее изучали историю казахско-русских отношений в начале XVIII века. Рассматривали присоединение Казахского ханства к Российской империи. Кроме того, на прошедшем уроке учащиеся изучали «военно-казачью колонизацию Казахстана в XVIII веке», что и послужило началу восстания.

Ход урока



Этапы урока

  Содержание урока

Деятельность учащихся

Формативное оценивание

Ресурсы

1

Активизация внимания

(Время 3 мин)


Цель: создание коллаборативной среды

1.Проведение тренинга. «Это ты, это я, это все мои друзья!»

После каждого вопроса учителя ребята отвечают хором: «Это ты, это я, это все мои друзья!»

Кто живет в стране чудесной, под названьем Казахстан?

Кто построит все мосты, что ведут нас к дружбе по дороге доброты?

Кто из вас границы наши будет верно защищать, и страну свою родную от чужих оберегать?

Инструкция:

Сядьте удобно, после каждого вопроса учителя ребята отвечают хором: «Это ты, это я, это все мои друзья!»

2.Правила работы на уроке

Пояснение:

1.Учащиеся настраиваются на активную работу






https://www.youtube.com/watch?v=EqicK14fQec


Цель: активизация внимания на теме «Национально-освободительное движение Сырыма Датулы»

На основе стихотворения и картин,

представленных на интерактивной

доске (ИД) определить тему урока.

«Борясь с врагами беспощадно,

Ты защищаешь дом родной.

И будет видеть всем отрадно

народ свободный твой».

- О чем будет наш сегодняшний урок?

Какова тема нашего урока?

В). Задание «Ассоциативный ряд» -

определить самостоятельно цель урока

и главную идею всех восстаний.

Ассоциации с понятием

«Восстание….»

(Учитель выводит на доске понятие:

Что такое восстание?

Какие восстания вы знаете из истории Казахстана? Или из Всемирной истории?

По каким причинам бывают восстания?

Восста́ние— один из видов массовых выступлений против существующей власти, как правило, не приводящих к смене политического строя[1] в государстве, стране или регионе. Основное отличие между восстанием и революцией в том, что революция ставит своей целью коренное преобразование структуры власти в обществе, радикальное изменение его политической системы, в то время как цель восстания часто ограничивается сменой правительства
Прием «Стоп-кадр»:

https://www.youtube.com/watch?v=7J-j12s6fP8

Учащимся показывается карта «Национально-освободительное восстание Сырыма Датова»
На контурных картах показать направления восстания под предводительством С. Датова.

Дескрипторы:

  • Находит на карте очаги национально-освободительного движения 1783-1797 гг.

Кто руководил этим движением?

Как он характеризуется в тексте документа и в видеофрагменте? Что общего в этих характеристиках?

Сегодня мы с вами рассмотрим одно из самых продолжительных восстаний в истории казахского народа- Национально-освободительное движение Сырыма Датулы (1783-1797 гг.)

Стратегия «Аргументы и факты». 1 ученик называет дату, 2 ученик – событие.

Дискрипторы:

- называет основные события, даты, термины


Называют тему урока

Учащиеся самостоятельно в группах определяют тему урока и рассматриваемые вопросы

«Римская стратегия»:

большой палец вверх – все выполнили верно; в сторону – доработать; вниз – не справились с

заданием

Слайд № 1

Тема урока:

«Национально-освободительное движение Сырыма Датулы (1783-1797 гг.)»;
Рассматриваемые вопросы по теме:

«Какие права казахов Младшего жуза пытался защитить Сырым Датов?»




Практический блок

Цель: развитие навыка по самостоятельному изучению ресурса и составлению ответа по заданной инструкции.

Инструкция:




Вопрос «Можно ли определить причины восстания с помощью этих иллюстраций?». Какие будут предположения?

(Время 1мин.)

