Файл: Международная образовательная корпорация активный раздаточный материал.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 08.02.2024
Просмотров: 2
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2020-2021 Модуль социально-политических знаний модуль 1, «Социология, политология»
МЕЖДУНАРОДНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ КОРПОРАЦИЯ
АКТИВНЫЙ РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Дисциплина «Модуль социально-политических знаний», 8 кредитов
1 модуль – 4 кредита ФООД для всех образовательных программ
часов: лекционных 24, практических 12
Семинар №2: «Социальная структура общества» 2020/21 уч. год
План семинара:
1. Общества в современном мире.
2. Критерии социальной стратификации.
3. Социальное неравенство в мире и РК.
Краткое содержание
Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать. Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.
Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Для него характерны низкие темпы развития, производства. Современные общества отличаются следующими чертами: ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение). К ним относятся
индустриальное и постиндустриальное общества.
Отличительные черты постиндустриального общества:
-
переход от производства товаров к экономике услуг; -
возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов; -
главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе; -
контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений; -
принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.
Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.
В современной социологии принято выделять следующие основные критерии социальной стратификации:
-
доход - количество денежных поступлений за определенный период (месяц, год); -
богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег (во втором случае они выступают в виде движимого или недвижимого имущества); -
власть - способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать решающее влияние на деятельность других людей с помощью различных средств (авторитета, права, насилия и др.). Власть измеряется количеством людей, на которых она распространяется; -
образование - совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Уровень образования измеряется числом лет обучения; -
престиж — общественная оценка привлекательности, значимости той или иной профессии, должности, определенного рода занятий.
Несмотря на многообразие различных моделей социальной стратификации, существующих в настоящее время в социологии, большинство ученых выделяют три основных класса:
высший, средний и низший. При этом доля высшего класса в индустриально развитых обществах составляет примерно 5-7%; среднего — 60-80% и низшего — 13-35%.
В ряде случаев социологи проводят определенное деление внутри каждого класса. Так, американский социолог У.Л. Уорнер (1898-1970) в своем известном исследовании «Янки-Сити» выделил шесть классов:
высший-высший класс (представители влиятельных и богатых династий, обладающих значительными ресурсами власти, богатства и престижа);
низший-высший класс («новые богатые» — банкиры, политики, не имеющие знатного происхождения и не успевшие создать мощные ролевые кланы);
высший-средний класс (преуспевающие бизнесмены, адвокаты, предприниматели, ученые, менеджеры, врачи, инженеры, журналисты, деятели культуры и искусства);
низший-средний класс (наемные работники — инженеры, клерки, секретари, служащие и другие категории, которых принято называть «белыми воротничками»);
высший-низший класс (рабочие, занятые преимущественно физическим трудом);
низший-низший класс (нищие, безработные, бездомные, иностранные рабочие, деклассированные элементы).
Таким образом, в основе социальной стратификации лежит естественное и социальное неравенство между людьми, которое проявляется в их социальной жизни и имеет иерархический характер. Оно устойчиво поддерживается и регулируется различными социальными институтами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является важным условием функционирования и развития любого общества.
Контрольные вопросы:
1. Как индустриализация изменила жизнь людей? Проанализируйте на примере различных социальных институтов: как менялась семья, экономика, образование, медицина.
2.Как живут представители разных классов (высший, средний, низший) в РК? Сделайте анализ на примере ваших знакомых, родственников.
Глоссарий
На русском языке | На казахском языке | На английском языке |
общество | қоғам | society |
страта | таптар | strata |
мобильность | мобильділік | mobility |
средний класс | Орта таптар | middle class |
богатство | байлық | wealth |
бедность | кедейлік | poverty |
Задание на СРС: №1
Задание на СРСП: №1
Литература:
Обязательная литература:
1.Чалапчий, А.А. Политология: Учебно-методический комплекс / М.: Проспект, 2016.- 280 с.
2.Самыгин, С.И. Социология: Учебное пособие / Ростов-на-Дону: Наука-Спектр, 2017.- 288 с.
3.Дэвид Б.Бринкерхоф, СюзанТ.Ортега, Роуз Уэйтс. Әлеуметтану негіздері. 2018
4.Джорж Ритцер, Джеффри Степницки. Әлеуметтану теориясы. 2018
5.Оксфорд әлеуметтік ғылымдар сөздігі/ Калхун Крейг.- Нұр-Сұлтан: Ұлттық аударма бюросы, 2019.- 480 б.
Дополнительная литература:
1.Мухаев Р.Т. Основы социологии и политологии. Учебник, 2017, ЮНИТИ-ДАНА, эл-библ база IPR Books
2.Курс по социологии (книга) 2017, Сибирское универ изд-во, Норматика, эл-библ база IPR Books
3. Семенова Л.Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования. Учебно-методическое пособие 2019, Вузовское образование, эл-библ база IPR Books
4.Кудлай А.А. Политология в схемах и таблицах. Уч/ пособие, 2019, Ун-т экономики и упр-я, эл-библ база IPR Books
5. Кандауров С.П., Полищук В.Н. Политология. Практикум.2018, Самарский государственный технический университет, эл-библ база IPR Books