Файл: Урок 47 Название раздела Раздел Театр и кино в современном мире Тема урока Жанр и композиция пьесы Вишневый сад. Особенности конфликта.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф.И.О. учителя

Толеубай Шынаржан Смагулкызы

Предмет/класс

Русский язык и литература 11 класс

урока/№ недели

Урок 47

Название раздела

Раздел «Театр и кино в современном мире»

Тема урока

Жанр и композиция пьесы «Вишневый сад». Особенности конфликта.

Цели обучения со ссылкой на учебную программу

11.4.2 излагать сжато информацию прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального текста, в том числе материалы СМИ, перефразируя исходный материал и сохраняя основную мысль;

11.4.5 писать дискуссионное эссе;

11.5.1 использовать прилагательные и страдательные причастия в краткой форме;

Цели урока (количество определяется содержанием)

Вы узнаете:

- изложите сжато информацию прочитанного текста, перефразируя исходный материал и сохраняя основную мысль;

- напишете дискуссионное эссе;

- используете страдательные причастия в краткой форме;



Этапы урока, время

Текст учителя

Ресурсы

Вызов

Актуализация темы и цели урока

2 мин


Здравствуйте. Начинаем изучение нового раздела «Театр и кино в современном мире»

Тема урока: Жанр и композиция. Особенности конфликта.

Вы:

- изложите сжато информацию прочитанного текста, перефразируя исходный материал и сохраняя основную мысль;

- напишете дискуссионное эссе;

- используете страдательные причастия в краткой форме;
Задание

Соедините линиями слова и их значения

Драма

дpaмaтичecкoe пpoизвeдeниe, cpeдcтвaми caтиpы и юмopa выcмeивaющee пopoки oбщecтвa и чeлoвeкa, oтpaжaющee cмeшнoe и низкoe; вcякaя cмeшнaя пьeca.

Комедия

драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.

Трагедия

драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии.

Трагикомедия

обобщенное название произведений, предназначенных для постановки на сцене.


Проверьте себя!

Д рама

дpaмaтичecкoe пpoизвeдeниe, cpeдcтвaми caтиpы и юмopa выcмeивaющee пopoки oбщecтвa и чeлoвeкa, oтpaжaющee cмeшнoe и низкoe; вcякaя cмeшнaя пьeca.

К омедия

драматическое произведение, изображающее напряжённую борьбу, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.

Т рагедия

драматическое произведение, в котором сочетаются элементы трагедии и комедии.

Трагикомедия

обобщенное название произведений, предназначенных для постановки на сцене.


Эпиграф к уроку

Высокая комедия не основана единственно на смехе... и нередко близко подходит к трагедии.
А.С. Пушкин
Заполните таблицы

Жанр

Примеры из пьесы «Вишневый сад»

Драма




Трагедия




Комедия




Трагикомедия





Проверьте себя!

Жанр

Примеры из пьесы «Вишневый сад»

Драма

Столкновение прошлого и настоящего; герои разобщены и мало связаны с реалиями жизни.

Трагедия

Комические персонажи: Шарлотта Ивановна, Епиходов, Яша, Фирс. Антон Павлович Чехов подсмеивается над Гаевым, "прожившим свое состояние на леденцах", над не по возрасту сентиментальной Раневской и ее практической беспомощностью. Даже над Петей Трофимовым, который, казалось бы, символизирует обновление России, А.П. Чехов иронизирует, называя его "вечным студентом".

Комедия

Оплакивание Раневской своего погибшего сына.

Трагикомедия

Имение продается с торгов, а в доме устроен праздник. 


Прочитайте текст, составьте тезисный план

Условно композиция пьесы состоит из пяти частей.

Первое действие пьесы – это экспозиция. В доме все ожидают приезда хозяйки имения Раневской с дочерью из Парижа. Домочадцы говорят и думают каждый о своем, совершенно не слушая друг друга. Именно поэтому многие реплики героев брошены невпопад. Эта разобщенность очень напоминает разноголосую Россию, в которой также живут такие же непохожие друг на друга люди, которым сложно достичь взаимопонимания.

В первом же действии читатель наблюдает и завязку. Любовь Андреевна с дочерью появляются в доме.

Постепенно домочадцы узнают, что Раневской грозит разорение, но ни сама хозяйка имения, ни ее брат Гаев не могут предотвратить неминуемого банкротства. Только у Лопахина появляется план спасения: вырубить старые вишни и построить на месте вишневого сада дачи. Это помогло бы выжить имению, но спесивые хозяева отвергают его предложение.

Во втором действии герои возвращаются к обсуждению судьбы поместья с садом. Раневская вновь с презрением отказывается от помощи Лопахина в решении этого вопроса и предпочитает предаваться воспоминаниям о былом. Ей намного проще бездействовать, нежась в своих страданиях. Гаев и купец постоянно ругаются.

Третье действие является кульминацией пьесы. Старые владельцы, словно ничего страшного не происходит, решают устроить бал. и пока они веселятся, проходят торги, и их усадьба уходит с молотка. Ее приобретает бывший крепостной Раневской – Лопахин.

Четвертое действие – это развязка произведения. Раневская возвращается в Париж, чтобы продолжать проматывать свое состояние. После ее отъезда все герои расходятся, кто куда. В доме остается лишь старый слуга Фирс, о котором попросту забыли и оставили в заколоченном доме.
Проверьте себя!

