Файл: Практическая работа 2 Анализ содержания и методического аппарата умк с точки зрения требований примерных рабочих программ.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 3
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа №2
«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО1.
Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП
УМК (предмет, класс) | Содержание учебного материала | |
Наличие элементов содержания согласно ПРП | Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП | |
5 класс, русский язык УМК под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской | Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог. Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности. Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы. Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика. Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений. Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры). Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное. Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое. Текст Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности. Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части. Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова. Повествование как тип речи. Рассказ. Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного). Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика. Информационная переработка текста: простой и сложный план текста. Функциональные разновидности языка Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы). | -основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные), -предложения сложносочинённые и сложноподчинённые(общее представление, практическое усвоение). -прямое и косвенное дополнение, -не все виды обстоятельств по значению (меры и степени, условия, уступки), -понятие о простом осложнённом предложении, предложения с однородными членами с союзом да (в значении и), да (в значении но), -свойства русского ударения, основные выразительные средства фонетики, -основные орфоэпические нормы, уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи, правописание ы — и после приставок (в учебнике для 6 класса). |
Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.
Предмет, класс
УМК
Учебное задание | Метапредметные результаты |
16. | Познавательные: устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять причинноследственные связи при изучении языковых процессов; работа с информацией Коммуникативные: публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного задания. Регулятивные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант. |
Упр. №24. Прочитайте. В каких словах заключена основная мысль текста? Спишите, выделив два абзаца. Подчеркните безударные гласные в корне. Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! 33. Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмму, т. е.: 1) подчеркните её одной чертой; 2) выделите корень; З) поставьте ударение; 4) рядом запишите проверочное слово и подчеркните в нем двумя чертами ударную гласную (см. образец в правиле). Наташа села и вз. .ла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и д. .ждя. Антошка приподнялся на коленях Наташи и посм..трел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от к..лосьев и в..дяных капель, бьющих его по л..цу. Он увидел чёрное, близкое, б..гущее небо, а ниже его неподвижно в..сели серые облака... (А. Платонов) | Познавательные:_использовать_смысловое_чтение;выбирать,_анализировать,_интерпретировать,_обобщать_и_систематизироватьКоммуникативные'>Познавательные: использовать смысловое чтение; выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать Коммуникативные: выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению Регулятивные: выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение |
60. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите его, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму № 7. Укажите в первом предложении однородные члены предложения.. Солнце стоит неподвижно (над)головой и жжёт траву. Воздух (пере)стал струиться и висит (без)движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; (над)деревней и полем лежит невозмутимая тишина — и всё как будто (вы)мерло. Звонко и далеко (раз)даётся человеческий голос (в)пустоте. (И. Гончаров) | Познавательные: выявлять существенные признаки; анализировать, использовать смысловое чтение Коммуникативные: выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению Регулятивные: выбирать способ решения учебной задачи |
Работа над заданием может проходить в парах, что даст возможность говорить о планировании метапредметных результатов 4-9. | Познавательные: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий. Коммуникативные: понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения. Регулятивные: предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам. |
Дополнение. После выполнения задания можно предложить обсудить результаты работы в парах (метапредметные результаты 4-9) | Познавательные: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях. Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться. Регулятивные: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других. |
Упр. №20 Прочитайте текст и определите его тему. Найдите вывод, который сделал школьник, о соотношении произношения и правописания в русском языке. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров. Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово кирпич, он вспоминал Ваську Гагина, который это слово писал так: «кердпич». Слово подчёркивалось на доске. Васька всматривался, вытягивая шею, шевелил губами. А потом писал: «керьпич». Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания. Упр. №20 Прочитайте текст и определите его тему. Найдите вывод, который сделал школьник, о соотношении произношения и правописания в русском языке. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров. Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово кирпич, он вспоминал Ваську Гагина, который это слово писал так: «кердпич». Слово подчёркивалось на доске. Васька всматривался, вытягивая шею, шевелил губами. А потом писал: «керьпич». Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания. (А. Чудаков) -Для реализации коммуникативных умений выполните следующее задание: Свое мнение с помощью примеров выскажите публично | Познавательные: анализировать следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы ; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного источника с учётом поставленных целей Коммуникативные: выражать себя (свою точку зрения) в устной монологической речи ; публично представлять результаты проведённого языкового анализа Регулятивные: выбирать способ решения учебной задачи; осознанно относиться к другому человеку и его мнению; |
Упр. №24. Прочитайте. В каких словах заключена основная мысль текста? Спишите, выделив два абзаца. Подчеркните безударные гласные в корне. Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! (Е. Мурашова) -Для реализации коммуникативных умений: публично представить результаты проведённого языкового анализа(объяснить классу, в каких словах подчеркнули безударную гласную корня) | Познавательные: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; самостоятельно делать обобщения и выводы; выбирать, анализировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в тексте; использовать смысловое чтение Коммуникативные: публично представлять результаты проведённого анализа текста; выражать себя (свою точку зрения) в устной монологической речи Регулятивные: признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей |
Упр. №46. Подготовьтесь к игре «Пиши правильно!». Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды записывает на доске слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетради. Выигрывает та команда, ученики которой допустили меньше ошибок. Рюкзак, завтрак, фотоаппарат вокзал, касса, шоссе, карабкаться, чувствовать, коллекция, гербарий, стрекоза, ромашка, бинокль, котелок, вагон, маршрут. | Познавательные: эффективно запоминать информацию Коммуникативные: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; участвовать в групповых формах работы; оценивать качество своего вклада в общий продукт; вклад каждого члена команды в достижение результатов Регулятивные: признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая; |
60. Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите его, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму № 7. Укажите в первом предложении однородные члены предложения.. Солнце стоит неподвижно (над)головой и жжёт траву. Воздух (пере)стал струиться и висит (без)движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; (над)деревней и полем лежит невозмутимая тишина — и всё как будто (вы)мерло. Звонко и далеко (раз)даётся человеческий голос (в)пустоте. (И. Гончаров) | Познавательные: выявлять существенные признаки; анализировать, использовать смысловое чтение Коммуникативные: выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению Регулятивные: выбирать способ решения учебной задачи; |
| Познавательные: устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; работа с информацией Коммуникативные: публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного задания. Регулятивные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант |
1