Файл: Практическая работа 2 Анализ содержания и методического аппарата умк с точки зрения требований примерных рабочих программ.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 3

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №2

«Анализ содержания и методического аппарата УМК с точки зрения требований примерных рабочих программ».
Выбор УМК (класс) обусловлен рекомендуемой Министерством просвещения моделью введения ФГОС НОО/ФГОС ООО1.
Задание 1. Анализ содержания УМК на соответствие содержанию ПРП


УМК (предмет, класс)

Содержание учебного материала

Наличие элементов содержания согласно ПРП

Отсутствующие элементы содержания согласно ПРП

5 класс, русский язык

УМК под ред. М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской

Язык и речь. Речь устная и письменная, монологическая и диалогическая, полилог.

Виды речевой деятельности (говорение, слушание, чтение, письмо), их особенности.

Создание устных монологических высказываний на основе жизненных наблюдений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы.

Устный пересказ прочитанного или прослушанного текста, в том числе с изменением лица рассказчика.

Участие в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений.

Речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

Сочинения различных видов с опорой на жизненный и читательский опыт, сюжетную картину (в том числе сочинения-миниатюры).

Виды аудирования: выборочное, ознакомительное, детальное.

Виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое.

Текст

Текст и его основные признаки. Тема и главная мысль текста. Микротема текста. Ключевые слова.

Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение; их особенности.

Композиционная структура текста. Абзац как средство членения текста на композиционно-смысловые части.

Средства связи предложений и частей текста: формы слова, однокоренные слова, синонимы, антонимы, личные местоимения, повтор слова.

Повествование как тип речи. Рассказ.

Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей, микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте; использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).

Подробное, выборочное и сжатое изложение содержания прочитанного или прослушанного текста. Изложение содержания текста с изменением лица рассказчика.

Информационная переработка текста: простой и сложный план текста.

Функциональные разновидности языка

Общее представление о функциональных разновидностях языка (о разговорной речи, функциональных стилях, языке художественной литературы).

-основные виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (именные, глагольные, наречные),

-предложения сложносочинённые и сложноподчинённые(общее представление, практическое усвоение).

-прямое и косвенное дополнение,

-не все виды обстоятельств по значению (меры и степени, условия, уступки),

-понятие о простом осложнённом предложении, предложения с однородными членами с союзом да (в значении и), да (в значении но),

-свойства русского ударения, основные выразительные средства фонетики,

-основные орфоэпические нормы, уместное использование слов с суффиксами оценки в собственной речи, правописание ы — и после приставок (в учебнике для 6 класса).




Задание 2. Анализ учебных заданий (методического аппарата УМК) по выбранной теме, распределение учебных заданий по видам формируемых метапредметных результатов.

Предмет, класс

УМК

Учебное задание

Метапредметные результаты

16.

Познавательные:

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять причинноследственные связи при изучении языковых процессов; работа с информацией

Коммуникативные: публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного задания.

Регулятивные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант.

Упр. №24. Прочитайте. В каких словах заключена основная мысль текста? Спишите, выделив два абзаца. Подчеркните безударные гласные в корне.

 Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди!

33.        Озаглавьте текст. Выпишите слова с пропущенными гласными в корне. Обозначьте изученную орфограмму, т. е.: 1) подчеркните её одной чертой; 2) выделите корень; З) поставьте ударение; 4) рядом запишите проверочное слово и подчеркните в нем двумя чертами ударную гласную (см. образец в правиле).

Наташа села и вз. .ла на колени брата, укрыв руками его голову от ветра и д. .ждя. Антошка приподнялся на коленях Наташи и посм..трел вокруг, терпеливо жмурясь от бури, от к..лосьев и в..дяных капель, бьющих его по л..цу. Он увидел чёрное, близкое, б..гущее небо, а ниже его неподвижно в..сели серые  облака...

                                                          (А. Платонов)


Познавательные:_использовать_смысловое_чтение;выбирать,_анализировать,_интерпретировать,_обобщать_и_систематизироватьКоммуникативные'>Познавательные:

использовать смысловое чтение;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать

Коммуникативные:

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению

Регулятивные:

выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение


60Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите его, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму № 7. Укажите в первом предложении однородные члены предложения..

Солнце стоит неподвижно (над)головой и жжёт траву. Воздух (пере)стал струиться и висит (без)движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; (над)деревней и полем лежит невозмутимая тишина — и всё как будто (вы)мерло. Звонко и далеко (раз)даётся человеческий голос (в)пустоте.

