Файл: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия имени А. П. Чехова.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 10

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия имени А.П.Чехова»


Обсуждено

на заседании педагогического совета

МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова»

Секретарь педагогического совета

_______________________ О.А.Овчар

Пр. от 31.08.2022 г. № 1


Согласовано

Зам. директора по ВР

МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова»

________Орехова М.А

1


Утверждено

Директор МБОУ

«Гимназия им. А.П.Чехова»

____________ Е.А. Подзорова

Пр. от 01.09.2022г. № 275- ОД












Рабочая программа

объединения дополнительного образования

«Воскресная школа «Светоч»»



Педагог доп. образования:

Направление:


Социально-педагогическое

Класс:

3-7 (9-14 лет)

Количество часов:

2 часа в неделю

Учебный год:

2022-2023


Содержание

1.Пояснительная записка

2.Общая характеристика содержания

3.Учебно-тематический план

4.Содержание курса

5.Планируемые результаты

6.Календарно-тематический план

7.Требования к уровню подготовки обучающихся

8.Литература
.


1 Пояснительная записка.

Актуальность

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального и среднего общего образования являются: Закон Российской Федерации «Об образовании», ФГОС, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся «Светоч» направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

В современном обществе всё чаще отмечаются различные проявления эмоциональной ограниченности, замкнутости на собственных интересах, нарастание жестокости, агрессивности. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в школьном возрасте, будет зависеть, что возведёт он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим его миром. Совершенствование духовно-нравственного воспитания, как неотъемлемой части целостного образовательного процесса, является одним из ведущих направлений системы образования.

При организации дополнительного образования школьников необходимо учитывать, что в 1классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами дополнительного образования достижение ребенком первого уровня результатов. Во 5 и 6 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников
второго уровня результатов. Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у школьника к 8 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика средней школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду.

Программа «Светоч» способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт больший воспитательный эффект.
Цель:Формирование духовно-нравственной системы ценностей и развитие творческого мышления у школьников.

Задачи:

1) формировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп;

2) способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населенном пункте, в общественных местах, на природе;

3) раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки;

4) воспитывать у учащихся патриотические чувства к своей Родине, уважительное отношение ко всем народам РФ, к их истории, традициям;

5) учить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника;

6) формировать ценностное отношение к здоровому образу жизни и прививать навыки ответственного отношения к нему;

7) развивать творческий потенциал учащихся и познавательную активность.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Принципы программы:

1. Включение учащихся в активную деятельность.

2. Доступность и наглядность.

3. Связь теории с практикой.

4. Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

5. Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.

6. Принцип диалогического общения.
Особенности реализации программы

Общие задачи духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся систематизированы по направлениям, каждое из которых, бу­дучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из суще­ственных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся основано на определённой сис­теме базовых национальных ценностей и должно обеспечи­вать их усвоение обучающимися.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уваже­ние родителей, достоинство человека, равноправие, от­ветственность и чувство долга, забота и помощь, мо­раль, честность, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедания, толерантность, представле­ние о вере, духовной культуре и светской этике.

2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к об­разованию, труду, жизни.

Ценности: образование, труд, уважение к людям тру­да, творчество и созидание, стремление к познанию и ис­тине, целеустремлённость и настойчивость, бережли­вость, трудолюбие.

3. Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде(экологическое воспитание).

Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях(эстетическое воспитание).

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Все направления духовно-нравственного развития и вос­питания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нрав­ственных и культурных традиций.
Виды деятельности и формы проведения занятий

1.Воспитание нравственных чувств и этического сознания:


- получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов (беседы, экскурсии, заочные путешествия, участие в творческой деятельности, отражающей культурные и духовные традиции народов России);

- ознакомление с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение различению хороших и плохих поступков (беседы, классные часы, просмотр учебных фильмов, наблюдение и обсуждение в педагогически-организованной ситуации поступков, поведения разных людей);

- усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса и образовательного учреждения - овладение навыками вежливого, приветливого, внимательного отношения к сверстникам, старшим и младшим детям, взрослым, обучение дружной игре, взаимной поддержке, участию в коллективных играх, приобретение опыта совместной деятельности;

- посильное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся, заботе о животных, других живых существах, природе;

- получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье (беседы о семье и роде, об обязанностях, взаимоотношениях родителей и детей, семейных ценностях и праздниках);

- расширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения открытых семейных праздников, выполнения и презентации совместно с творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями).
2. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, жизни:

- получение первоначальных представлений о роли зна­ний, труда и значении творчества в жизни человека и обще­ства в процессе изучения учебных дисциплин;

- участие в экскурсиях по микрорайону, городу для ознакомления с различными видами труда, профессиями (экскурсии на предприятия, встречи с людьми разных профессий);

- знакомство с профессиями своих родителей и прародителей, участие в организации и проведении презентации «Труд наших родных»;

- получение первоначальных навыков сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старши­ми детьми, взрослыми в учебно-трудовой деятельности (сюжетно-ролевые экономические игры, создание игровых ситуаций по мотивам различных профессий, проведение внеурочных мероприятий (праздники труда, ярмарки, конкурсы, города мастеров и др.);