Пояснение:

-выдвигают предположение о причинах восстания

Дескрипторы:

- указывают 1 причину восстания

- указывают 2 причину восстания


Цель: побуждение к обучению и достижению результата



Слайд № 4

Критерии:






Информационный блок

Цель: Причины национально-освободительного восстания Сырыма Датулы

Задание:

1.Прочитайте ресурс

2.Используя прием «Фишбоун», определите причины восстания и участников восстания, хвост - цели восстания (1. Возвратить земли традиционных кочевий казахских родов

2. Прекратить завоевания уральскими казаками казахских земель

3. Ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения)
Дескриптор:

-Определяют 4-5 причин, толкнувшие народ на восстания;

-Выявляют движущие силы национально-освободительного восстания;

- Раскрывают цели восставших


II задание. Верно соотнесите дату и событие (индивидуально)

дата

событие

1. 1778 г

2. 1783 - 1797 гг

3. 1782 г

4. 1785 г.

5. 1784 г.

6.1786 г.

1 Во время одного из вооруженных столкновений с казачьими отрядами погибли дети С. Датулы

2. Главой Оренбурской губернии стал барон О. А. Игельстром

3 Указ правительства о разрешении зимнего перегона скота казахов на правобережье Урала, только при условии найма земли

4.Место сражения в районе Нижнеуральской линии

5 Годы восстания С. Датулы

6.С. Датулы атаковал Илецкую защиту

Дескрипторы:

- Соотносят дату и событие

-читают учебник, находят дату

( Время 5+6 минут)

Объяснение учителя о личности Сырыма, подводит к выводу

Пояснение:

1.Учащиеся самостоятельно читают ресурс, выполняют задание в парах

2. При работе опираются на критерии.

Критерии:

-определяют причины восстания

- называют движущие силы восстания

- раскрывают цели восставших


Цель: эффективное продвижение учащихся в изучении

Предоставление устной обратной связи с помощью «римская стратегия»

Слайд

1.    Ослабление ханской власти в Младшем жузе.

2.    Ужесточение требований к казахам.

3.    Расширение оппозиционных настроений среди Чингизидской верхушки казахских феодалов в отношении военно-колониальных устремлений царизма.

4.    Насильственный захват плодородных земель у кочевого населения.

5.    Военные столкновения между казахами и казачьими войсками.

Земледельцы





Практический блок

Цель: закрепление знаний, умений и навыков по теме. Задание 3. Тесты.
1. Кто освободил Сырыма из казачьего плена весной 1784 года?
А) хан Абылай
В) хан Нуралы
С) Елизавета Петровна
D) Ханский совет
Е) суд биев
2. Старшиной какого рода был Сырым Датов?
А) Бериш
В) Жагалбайлы
С) Шомекей
D) Адай
Е) Байбакты
3. Автор письма в Петербург, написавшего об участии Сырыма на завершающем этапе восстания Е. Пугачева?
А) Суворов
В) Нуралы хан
С) Сорокин
D) Рейнсдорф
Е) Неплюев

4.Сколько человек сражались под знаменем Сырыма в ноябре 1784 г. в районе р. Сагыз?
А) 500
В) 1000
С) 2000
D) 3000
Е) 4000

Отметь верно, неверно
ПРИЧИНЫ

Насильственный захват земель;

Падение авторитета хана Нуралы;

Разрешение кочевание на правобережье Иртыша.

О СНОВНЫЕ ЦЕЛИ

Упразднение округов;

Прекратить захват Уральскими казаками казахских земель;

Освобождение из-под власти Коканда.

ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ
Казахские шаруа;

Национальная интеллигенция.

ХАРАКТЕР ВОССТАНИЯ

Буржуазно-демократический;

Антиколониальный.