1 действие.

1. Экспозиция: разобщенность голосов как отражение разноголосой России.

2. Завязка: появление Раневской и её дочери в доме.

3. Как предотвратить неминуемое банкротство?

4. План Лопахина по спасению имения отвергнут.

2 действие.

Чтобы уверенно шагнуть в будущее, надо жить настоящим, а не прошлым.

3 действие.

Кульминация: «Пир во время чумы». Продажа имения, покупатель – Лопахин.

4 действие.

Отъезд Раневской в Париж, Фирс заколочен в доме.
Задание

Прочитайте информацию, представленную в схеме. Определите главный конфликт пьесы.




Теоретический материал

Изучите содержание таблицы

Полные страдательные причастия

Краткие страдательные причастия

1) Изменяются по падежам, числам и

родам.

Там, в поднебесье, идут облака, через туман озарённые.

Я ехал по земле, везде засеянной хлебом.

1) Изменяются по числам; в единственном числе — по родам.

Весь дом был блеском озарён.

Половина тёмно-синего неба была густо засеяна звёздами.

2) Полные страдательные причастия в предложении являются определениями.

Прочитанная книга лежала на столе.

2) Краткие страдательные причастия

в предложении употребляются как

сказуемые.

Торги назначены на двадцать второе августа.


Задание

Перепишите, образуя формы полных и кратких страдательных причастий.

Образец. Взять — взятый — взят — взята — взято — взяты.

Внести, добыть, загнуть, задать.
Проверьте себя!

Внести – внесенный – внесен – внесена- внесено – внесены;

Добыть – добытый – добыт – добыта – добыто – добыты;

загнуть – загнутый – загнут – загнута – загнуто – загнуты;

Задать – заданный – задан – задана – задано –заданы;
Задание

Напишите дискуссионное эссе на тему: «Вишневый сад»- комедия, драма или трагедия? Используйте структуру эссе, приведенную ниже

Структура эссе:

а) тезис (то есть утверждение, которое нужно доказать);

б) основная часть — аргументы (представляются доказательства, доводы и примеры);

в) вывод (обычно совпадает с той мыслью, которая высказывается в начале текста).
Проверьте себя!

«Вишневый сад» - это скорее всего трагикомедия, хотя автор называет пьесу комедией.

Вспомним третье действие: в тот самый день, когда имение продается с торгов, в доме устроен праздник. Вчитаемся в авторскую ремарку. Дирижером бальных танцев оказывается... Симеонов-Пищик. Вряд ли он переоделся во фрак. Значит, как всегда, в поддевке и шароварах, толстый, задыхающийся, он выкрикивает необходимые бальные команды, причем делает это на французском языке, которого не знает. И тут же Чехов упоминает о Варе, которая «тихо плачет и, танцуя, утирает слезы!» Ситуация трагикомическая: танцуя, плачет. Дело не в одной Варе.

Любовь Андреевна, напевая лезгинку, тревожно спрашивает о брате. Аня, которая только что взволнованно передавала матери слух о том, что вишневый сад уже продан, тут же идет танцевать с Трофимовым. Все это нельзя разложить по полочкам: здесь комическое, а там трагическое. Так возникает новый жанр, позволяющий одновременно передать и жалость по отношению к персонажам пьесы, и гнев, и сочувствие к ним, и их осуждение - все то, что вытекало из идейно-художественного замысла автора. Важно отметить, что большинство героев в произведении противоречат самим себе. Например, опечаленный продажей дома Гаев, услышав привычный стук удара бильярдных шаров, моментально оживился и забыл о всех неприятностях вокруг.

Подобное поведение персонажей наталкивает на мысль о трагикомичности пьесы. С одной стороны, они действительно омрачены предстоящей вырубкой вишневого сада, но с другой… их горечь и сожаление об утрате любимого и родного дома столь мимолетны. Именно поэтому читателю трудно определиться: смеяться или плакать над книгой. Неоднозначен и образ Фирса. Этот герой олицетворяет образ отжившей Российской Империи. Казалось бы, его стоит пожалеть, так как господа, несмотря на его преданность, совсем забыли про него. Но Чехов понимал, что стране необходимы перемены в любом случае, а значит, у него не было четкой цели вызвать слезы у нас из-за смерти Фирса.

Таким образом, пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад» можно признать трагикомедией или комедией, как считал сам автор.
Прием рефлексии «Аргументация своего ответа»

Закончите данные предложения

  1. Своей работой на уроке я….

  2. Мое настроение….

  3. Материал урока мне был….


Проверьте себя!

  1. Своей работой на уроке я довольна, так как выполнила большинство заданий.

  2. Мое настроение повысилось, потому что я усвоила тему.

  3. Материал урока мне был понятен.


Итоги урока:

- изложили сжато информацию прочитанного текста, перефразируя исходный материал и сохраняя основную мысль;

- написали дискуссионное эссе;

- использовали страдательные причастия в краткой форме;




Итоги урока

1 мин

Наш урок подошел к концу. Подведем его итоги. На уроке вы узнали:

-об особенностях «новой драмы»;

- изложили сжато информацию прочитанного текста, перефразируя исходный материал и сохраняя основную мысль;

- написали дискуссионное эссе;

- использовали страдательные причастия в краткой форме;

Думаю, что вы почерпнули полезную информацию для себя. До новых встреч в эфире!