Файл: Конспект урока русского языка в 6 классе Подготовка к сочинению по картине Рустема Фаитовича Хузина У окна Подготовила учитель русского языка и литературы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.02.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Работкинская средняя школа»


Конспект урока русского языка в 6 классе
Подготовка к сочинению по картине

Рустема Фаитовича Хузина

«У окна»
Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Ирина Айдаровна Силантьева

С. Работки

2020


Цели.

Образовательные:

  • продолжить работу над описанием интерьера;

  • собрать рабочий материал для описания картины, её необычной композиции;

  • выделить две части картины, которые помогут охарактеризовать происходящее на ней;

  • написать сочинение

Развивающие:

  • развивать навыки монологической речи;

  • развивать орфографическую зоркость и пунктуационную грамотность;

  • совершенствовать навыки описания произведений живописи

  • продолжение развития навыков работы с текстом

Воспитательные:

  • воспитание интереса к живописи;

  • воспитание эстетического вкуса

Средства обучения:

  • Мультимедийная презентация, рабочие материалы к уроку

Методы обучения:

  • эвристический;

  • частично-поисковый;

  • репродуктивный

Тип урока: урок развития речи


Ход урока
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.

2. Постановка темы и цели урока.

Начнем мы с терминологического диктанта. Я даю развернутое определение, а вы записываете термин.


1. Тип речи - изображение какого-либо явления действительности, предмета, лица путем перечисления и раскрытия его основных признаков. (описание)

2. Стиль речи -  воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.(художественный)

3. Вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на жёсткую или гибкую поверхность. (живопись)

4. Изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве, буквально «мертвая природа» (натюрморт)

5. Изображение или описание какого-либо человека (портрет)

6. Жанр изобразительного искусства, в котором основным предметом изображения является природа (пейзаж)

7. Изображение или описание внутреннего вида помещения (интерьер)

8. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)

- Как мы работаем с текстом? Что мы можем с ним сделать? (прочитать, написать, озаглавить, составить план, проанализировать).

- Из каких видов искусства эти слова ? (Живопись и литература.)

- Чем мы сегодня будем заниматься на уроке? (Учиться создавать текст описание картины) (слайд 2 – тема урока)

- Какая основная цель урока? (подготовиться к сочинению-описанию картины)

3. Показ картины Р.Ф. Хузина «У окна». (слайд 3 картина)

- Почему картина так называется?( видно, что мальчик смотрит в окно; скорее всего, это вторая половина зимнего дня; за окном видно, как дворник посыпает дорожки песком)

-Эту картину написал Рустем Фаитович Хузин.

Рустем Хузин живёт и работает в городе Казани. Рустем Фаитович член союза художников России и республики Татарстан. Об этом художнике нет объёмной информации в сети Интернет. Посмотрите, какие ещё работы есть в копилке этого художника. (слайды 5-8 – портрет, фото картин художника)

Вспомните, какая структура у любого сочинения? (три части: вступление, основная часть, заключение)

Что мы обычно пишем во вступлении сочинения-описания картины? (краткие сведения об авторе)

Перед вами текст о творчестве Р.Ф. Хузина. Внимательно прочитайте его и подчеркните то, что мы можем использовать в нашем сочинении: во вступлении и заключении) (слайды 9-11)

  Рустем Фаитович Хузин принадлежит к числу ведущих мастеров искусства Татарстана молодого поколения. Хузин изображает на своих полотнах как обыкновенных простых людей, так и исторических личностей, внесших значительный вклад в историю государства и народа. В копилке мастера есть пейзажи, натюрморты.


  Творчество художника показательно для современного искусства. В его работах прослеживается сила реализма в сочетании с жанровым многообразием. В работах Рустема Хузина можно отметить то, что художник пишет не предмет, а его окружение. Благодаря чему мы можем ощутить движение ветра, морозное утро, рябь на воде.   Живописная манера отличается насыщенностью света, декоративностью, острым чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях тонкостью пластического и цветового решения.

  Картина «У окна» - это рассказ об одном из обычных дней маленького мальчика. Художник показал нам ребёнка, который что-то увлеченно рассматривает за окном своей квартиры.

Обозначьте буквой В – предложения, которые используем во вступлении, буквой З – в заключении.

4. Работа над картиной

- Посмотрим внимательно на картину. Вы уже знакомы с понятиями «передний план картины, задний план картины». (слайд 13 – картина)

В процессе работы давайте заполним таблицу (слайд 12), которая у вас на столе. Записываем кратко: слова, словосочетания.