(И. Гончаров)


Познавательные:

выявлять существенные признаки; анализировать,

использовать смысловое чтение

Коммуникативные:

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению

Регулятивные: выбирать способ решения учебной задачи



Работа над заданием может проходить в парах, что даст возможность говорить о

планировании метапредметных

результатов 4-9.

Познавательные: выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий.

Коммуникативные: понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения.

Регулятивные: предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам.



Дополнение. После выполнения задания можно предложить обсудить результаты работы в парах (метапредметные результаты 4-9)


Познавательные: выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы, уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Регулятивные: развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других.

Упр. №20 Прочитайте текст и определите его тему. Найдите вывод, который сделал школьник, о соотношении произношения и правописания в русском языке. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров.

Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово кирпич, он вспоминал Ваську Гагина, который это слово писал так: «кердпич». Слово подчёркивалось на доске. Васька всматривался, вытягивая шею, шевелил губами. А потом писал: «керьпич». Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания.

Упр. №20 Прочитайте текст и определите его тему. Найдите вывод, который сделал школьник, о соотношении произношения и правописания в русском языке. Согласны ли вы с этим выводом? Обоснуйте своё мнение с помощью примеров.

Всякий раз, когда Антон видел кирпич или слово кирпич, он вспоминал Ваську Гагина, который это слово писал так: «кердпич». Слово подчёркивалось на доске. Васька всматривался, вытягивая шею, шевелил губами. А потом писал: «керьпич». Из своего орфографического опыта он сделал незыблемый вывод: в русском языке все слова пишутся не так, как произносятся, причём как можно дальше от реального звучания. (А. Чудаков)

-Для реализации коммуникативных умений выполните следующее задание: Свое мнение с помощью примеров выскажите публично


Познавательные: анализировать следственные связи при изучении языковых процессов; делать выводы ; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения; использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного  источника с учётом поставленных целей

Коммуникативные: выражать себя (свою точку зрения)  в устной монологической речи ; публично представлять результаты проведённого языкового анализа
Регулятивные: выбирать способ решения учебной задачи; осознанно относиться к другому человеку и его мнению;


Упр. №24. Прочитайте. В каких словах заключена основная мысль текста? Спишите, выделив два абзаца. Подчеркните безударные гласные в корне.
Есть на свете люди, которые знают много разных языков. И умеют на них говорить. Таких людей не так уж и мало. Это очень здорово — понимать разных людей и уметь с ними разговаривать. А вот маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли. Редко рождаются такие люди! (Е. Мурашова)
-Для реализации коммуникативных умений: публично представить результаты проведённого языкового анализа(объяснить классу, в каких словах подчеркнули безударную гласную корня)

Познавательные: составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач; самостоятельно делать обобщения и выводы; выбирать, анализировать,  обобщать и систематизировать информацию, представленную в тексте; использовать смысловое чтение 
Коммуникативные: публично представлять результаты проведённого  анализа текста; выражать себя (свою точку зрения)  в устной монологической речи
Регулятивные: признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая; выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей


Упр. №46. Подготовьтесь к игре «Пиши правильно!». Внимательно прочитайте данные слова и запомните их правописание. Закройте учебник. Разделитесь на три команды. Ученик из каждой команды записывает на доске слово, которое диктует учитель. Остальные ученики записывают слова в тетради. Выигрывает та команда, ученики которой допустили меньше ошибок.

Рюкзак, завтрак, фотоаппарат вокзал, касса, шоссе, карабкаться, чувствовать, коллекция, гербарий, стрекоза, ромашка, бинокль, котелок, вагон, маршрут.


Познавательные: эффективно запоминать информацию

Коммуникативные: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; участвовать в групповых формах работы;

оценивать качество своего вклада в общий продукт; вклад каждого члена команды в достижение результатов
Регулятивные: признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;


60Прочитайте. Озаглавьте текст. Спишите его, раскрывая скобки. Обозначьте орфограмму № 7. Укажите в первом предложении однородные члены предложения..

Солнце стоит неподвижно (над)головой и жжёт траву. Воздух (пере)стал струиться и висит (без)движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; (над)деревней и полем лежит невозмутимая тишина — и всё как будто (вы)мерло. Звонко и далеко (раз)даётся человеческий голос (в)пустоте.

(И. Гончаров)


Познавательные: выявлять существенные признаки; анализировать,

использовать смысловое чтение
Коммуникативные: выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению
Регулятивные: выбирать способ решения учебной задачи;




Познавательные: устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; классифицировать языковые единицы по существенному признаку; выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов; работа с информацией

Коммуникативные: публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного задания.
Регулятивные: самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант



1