5. Найдите ошибку в перечне целей восстания С. Датулы?
А) возвратить земли, веками являвшиеся собственностью аульной общины
В) восстановить сложенную веками традицию маршрутов кочеваний казахских родов
С) прекратить захват земель Сибирскими казачьими отрядами
D) прекратить завоевания Уральскими казаками казахских земель
Е) ограничить произвол хана Младшего жуза Нуралы и его окружения
6. Найдите ошибку в перечне руководителей карательных отрядов направленных для подавления восстания С. Датулы?
А) генерал - майор Смирнов
В) старшина Колпаков
С) старшина Понамарев
D) князь Г. А. Потемкин
Е) майор Назаров
7. Найдите ошибку в перечне причин провала реформы Игельстрома в Младшем жузе?
А) часть повстанцев выступила за сохранение веками существовавшей ханской власти
В) непоследовательность политики самого Сырыма
С) нарастание антимонархических движений против династии Романовых
D) часть феодалов, крупных родоправителей выдвинули на ханский престол султана Каипа
Е) часть повстанцев выступила за окончательную ликвидацию ханской власти в степи
8. Назовите главный повод начала нового этапа восстания в 90 - е гг. 18 в.?
А) провал реформы Игельстрома
В) назначение ханом Младшего жуза Ералы султана
С) поражение войско Сырыма в районе нижнего Урала
D) нападения и грабеж атамана Донскова на казахские аулы
Е) все выше перечисленное

10. Найдите ошибку в перечне причин поражения восстания Сырыма Датулы?
А) разногласия среди старшин Младшего жуза
В) разнородность требования основной движущей силы
С) слабая организация повстанческих отрядов и преобладание родового принципа в их формировании
D) отсутствие единства среди феодальных групп по организации борьбы
Е) нападение Сырыма на не поддержавших его аул

Пояснение:

Пояснение: Анализ карты и вывод: на карте – хоть и небольшое по территории, однако - самое длительное 14 лет ( 1783-1797г.г.)

«Сырым-батыр – лицо замечательное в событиях Малой Орды во второй половине XVIII столетия. Одаренный от природы непомерными физическими силами, обширным умом, сильной волей, отважный, предприимчивый, хитрый и честолюбивый, он был, так сказать, народным кумиром. Ордынцы видели в нем свою славу, потому что самим простым своим происхождением Сырым принадлежал им. Пользуясь таким сильным влиянием, батыр увлекал покорную толпу в дерзкие и нередко противоречащие одно другому предприятия».

Бульжер (Боулджер) Д. Ч. Англия и Россия в Центральной Азии (на англ. яз.). лондон, 1879. Т. 1 // Казахи. Девятитомный популярный справочник. О Казахстане и казахах. Алматы, 1998. С. 167–168.

1.Работают индивидуально

2. Ученики А, В, С отмечают правильные ответы

3.Обсуждение результатов работы в группе



Цель: формирование навыков применения знаний на практике


Слайд 11

На слайде эталонный ответ

Задание А





Рефлексия

Цель: подведение итогов по теме

Метод «Работа с сигнальными карточками».

Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.

Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.

Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.

Время (5 +5 минут)

Пояснение: оценивание по шаблону (Слайд № 8)


Цель: развитие навыков самооценивания







Домашнее задание

Подведение итогов. Запись д/з.

Пояснение: записать в дневниках задание








В 20 лет он уже стал бием своего рода – Байбакты. Участник Пугачевского восстания бедноты Сырым в 60 лет возглавил восстание казахов Младшего жуза против колониальной политики русского царизма в 1783-1797 годы. Сырым батыр остается в памяти народа как первый представитель знати, который защищал простой народ от феодального гнета.

Младший жуз накануне восстания
Прежде чем говорить о восстании под предводительством Сырыма, нужно понимать причины народных выступлений. Главной причиной стал политический кризис в Младшем жузе. После формального принятия подданства России ханом Абулхаиром его сын Нуралы, в 1748 году с царского веления возглавивший престол, еще больше стремился сблизиться с царской империей. Хан и его окружение стали главными проводниками колониально-грабительской политики в степи. Нуралы не пользовался уважением не только среди простых казахов, но и среди феодальной знати Младшего жуза. Старый враг Абулхаира султан Барак не признал Нуралы ханом и сам был выбран ханом старшинами рода Шекты, кочевавшими в районе нижнего течения Сыр-Дарьи. Таким образом, Младший жуз распался на два ханства. Северо-Западные