- Что или кто расположен на переднем плане этой картины? (Правильно, мальчик, который смотрит в окно. Он рассматривает двор, опираясь локтями на подоконник)

-Пожалуйста, опишите мальчика. (Мальчик маленький, скорее всего дошкольник. Он одет в клетчатую рубашку, из-под которой виднеется голубая маечка. Скорее всего, он ждёт возвращения своих родителей, или кого-то из них, с работы. Видимо, ему стало скучно, и он решил посмотреть в окно.)

-Итак, на переднем плане картины - маленький мальчик. Как вы думаете, какое выражение лица может быть у ребенка? (Может быть, он грустит, скучает. А может быть, наоборот, весело смотрит в окно, наблюдая за работой дворника.)


- А теперь давайте рассмотрим передний план окна. Опишите, как выглядит та часть окна, которая находится внутри комнаты. (Окно, в которое смотрит мальчик, большое. На подоконнике, слева от мальчика, мы видим горшок с цветком. Справа от мальчика видны рисунки, карандаши и игрушечная машина. Скорее всего, мальчик рисовал или играл с игрушками. Возможно, ему стало скучно и он выглянул в окно, чтобы посмотреть, не идёт ли его мама с работы.)

-Давайте же повнимательнее рассмотрим детали. Как вы думаете, какое время года изображено? Какая погода за окном? (Скорее всего, это конец ноября или начало зимы. Листья уже опали с деревьев, на земле, на крышах домов лежит снег. Дворник посыпает дорожки песком. Напротив окна видна часть дома, в окнах которого горит желтый свет. Двор нарисован не четко. Он укутан белой дымкой снега.)

- Обратите внимание на краски, которые преобладают на полотне. (Преобладают голубой и белый цвета. Вспомните, что обозначают эти цвета? Это цвета холодной гаммы. Голубой цвет – это свежесть, лёд, холод, чистота, желтый цвет – цвет света, покоя, безмятежности. Эти цвета успокаивают, создают умиротворённое настроение.)

- Какие еще цвета есть в картине? (Зеленый, коричневый, немного коричневого.)

- Как видите, в картине все подчинено одной теме – жизни, умиротворения.

Давайте еще раз подумаем, почему же картина называется «У окна». Окно – светоносный элемент интерьера – для художника становится ключевым смыслом. Окно изображено на картине крупно, ему отдана большая часть полотна. За окном видна жизнь: работающий дворник, теплые окна дома напротив, очертания города вдалеке. А персонаж, который всматривается в неведомые дали за окном, вызывает улыбку. Маленький мальчик словно хочет покинуть пределы дома. А, может быть, наоборот ему хочется остаться дома, в тепле, со своими привычными занятиями, игрушками. Он просто соскучился по маме и поджидает её , облокотившись на подоконник. Представляет, что вот-вот она появится во дворе, неся в руках сумку и кутая нос в меховом воротнике пальто.

7. Чтобы написать хорошее сочинение: нужен план. Какие виды планов мы знаем?

(простой и сложный.) Чем они отличаются друг от друга?

Давайте вместе составим план сочинения

План

I. Р.Ф. Хузин – художник молодого поколения.

II. Картина «У окна» - одна из замечательных работ художника.

1. Две части картины, разделенные окном:

а) маленький мальчик в окне;

б) жизнь за окном

2.Почему картина имеет такое название?

3.Какие краски преобладают на полотне?

III. Тема жизни и умиротворения в картине

Слайд 7 - план

8. Работа по предупреждению лексических, орфографических, речевых ошибок.

1)Работа с синонимами. 4 часть – таблица, попробуйте подобрать синонимы к данным словам, чтобы не повторяться в своих сочинениях. (по 2 – 3 синонима) – за каждый синоним – балл (максимум 9 баллов)


Хузин Р.Ф.

мальчик

изобразил

Рустем Фаитович

он

показал

Художник

маленький художник

передал

мастер кисти

дошкольник

нарисовал

автор картины

ребенок

запечатлел

живописец




создал







написал


2)Орфографическая работа. Вам предложены слова (5 часть)

В 5 словах допущены ошибки. Найдите и исправьте их.

Вот эти слова (слайд 8 : верно написанные слова) – 5 баллов

Слайд 16

Р.Ф. Хузин – ______________ живописец. На своих полотнах он ____________как обыкновенных простых людей, так и исторических _________________, внесших значительный вклад в историю ____________________. В копилке мастера есть _____________,______________.
Возможное заключение.
Слайд 17

Мне очень ______________ работа Р.Ф. Хузина «У окна». Посмотришь на эту ____________, полную ______________, вспомнишь о__________, и сразу как-то ____________ становится на сердце, хочется _____________________



  1. Подведение итогов

Вспомним тему нашего урока. Какие мы ставили перед собой цели?