районы принадлежали Нуралы, юго-восточные – Батыру, который из-за дальности от границ России сумел сохранить независимость. Внутри владений Нуралы не было единства. Многие султаны кочевали самостоятельно, не подчиняясь хану. Нуралы хан к моменту своего правления успел поссориться со всеми, кроме России. На южных границах его владений из-за взаимных угонов скота происходили крупные столкновения с туркменами-йомудами, которые находились под Хивой. Туркмены, объединившись с узбеками, нанесли тяжелое положение войскам Нуралы. Более тысячи казахов было убито. Враждовал Нуралы и с калмыками, кочевавшими между Волгой и Уралом. Этим обострением отношений с соседями воспользовалась царская Россия для дальнейшего покорения Младшего жуза. Нуралы окончательно стал царской марионеткой, когда по приказу императорского двора начал убивать башкир.
В 1755 году в Башкирии вспыхнуло очередное национально-освободительное восстание против царской России. Около 50 тысяч башкир, преследуемых царскими войсками, ушли в казахские степи, чтобы объединиться с казахами против царской России. Чтобы этого не случилось, Оренбургский генерал-губернатор предлагает казахской знати разграбить имущество башкир, а самих взять в рабство. Большинство родовых старшин Младшего жуза не поддержали этой подлой инициативы. А некоторые старшины родов Жетиру даже взяли башкир под свое покровительство, создавая смешанные отряды для совместной борьбы. И только хан Нуралы вместе с родственниками-султанами начал грабить беглых башкир и обращать их семьи в рабство. Этот поступок Нуралы хана окончательно рассорил казахов с башкирами и положил начало ожесточенной вражде между ними, которая не прекращалась даже в 19 веке. Все больше сближаясь с царской Россией, Нуралы все дальше отдалялся от народа, местных султанов и старшин. Генерал-губернатор Игельстром доносил в 1785 году Екатерине II, что «ненависть старшин и народа к хану стала так велика, что не иначе его как вредителем и нарушителем покоя их не называют». В итоге обострение внутренних противоречий в ханстве дошло до того, что Нуралы хан обратился к царским властям с просьбой построить ему близ русской границы крепость для защиты от его собственного народа.

И восстал Сырым…
Выступлению Сырыма Датова предшествовало вспыхнувшее восстание среди казацкой бедноты Уральского войска под руководством Емельяна Пугачева в 1773-1775 годах.

Пугачев пытался привлечь на свою сторону казахских султанов и шаруа, но после крупных поражений его никто не поддержал. После жестокого подавления восстания и казни Пугачева царское правительство, опасаясь волнений в степи, укрепляет пограничные гарнизоны и начинает широкомасштабную административную реформу. Отныне казахская степь находится в подчинении симбирскому и уфимскому генерал-губернатору. Хан и султаны, опасаясь репрессий после Пугачевского восстания, старались всячески выслужиться перед царской администрацией. Султаны писали доносы, обвиняя друг друга в «неблагонадежности». Если раньше хан с султанами иногда выступали против насилий, творимых над казахами местной царской администрацией, то теперь они сами стали участниками колониального грабежа. Так в 1785 году старшины письменно жаловались на хана и его сыновей, которые за перегон скота за реку Урал забирали по одной лошади и по одному барану с каждой кибитки. Один из султанов Есим открыто грабил казахские общины вместе со старшиной Уральского войска. Таким образом, простой народ страдал под двойным гнетом – феодальным и колониальным.
К началу восстания Сырыму было уже 60 лет. Он был старшиной рода Байбакты, кочевавшего между Эмбой и Уралом. С молодости Сырыма уважали в народе за мудрость и отвагу. Сестра Сырыма была женой хана Нуралы. Однако Сырым пошел не с ханом, а стал защищать интересы простого народа. Первые сведения о его выступлениях относятся к 1772 году, когда Сырым напал на один из отрядов уральских казаков. В начале 80-х годов участились набеги казачьих войск на аулы. Особенно лютовали отряды Уральского войска под командованием атамана Чаганова, который разорял аулы, кочевавшие вблизи нижнеуральских укреплений, угонял скот, захватывал в плен. Казахи стихийно восставали, число повстанцев быстро росло, но они были разрознены.
К середине 1783 года восставших возглавил Сырым. В одной из схваток с уральскими казаками он захватил атамана Чаганова в плен и продал его в рабство в Хиву. Это усилило репрессии со стороны Уральского войска. Осенью того же года Сырым сам попал в плен, но спустя несколько месяцев ему удалось выкупиться. Сразу после освобождения Сырым объединяет вокруг себя простых казахов и создает боевые отряды для борьбы с карательными экспедициями, посылавшимися в степь царскими властями. С весны 1785 года по донесению уральской войсковой канцелярии отряд Сырыма состоял из 2700 бойцов. Плюс к нему к войску Сырыма присоединились отряды батыров Барака и Тленши общей численностью в 3500 человек. Объединенные силы нападали на приграничные укрепления и крепости. На стороне восставших были отвага и маневренность, на стороне царских войск-артиллерия. Восстание становилось все более масштабным, но большинство султанов и старшин опасались открыто поддерживать Сырыма против хана и царских войск. В 1792 году к
восставшим примкнули десятки тысяч джигитов, и Сырым объявил открытую войну России. В своем письме генерал-губернатору Сырым писал: «Точные ваш обман и ухищрения видны, что вы нас оными хотите довести также, как ногайцев и башкирцев, поспешить обуздать и наложить службу и разные тягости хотите на нас наложить». Царское правительство широко использовало против Сырыма доносчиков и агентов в лице лояльных султанов и крупных старшин. Сырым беспощадно с ними боролся. Он считал их изменниками родины. Некоторых пленил, других изгонял из степи, а третьих подвергал наказанию плетьми. Остерегаясь открытых столкновений с превосходящими силами противника, Сырым перешел к партизанской борьбе, внезапно нападая на пограничные мелкие укрепления, русские поселения и аулы султанов. Царское правительство отвечало на это жестокими карательными операциями, уничтожая аулы, поддерживающие восстание.
В марте 1797 года отряд Сырыма ворвался в ставку хана Есима – сына Нуралы – близ русской границы и убили Есима. Убийство хана произвело огромное впечатление на казахов. Родственники хана бежали в Россию. На время в степи воцарилось безвластие. В октября того же года царская администрация ставит ханом Младшего жуза дряхлого и беспомощного старика – султана Айшуака, который беспрекословно подчинился царским властям. После этого султаны обострили борьбу против Сырыма, и ему пришлось откочевать в Хиву. По народным преданиям в 1802 году его отравил Хивинский хан.
В 2007 году в 60 км от Ургенча – древнего города Узбекистана было найдено захоронение, известное под именем «Гаип-ата», резко отличающееся от местных узбекских. «Гаип» означает «пришлый», «неизвестный». Западно-Казахстанская экспедиция ученых и краеведов по ряду факторов установила, что это мавзолей Сырыма Датова. В том же году в поселке Гурлен Хорезмской области рядом с мавзолеем было открыто памятное надгробие из чёрного мрамора с надписью «Гаип-ата-Сырым Датулы».

Причины поражения
Основными причинами поражения восстания Сырыма Датова были стихийность и неорганизованность движения, отсутствие планомерности и ясно сформулированной политической программы. Кроме это, поражению способствовало непоследовательность, нерешительность, а зачастую и банальная трусость родовых старшин и султанов, которые играли на два фронта. Они поддерживали Сырыма, когда им было выгодно, а когда поняли, что он воюет ради простых людей, перешли на сторону царских властей. Степная знать испугалась размаха восстания и отошла в сторону. Казахи под руководством Сырыма Датова впервые поднялись на борьбу против феодального гнета своей знати и колониальной политики царизма. В этом неоценимая историческая заслуга Сырыма перед казахским народом.